Привет, друзья! Снова мои ниточки привели меня к Никольскому кладбищу в Александро-Невской лавре. Я продолжаю изучать выдающихся людей, которые оставили след в нашей истории. В статье о Никольском некрополе я упоминала авиатора Льва Мациевича. Недавно я узнала, что в Санкт-Петербурге есть сквер, который носит его имя. Конечно, я не могла не посетить это место. Мне хотелось узнать больше о его гибели и побывать на том самом месте, где произошла страшная авиакатастрофа в 1910 году...
Комендантский аэродром
В 1892 году рядом с нынешней станцией метро «Пионерская» был построен Коломяжский ипподром. Он получил название от соседней деревни Коломяги. Автор проекта — архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. С первых дней работы ипподрома здесь ежегодно проводились скачки. Трибуны были разнообразными: деревянная с царской ложей и помещениями для членов общества, каменная для зрителей с ложами и амфитеатром, еще одна деревянная трибуна с более доступными местами.
В 1908 году в Санкт-Петербурге появился Всероссийский аэроклуб. Для полетов выбрали Коломяжский ипподром, так как он отвечал необходимым требованиям. В мае 1909 года Николай II взял его под свое покровительство, клуб стал называться Императорским. Первый полет на Коломяжском ипподроме был совершен французским авиатором А. Гюйо на аэроплане "Блерио-XI". После успешных полетов, было решено о создании отдельного аэродрома.
Осенью 1910 года на Комендантском поле, рядом с Коломяжским ипподромом, на средства Товарищества «Крылья» и Императорского всероссийского аэроклуба был построен первый полноценный аэродром в России. Он получил название «Комендантский» по месту строительства. Здесь и произошла та самая авиакатастрофа, в которой погиб Лев Мациевич. В память о нем на этом месте создали сквер.
Лев Макарович Мациевич
Авиатор Лев Мациевич родился в 1877 году. Он был талантливым русским инженером и изобретателем, особенно в области кораблестроения и военно-морского дела. Мациевич стал одним из первых летчиков России.
Капитан Лев Мациевич, глава Корпуса корабельных инженеров, пристально следил за развитием авиации. В 1909 году он создал один из первых российских проектов гидроаэроплана.
Мациевич страстно увлекся авиацией, и в 1909 году его зачислили в отдел воздухоплавания. В 1910 году его отправили во Францию для изучения мирового авиационного опыта. Там он учился в школе летчика и авиаконструктора Анри Фармана, одной из ведущих в мире.
Осенью 1910 года на Комендантском аэродроме прошел Всероссийский праздник воздухоплавания. В ходе мероприятия 24 сентября капитан Лев Мациевич выполнил полёт в компании с премьер-министром Российской империи Петром Столыпиным. Но следующий полет стал для него роковым. В самолете «Фарман» порвалась диагональная растяжка. Острый конец проволоки попал в винт, сломав его и повредив конструкцию аэроплана. Резкое торможение заставило летчика выпасть из кабины и рухнуть на землю. Это событие потрясло всех, особенно его жену и дочь, которые наблюдали за этим с трибуны. Мациевич погиб, став первой жертвой авиации в России.
Сквер в честь Льва Мациевича
Сквер не очень большой, но сколько памяти он хранит. В сквере установлены семь бюстов первых летчиков России, изобретателей, конструкторов. В центре сквера стоит бюст Льва Макаровича.
Ефимов Михаил Никифорович
Михаил Ефимов — первый российский профессиональный летчик международного класса. Он одним из первых в мире выполнял виражи, спирали, пикирование и планирование с выключенным двигателем.
Зверева Лидия Виссарионовна
Лидия Зверева — первая в России женщина-пилот. Она активно выступала за участие женщин в авиации.
Котельников Глеб Евгеньевич
Глеб Котельников, бывший артиллерийский поручик, был глубоко потрясен гибелью Льва Мациевича. Это событие сподвигло его на создание устройства для спасения жизней авиаторов. Уже в 1911 году он создал первый в России ранцевый парашют.
Лебедев Владимир Александрович
Владимир Лебедев — первый пилот Петербурга. В 1911 году он совершил рекордный полет на аэроплане «Флагман», взяв на борт четырех пассажиров. Рядом с Комендантским аэродромом он построил авиационный завод, а затем открыл его филиалы по всей России. В военные годы на этих заводах было произведено около 700 самолетов различных типов.
Орлов Иван Александрович
Иван Орлов к началу войны создал свой моноплан «Орлов-1». Он окончил летную школу Всероссийского Аэро-Клуба и стал летчиком-асом истребительной авиации в Первой мировой войне.
Сикорский Игорь Иванович
Игорь Сикорский — выдающийся российский и американский авиаконструктор. Он также был ученым, изобретателем и философом. Сикорский создал первый четырехмоторный самолет «Русский витязь» в 1913 году.
В центре сквера возвышается стела в память об авиаторах Комендантского аэродрома, погибших в мирное время. Рядом — плита из чёрного камня, похожая на надгробие, с рельефным крестом. Вначале место гибели Льва Мациевича отметили деревянным крестом, а позже его заменили на плиту.
Я узнала историю Льва Мациевича и это меня тронуло. Такие люди заслуживают почтения.
До встречи!
Подписывайтесь на мой канал и вы узнаете о всех интересных, мало известных и новых местах Санкт-Петербурга! 😉