Найти в Дзене
Тюменская область

По течению истории: как появились мосты через тюменские реки?

Привычные места хранят уникальные истории. В предыдущей публикации мы рассказали о прошлом набережной реки Туры, Масловского взвоза и моста Влюбленных. Давайте продолжим наше путешествие во времени! Первые переправы через реку Тюменку появились уже в XVII веке. Сначала был построен мост, ведущий напрямую в затюменскую часть, где крестьяне обрабатывали первые пашни и сенокосы. Позже возникла Ямская слобода. Первое сооружение представляло собой дамбу через овраг в форме перевернутой трапеции. Из-за крутого подъема и спуска повозки часто застревали, и переправа была неудобной. Настоящий деревянный мост вровень с берегами возвели в 1728 году. Сооружение представляло собой срубы-башни, установленные со дна оврага, между которыми оставляли проходы для воды. На них настилали мостовое полотно. Самая высокая опора достигала 21 метра, общая длина моста составляла 162 метра, а ширина — 8,5 метров. Капитальное обновление переправа получила в конце XIX века: деревянные конструкции заменили кирпичны
Оглавление

Привычные места хранят уникальные истории. В предыдущей публикации мы рассказали о прошлом набережной реки Туры, Масловского взвоза и моста Влюбленных. Давайте продолжим наше путешествие во времени!

Никольский мост

Фото: С. Бушуев, А. Попов. Краеведческий портал Город Т.
Фото: С. Бушуев, А. Попов. Краеведческий портал Город Т.

Первые переправы через реку Тюменку появились уже в XVII веке. Сначала был построен мост, ведущий напрямую в затюменскую часть, где крестьяне обрабатывали первые пашни и сенокосы. Позже возникла Ямская слобода. Первое сооружение представляло собой дамбу через овраг в форме перевернутой трапеции. Из-за крутого подъема и спуска повозки часто застревали, и переправа была неудобной.

Фото: Краеведческий портал Город Т
Фото: Краеведческий портал Город Т

Настоящий деревянный мост вровень с берегами возвели в 1728 году. Сооружение представляло собой срубы-башни, установленные со дна оврага, между которыми оставляли проходы для воды. На них настилали мостовое полотно. Самая высокая опора достигала 21 метра, общая длина моста составляла 162 метра, а ширина — 8,5 метров.

Капитальное обновление переправа получила в конце XIX века: деревянные конструкции заменили кирпичными опорами под руководством Александра Колмогорова, сына известного тюменского промышленника.

В 1993 году прошел очередной ремонт: сохранившиеся опоры оставили, а новое полотно подняли чуть выше.

Сегодня через Тюменку проложено восемь мостов, но Никольский остается одним из значимых для истории города.

Мост Челюскинцев

Фото: Краеведческий портал Город Т
Фото: Краеведческий портал Город Т

В 1956 году началось возведение первого моста из металлических конструкций для сообщения между Зарекой и центральной частью города. Такой материал выбрали, потому что деревянный мост нужно было постоянно ремонтировать, а также сооружение тогда уже пережило пожар.

Новый мост получил интересную особенность — со стороны кажется, что он наклонен к левому, более низкому берегу. Однако это лишь оптический эффект: центральный пролет расположен строго горизонтально, а соединяющие его с берегами — имеют небольшой уклон.

В октябре 1961 года по мосту впервые пошел транспорт. Ширина пролетов составила 14 метров, а их общая длина — 318,5 метров.

К началу 2000-х нагрузка на переправу значительно возросла, и существующей пропускной способности стало недостаточно. Поэтому приняли решение построить рядом мост-дублер с четырьмя полосами движения — по две в каждом направлении. Его длина была равна 340 метров, а высота – 10,5 метров. Движение по мосту-дублеру открыли в 2015 году.

Фото: А. Попов. Краеведческий портал Город Т
Фото: А. Попов. Краеведческий портал Город Т

В это же время начали работы по продолжению улицы Первомайской, созданию тротуаров и переустройству инженерных сетей, так как новый мост через Туру повлиял на схему движения в этом районе.

Почему улица в Тюмени носит имя министра царской России?

Где рождается сила: путешествие в тюменский Музей кузнечного мастерства

Исторический символ Тобольска обновлен: как преобразился памятник Ермаку