«Он психует, если проигрывает в игре».
«Она злится, если не получается пример».
В детстве все ранимые и восприимчивые: стоит ребенку потерпеть неудачу — сразу обида, слезы, «я больше не буду это делать».
А потом мы удивляемся, почему подростки быстро сдаются, упрямятся, боятся пробовать новое и чуть что вешают нос.
Но именно умение проигрывать делает человека устойчивым. Давайте разберемся, почему дети так болезненно реагируют на поражения и как это изменить.
Как оказать влияние на характер ребенка
Дети воспринимают все слишком остро: похвала окрыляет, а неудача кажется концом света.
Это не капризы, просто ребенок пока не знает, что проигрыш — это опыт, а не поражение.
Если не помочь осознать эту мысль вовремя, этот страх проскочит во взрослую жизнь.
Взрослый ребенок избегает нового, боится показаться глупым, не пробует снова, даже если хочет.
Ваши задачи:
- Позволить ребенку брать ответственность и совершать свои ошибки
- Быть опорой в трудные моменты
- Помогать, когда он попросит.
Как это делать правильно ⬇️
Как помочь ребенку справляться с поражениями и ошибками — 3 простых, но действенных совета
1️⃣ Фокусируйтесь на процессе, а не результате
Если ребенка хвалят только за успех, то любое поражение кажется концом света.
Частая история с оценками ниже «отлично». Когда ребенок старается и выполняет все задания, но допускает ошибку по невнимательности или у учителя другие любимчики, то в журнале рисуется цифра «4».
В первую очередь объясните, что неважно, какая оценка — важно, что ребенок 3 часа уделил учебе и подготовке, ведь ему было важно достичь цели.
Просто в этот раз не получилось.
2️⃣ Проговаривайте, что ошибки — лишь часть пути
Дисней, Эдисон, Стив Джобс — у всех за плечами провалы.
Когда Уолтер Дисней искал инвесторов для создания парка, ему отказали 302 раза! И лишь на 303 раз он добился своего. Такому упорству (мы бы даже сказали упрямству) можно только позавидовать, согласны?
Томас Эдисон проводил эксперименты больше 1000 раз, прежде чем его лампочка загорелась. Сейчас все пользуются электричеством. К слову, в школе его считали умственно отсталым ребенком, потому что он долго не мог научиться читать и писать.
Покажите ребенку эти примеры, купите книги с биографией великих людей.
И разбудите вдохновение, а не ощущение упущенных возможностей: «Тебе не кажется, что ты как программисты из Google? Они 100 раз ошибаются, прежде чем создать что-то стоящее».
2️⃣ Учите анализировать ошибки
Например, если ребенок получил низкую оценку — почему это произошло?
Слишком много сидел в телефоне накануне и не выспался? Отвлекался на сообщения, пока готовился или делал домашку, поэтому что-то не усвоил? Задержался с друзьями после школы и не хватило времени дома на уроки?
Что конкретно могло повлиять на низкую оценку? Как это можно исправить в следующий раз?
Такой подход развивает гибкость мышления и привычку искать решения, а не зацикливаться на негативном сценарии или складывать руки.
Главное здесь — не встать в позицию строгого надзирателя, который попрекает ошибками. Будьте добры и дипломатичны, когда нужно помочь ребенку осознать причины ошибки и устранить их в будущем.
Чем больше ребенок размышляет и анализирует сам, тем больше полезных выводов делает.
👀 Но что, если он не хочет думать, капризничает и «психует» после каждой ошибки?
Ребенок не хочет думать — проверенный способ приучить мыслить
Мы в Kodland учим детей цифровым навыкам, IT и математике 7 лет — создаем вместе игры, рисуем мультфильмы, делаем сайты и дизайн, программируем и разбираемся в математике.
Так что можем с уверенностью сказать, что страх ошибок — самая частая причина, почему дети теряют уверенность в учебе.
А лучшее лекарство от этого страха — это математика, ведь тут можно наошибаться на каждом шагу по несколько раз ;)
📌 Вот в этой статье, например, писали о том, почему нужно радоваться двойкам по математике.
Да, сначала детей раздражают ошибки. Но со временем они свыкаются и наперед видят подводные камни очередного примера.
Поэтому курсы по математике мы построили вокруг того, чтобы ребенок ошибался в безопасной среде и убирал этот страх.
Для этого:
✅ Преподаватели ведут себя как «большие друзья»
То есть не сурово проверяют домашку, а подсказывают и вместе решают, всегда открыты к вопросам и общаются с ребятами во внеурочное время.
✅ Проводим интерактивные занятия вместо скучных учебников
Образовательная база остается та же, но дети на уроках не засыпают.
✅ Используем оксфордскую методику обучения
Это когда ребенок сам решает задачи, которые максимально приближены к жизни, а не считаем, сколько яблок у Пети.
📍 Приводите ребенка на бесплатный курс, чтобы влюбиться в предмет и понять, комфортно ли на уроке с нашими преподавателями.
Покажем, что даже гуманитарии легко могут освоить царицу наук.
А как ваш ребенок реагирует на проигрыши и ошибки? Расскажите в комментариях.
Если статья была полезной, поддержите подпиской наш молодой канал.