"40 лет - как один день" - такая яркая фраза пришла мне в голову сразу после того, как я ознакомился с новым, 14-м, студийным альбомом группы Ария, получившим красивое название - «Когда настанет завтра». Альбом этот долгожданный (по крайней мере, для тех слушателей, кому, как и мне, до сих пор интересно творчество ветеранов российского хэви-метала). Что же получилось у "арийцев" в этот раз?
Чтобы понять, насколько долгожданной была эта работа, достаточно обратить внимание на то, что предыдущий студийный альбом коллектива - «Проклятье морей» вышел почти 7 лет назад (в ноябре 2018 года). С тех пор чего только не было: группа выпустила перезаписанные с вокалом Житнякова альбомы «Крещение огнём» и «Армагеддон», очередные концертные альбомы, весной 2025 года вышел альбом редких вещей - «Это рок». Ну, а в перерывах между совместными выступлениями в 2022 году свой сольный альбом «Бал-Маскарад» выпустил Виталий Дубинин. Но, чем больше времени проходило с момента выхода «Проклятья морей», тем чаще от поклонников творчества коллектива звучали слова вроде: это всё, может, и хорошо, но где же новый альбом?
Меж тем, альбом понемногу записывался. Днём "Х" для его выхода очень символично было выбрано 31 октября 2025 года. Ведь именно ровно 40 лет назад - 31 октября 1985 года вышел дебютный альбом Арии - «Мания величия». Неудивительно, что музыканты решили выпустить своё новое творение именно 31 октября!
Итак, вот он - альбом «Когда настанет завтра»:
Трек-лист:
1. Последний бой
2. Гордиев узел
3. Долина Смерти
4. Когда настанет завтра
5. Обгоняя время
6. Чёрный камень
7. Память
8. Ловец чужих сердец
9. Созвездие Ершалаим
10. Дух Свободы
11. Гордиев узел (акустическая версия) (bonus track)
Общее время звучания: ` 65,5 минут
Формально можно сказать, что в альбом вошли 10 песен (потому что одна в двух версиях - обычной и акустической), однако это тот редкий случай, когда бонус-трек практически ничем не хуже основного трека. Но о песнях я подробнее скажу далее, а сначала отмечу то, что на альбоме хороший звук, и это, безусловно, важный фактор. Предыдущий альбом - «Проклятье морей» в том числе по звуку понравился мне намного меньше!
По мелодиям альбом достаточно разнообразен, но не прост - запомнить (а, значит, и похвалить) большинство песен с одного раза сложно.
Вокально, Михаил Житняков поднялся в этом альбоме на максимальную для себя высоту. Такое впечатление, что он наконец-то, скажем так, "вжился" в Арию, и практически идеально спел песни, да и песни эти ему максимально подходят! "Ничего себе вжился, да он же в группе уже аж 14 лет" - скажут мне некоторые слушатели. Ну да, по времени уже 14 лет, но если говорить об альбомах, то «Когда настанет завтра» - всего лишь четвёртый студийник группы с ним как вокалистом (напомню, что с Валерием Кипеловым Ария записала аж 8 альбомов, потом с Артуром Беркутом - два). Здесь, кстати, ещё один примечательный факт: Житнякову сейчас 46 лет, и это практически идеальный возраст для серьёзного вокалиста, возраст, в котором он уже опытен, мастеровит, но голос ещё не стал садиться (если вокалист, конечно, как следует следит за ним, бережёт его). Для сравнения: Кипелов примерно в свои плюс-минус 46 лет записывал вокал для альбома «Реки времён», ставший именно вокально одной из его мощнейших работ.
Тексты песен. Я просто поражаюсь, как автор текстов Маргарита Пушкина ещё не устала, откуда она берёт всё новые идеи, образы. Казалось бы (не только в Арии, а вообще) она уже обо всём на свете написала, и тут - раз - и на новом альбоме новые отличные, или, по крайней мере, небезынтересные тексты на самые разные темы. О чём именно? (прим.: информация об авторах песен согласно данным со страницы альбома на яндекс музыке).
1. Последний бой. Эта мощная песня открывает альбом. Музыка - В. Дубинин, текст М. Пушкина. В ней идёт речь о самом начале ВОВ и о героях Брестской крепости. Хорошая открывающая песня, однако далее есть те, которые для меня лучше.
2. Гордиев узел. Музыка: В. Дубинин, М. Житняков. Текст: М. Житняков, М. Пушкина. Это одна из лучших песен альбома: с одной стороны, известная античная легендарная история (подробнее о песне я уже писал здесь), с другой стороны, песня с яркими фразами, вроде - "Рождённый стать героем не может проиграть!" - это, конечно же, не только про античность, но и про современность!
3. Долина смерти. Музыка: С. Попов. Текст: С. Попов, М. Пушкина, В. Дубинин. По словам Пушкиной - это собирательный образ (если пройтись по истории, то таких Долин много). Глубокая по тексту, интересная по музыке песня, также одна из лучших в альбоме.
4. Когда настанет завтра. Музыка: В.Дубинин. Текст. М. Пушкина. Первоначально, эта песня показалась мне неплохой, но сейчас, прослушав весь альбом, я немного удивлён, что он получил название по такой средней песне, далеко не самой яркой и запоминающейся.
5. Обгоняя время. Музыка: С. Попов. Текст: С. Попов, М. Пушкина, М. Житняков. Песня с яркими фразами: "Истина гордо поднимет флаг" и "Истина в огне не преклонит колени" повествует, как пояснила Пушкина, отнюдь не только о Джордано Бруно (как могло показаться), но о тех, кто выдвигал крамольные для своего времени идеи и подвергался гонениям.
6. Черный камень. Музыка: В.Дубинин. Текст: М. Пушкина. Ещё одна яркая историческая песня, в этот раз об опричниках.
7. Память. Музыка: В. Холстинин. Текст: В. Щербовских (явно не самый известный автор). Её начало по музыке напоминает «Enter Sandman» Metallica. Вот это забавно: принято считать, что Ария на Iron Maiden похожа, а в этот раз нечто от корифеев трэша! Но вообще песня хорошая. И опять есть яркие текстовые обороты:
Кто сказал
что над болью время властно.
Небо свой суд вершит,
Память не простит
8. Ловец чужих сердец. Музыка: С Попов. Текст: А. Балашова. Вот здесь мне запомнилось гитарное соло, а вот о чём именно песня, толком не понятно.
9. Созвездие Ершалаим. Музыка: В. Дубинин, М. Бугаев. Текст. М. Пушкина. Эта песня явно навеяна книгой М. Булгакова - «Мастер и Маргарита». Интересно то, что в одном из источников Булгаков значится соавтором песни. Но некоторых слушателей удивило не это, а то, что Михаил Бугаев из Гран-Куража почему-то стал соавтором этой песни. Странно, что почти никто не сказал о том, кто такой Валерий Щербовских, ставший автором «Памяти»? Или тот - не важно, а вот соавторство кого-то из Гран-Куражъ - это серьёзно? Саму эту песню, вероятно, надо слушать много раз, лишь тогда её можно будет понять до конца. Но мне она уже понравилась.
10. Дух свободы. Музыка: С. Попов, В. Дубинин. Текст: С. Попов, М. Пушкина, М. Житняков. Эта песня о молодежных революциях 60-х годов как-то не очень понравилась мне (возможно, при следующих прослушиваниях я и поменяю мнение о ней).
11. Гордиев узел (акустика). Музыка: В. Дубинин, М. Житняков. Текст: М. Житняков, М. Пушкина. В акустике песня из энергичного боевика превратилась в тонкую лиричную балладу. Возможно, лишившись немного энергетики, она зато приобрела бОльшую красоту, тонкость, глубину. Маргарита Пушкина об этой версии: «Очень люблю акустическую версию: в ней текст обретает смысл, противоположный тому, что все углядели в бодрой электрической версии. Мне нравятся такие игры».
Для меня лучшие песни альбома - это: «Гордиев узел», «Долина смерти», «Память», «Созвездие Ершалаим».
В целом. Не было смысла ждать от Арии новых «Тореро» или «Героя асфальта» - по разным причинам именно таких песен, а тем более альбома, полного таких хитов, не могло быть! Собственно, я такого мегаальбома и не ждал, вот поэтому у меня и разочарования от «Когда настанет завтра» нет! Так и хочется сказать критикам, готовым громить Арию: поймите же вы, что люди (музыканты Арии) меняются, становятся старше, меняется и их мироощущение. Здесь они сделали почти всё, что могли. Вот и новые авторы, и музыканты были подключены к работе, и материал тщательно отобран, и запись сделана качественно! В результате, альбом звучит драйвово и разнообразно, в наличии классный вокал, интересные, на разные темы тексты. Да, он не великий, не какой-то суперпуперский (но кто мешает фанатам переслушивать старые альбомы Арии?), но достаточно сильный, разнообразный, интересный (уверен, не только для меня, но и для многих других слушателей).
Поздравляю группу Ария с 40-летием и желаю музыкантам долгих лет жизни и плодотворной, успешной работы на протяжении стольких лет, сколько они будут готовы ещё выступать!