Когда-то давно мне попался по ТВ кусок фильма про попытки завоевания Наполеоном Египта, и увиденная сцена надолго врезалась в память. Армия Наполеона тогда разбила османский отряд и оставила в живых пятерых солдат, которых Наполеон заставил поклясться, что они больше никогда не станут поднимать мечи против французской армии. Они пообещали, были отпущены, а уже через несколько дней были в рядах нового османского отряда.
Киношный Наполеон кричал, что предавать клятву никак невозможно, но эти "неграмотные" предали самого Наполеона. Еще тогда мне эта сцена казалась забавной, а нынче, после нескольких лет жизни среди арабов, и подавно нечто подобное меня веселит неимоверно.
Как часто вы слышали от тех же египтян фразы, начиная с "ВаАллаи!", то есть "я клянусь Аллахом"? Они ее повторяют так часто, что это стало едва ли не словом паразитом, при этом клятвы свои исполнять не спешат, как и иные арабоговорящие.
Меня с детства воспитывали в том ключе, что если ты чего-то кому-то обещаешь, то обязан или сделать, или не давать обещание, обнадеживая другого человека. А потому к обещаниям, и уж тем более к клятвам, я отношусь максимально серьезно и не разбрасываюсь ими направо и налево. Арабы на сей счет иного мнения...
Причем небрежное отношение к своим обещаниям у арабоговорящих имеется во всех сферах - от личной жизни до бизнеса и политики, а потому "на их слово надеже, как испражняться лежа" не больше и не меньше. В бизнесе это особенно неприятное качество, когда вам то деньги "обещают" перевести "вот-вот на днях", а дни эти плавно складываются в месяцы, то отгрузку производят все по тому же излюбленному принципу "мумкин бокра иншаАллах" и "ваАллаи бокра!".
Арабское "ваАллаи" аналогично российскому ответу "посмотрим" - не больше и не меньше, зато сколько экспрессии, жестикуляции и силы убеждения, прямо театр по ним горькими слезам плачет.
Один раз я прямо в голос хохотала над мастерами по системе кондиционирования. Перестала у нас работать одна линия кондиционера (у нас в квартире их две), и половина квартиры превратилась в своеобразную душегубку. Сначала я 3 дня слушала "ваАллаи бокра придем чинить", через три дня "бокра" ("завтра") таки случилось, только день был четверг, то есть на следующий день пятница (выходной), а мастера мне и говорят, мол "ваАллаи бокра придем, детали нет с собой нужной". Я им в ответ, мол, "бокра" же пятница, а мне, не моргнув глазом, "ваАллаи баада бокра придем!" ("послезавтра").
Ну, вот, как на их "ваАллаи" реагировать после этого? Исключительно как на то самое "посмотрим")))
И в политике все то же самое - какие-либо договоры от арабоговорящих можно ждать до второго пришествия Исы (Иисуса Христа) на грешную землю, но, ведь, "ваАллаи" же, да?))) И у них есть на это железобетонное оправдание по части политики и бизнеса, мол, мы торопиться не будем, авось дождемся более выгодного предложения - ничего личного, только бизнес. Только, как правило, дожидаются они в политике только знатного западного пинка и "ваАллаи" обретает свой действенный смысл.
Беседовала я как-то на эту тему с египетским партнером моего супруга, мол, как так у вас получается, что Аллахом клянетесь, а потом бока на диване отлеживаете, лишь бы не делать обещанного. Объяснение было пространным и растянулось минут на 40 (уж, что-что, а потрепаться они любят), которое свелось к философской мысли, мол, Аллах просто не пожелал, чтобы я обещание исполнил. Ловко стрелки перевел человек, ни дать, ни взять.
На мое ехидное "видно, Аллах желает, чтобы свои обещания выполняли только западные люди", египтянин посмеялся и поспешил перевести тему разговора.
И если кто сейчас подумал, что арабоговорящие не держат слова и не исполняют обещанного исключительно перед людьми иного вероисповедания, то нет, все эти темы про "для кяфера не гоже стараться", как любят разглагольствовать наши братья со Средней Азии, не работают, они и друг с другом точно также необязательны и безалаберны.
На мой предвзятый взгляд, тут банальные попытки красоваться, покрытые плотным и неподъемным слоем непобедимой лени с философским уклоном из разряда притчи про "осла, падишаха и философа".
Шустрыми арабоговорящие становятся лишь тогда, когда им лично позарез что-то очень надо. Вот тут сколько угодно, хоть три горы вдоль и поперек исходить можно, но главное, чтобы за своим, а не за чужим.
Иной подталкиватель для исполнения обещания - публика. Так как арабоговорящие ужасные хвастуны и позеры, данное на публику обещание будет скорее исполнено, чем нет, а потому таким важным пунктом, как свидетели (желательно мужчины и не менее 4-х человек), пренебрегать при получении очередного "ваАллаи" не стоит)))
Почему? Да все потому же, что любое восточное общество - это "общество стыда", иначе "общество зависимости от общественного мнения". Чувство вины им ни разу не свойственно, переживать долго они могут исключительно об упущенной выгоде, но никак не по части неисполненных обещаний или обиженных ими людей.
А вот о том, что о них думает общество (причем собственное общество, а не любое рандомное), они переживают сильно, ибо восточное общество - это "часть корабля, часть команды" и "один в поле не воин". Только толпа тут имеет значение и этот конкретный индивид как часть этой толпы. Так сказать, "коллективный разум".
Вот и весь секрет их "ваАллаи" - хочешь, чтобы обещание было исполнено, получи его публично при большом количестве свидетелей, а с глазу на глаз обещанное можно и не ждать.
А вы, мои уважаемые читатели, сталкивались с неисполненными обещаниями? Может быть, грешите таким сами? Поделитесь своим мнением в комментариях!)))