Найти в Дзене
Вестник истории

Фотомодель-надзирательница концлагеря: за что после войны казнили Дженни-Ванду Баркман?

Если спросить случайного обывателя о том, как он представляет себе нацистского военного преступника, вряд ли он опишет хрупкую на вид девушку в элегантной шляпке. Между тем персонаж нашей сегодняшней истории, надзирательница нацистского концлагеря, в своей жестокости превосходила многих мужчин-надзирателей. Фотомодель Дженни-Ванда Баркман (или Баркманн – встречаются разные варианты перевода её фамилии) появилась на свет в 1922-м году. Местом её рождения был Гамбург. О родителях будущей военной преступницы мы знаем не слишком много, но семья, видимо, едва-едва сводила концы с концами, поскольку уже с ранних лет ей пришлось крутиться как белка на колесе, чтобы найти работу. К счастью для Баркман, она имела запоминающуюся красивую внешность, потому вскоре после школы устроилась в агентство фотомоделью. Произошло это в 1940-м году, то есть за год до нападения Гитлера на Советский Союз. Лицо девушки появлялось на обложках немецких журналов, на рекламных афишах, плакатах. Больше трёх лет она

Если спросить случайного обывателя о том, как он представляет себе нацистского военного преступника, вряд ли он опишет хрупкую на вид девушку в элегантной шляпке. Между тем персонаж нашей сегодняшней истории, надзирательница нацистского концлагеря, в своей жестокости превосходила многих мужчин-надзирателей.

Фотомодель

Дженни-Ванда Баркман (или Баркманн – встречаются разные варианты перевода её фамилии) появилась на свет в 1922-м году. Местом её рождения был Гамбург. О родителях будущей военной преступницы мы знаем не слишком много, но семья, видимо, едва-едва сводила концы с концами, поскольку уже с ранних лет ей пришлось крутиться как белка на колесе, чтобы найти работу.

К счастью для Баркман, она имела запоминающуюся красивую внешность, потому вскоре после школы устроилась в агентство фотомоделью. Произошло это в 1940-м году, то есть за год до нападения Гитлера на Советский Союз.

Лицо девушки появлялось на обложках немецких журналов, на рекламных афишах, плакатах. Больше трёх лет она работала фотомоделью, пока в конце 1943-го года не решила внезапно завершить карьеру. А уже в следующем году Дженни-Ванда Баркман попробовала себя в новой роли: роли надзирательницы в концлагере.

-2

Прекрасный призрак

В январе 1944-го года Баркман впервые пришла на новую работу. Ей предстояло работать охранницей в концентрационном лагере Штуттгоф, расположенном неподалёку от польского села Штуттгоф (современное название – Штутово). И, похоже, эта новая работа бывшую фотомодель полностью устраивала.

Была ли Дженни-Ванда садистской? Похоже на то. Во всяком случае прозвища «Прекрасный призрак» и «Безумная Дженни» ей дали не просто так. Позже на суде бывшие заключённые этого концлагеря дали против надзирательницы исчерпывающие показания. Баркман лично курировала отправку узников Штуттгофа в газовые камеры. Любой проступок заключённого, любая ошибка, которую тот допустил во время работы, служила ей поводом для наказания провинившегося.

Со своими пленниками Дженни-Ванда не церемонилась: так избивала, что часть из них от полученных травм вскоре после этого погибала. Обыкновенно это были женщины или дети. Сочувствия к своим жертвам Баркман явно не испытывала.

Наказание

Но возмездие всё-таки настигло её. Известно, что на территорию концлагеря Штуттгофа советские войска вошли 9 мая 1945-го года. Но ещё при подходе Красной армии Баркман сбежала.

Далеко, правда, она не убежала: на вокзале в Гданьске её задержали. Впрочем, даже тогда о своей судьбе Дженни-Ванда, похоже, не особенно переживала. Скорее всего, она надеялась, что благодаря своей внешности сможет избежать сурового наказания. В общем-то её чаяния оказались тщетными.

На допросах, с одной стороны, Баркман держала себя уверенно. Она отказывалась признаваться в каких-либо преступлениях; утверждала, что старалась хорошо относиться ко всем заключённым. С другой стороны, при этом она часто меняла причёски и едва ли не открыто флиртовала с охранниками, надеясь, видимо, что в крайнем случае они помогут ей сбежать.

Надежды Дженни-Ванды оказались напрасными: милиция её чарам не поддалась, а свидетельства, данные бывшими узниками Штуттгофа, помогли следователям уличить бывшую надзирательницу во лжи.

Её судили вместе с другими женщинами-надзирательницами. Многие из них также бежали из лагеря, но были, в конце концов, пойманы; также пытались отрицать свою вину, но также были вынуждены признать её после того, как против них дали показания их бывшие коллеги и заключённые.

На суде вместе с другими надзирательницами
На суде вместе с другими надзирательницами

4 июля 1946-го года Дженни-Ванду Баркманн, трёх других бывших надзирательниц и их начальника Иоганна Паулса повесили на холме Бискупия-Гурка близ Гданьска.

Казни избежала только Эрна Бейлхардт. Следователи выяснили, что в издевательствах над заключёнными она не участвовала, и более того подала в отставку, как предоставилась возможность. Со слов Бейлхардт, на работе в концлагере «чересчур много мучили людей», смотреть на что она не могла.

(с) Zeist

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Спасибо за ознакомление!