Машин у населения было немного, но те, что были, тщательно сберегались и обслуживались. Тяга к конструированию своими руками, конечно, существовала. Тем более что у большинства мужского населения было техническое образование, а работающие заводы, автоклубы и мастерские открывали небывалые возможности для изготовления деталей.
Но лишь единицы кустарей-самодельщиков решались на постройку настоящего авто. Не так-то просто было купить двигатель или трансмиссию. Однако те, кто решался на постройку самодельного авто, часто творили удивительные вещи.
Самоделки в американском стиле
Очень часто постройка самодельного авто была попыткой сделать машину «как у них, в Америке». Двигатель приходилось использовать от какого-нибудь отечественного авто, обычно Москвича или Запорожца, а вот в постройку кузова вкладывали весь талант.
Один из наиболее удачных кустарных авто был построен сотрудниками НАМИ в 1969 году. Автором кузова был известный в то время автодизайнер Эдуард Молчанов. Чувствуется, что машину делали под впечатлением от вида американских Гранд-Туризмо, Понтиаков и Мустангов.
Мотор, трансмиссия и элементы ходовой части - от ЗАЗ-965, кузов цельный клееный из стеклопластика. Это один из немногих самодельных авто, которое могло бы реально пойти в серию.
Примерно в таком же стиле в 1969 году братьями Анатолием и Владимиром Щербиниными был построен спортивный автомобиль-купе. Кузов получился полноразмерным, склеен из полиэфирной и эпоксидной смолы, а вот техническая часть позаимствована у ГАЗ-21.
Отдельно нужно вспомнить легендарный родстер «Ленинград» Аркадия Бабича. Машина уникальная по многим причинам. Во-первых, построена в 50-е годы, когда отечественная промышленность со скрипом осваивала производство Москвич-400. Естественно, уникальный дизайн - пусть с небольшими отклонениями от классики, но изящный и элегантный.
Родстер был в длину почти 5 метров, собран на сваренной трубчатой раме. Точно подогнанные элементы облицовки, двухцветная окраска, хромированные детали.
Во-вторых, машина получила полноценный мощный двигатель - это был мотор ГАЗ-12 объемом 3,5 литра и мощностью 90 лошадиных сил. Получился по-настоящему скоростной автомобиль.
Копировать иностранные спорткары пробовали и в 80-е годы. Например, обычный московский автолюбитель Владимир Мещеряков собственными руками собрал спортивный автомобиль «Ласка». Причем машина на раме, облицованная стеклопластиковыми панелями. Техническая часть - от ВАЗ-2101.
В завершение ряда самодельных спорткаров нужно вспомнить знаменитую «Панголину». Построенная Александром Кулыгиным из Ухты машина уникальной конструкции с подъемной крышей. Все собрано на раме из стеклопластика на базе одной из моделей Жигулей. По дизайну автомобиль сильно напоминал модные в то время «Лотосы».
Машина не вылезала из многочисленных автошоу и телепрограмм. Но дальше телесъемок Кулыгин не разрешал использовать «Панголину». Так что это больше выставочный вариант самоделки.
Самодельные вездеходы
У советских самодельщиков-умельцев была своего рода «фишка». Кроссоверы как класс автомобилей практически отсутствовали, если не считать практически недоступную ВАЗ-2121 «НИВА». Многие просто мечтали сделать настоящий вездеход и даже амфибию. И делали!
Например, в 1979 году инженер Игорь Рихман собрал настоящий автомобиль-амфибию. Назвал свое творение «Ихтиандр», так как машина не только выдавала на шоссе почти 120 километров в час, но и умела плавать - и не только в речушках, но и в крупных водоемах, и даже под парусом.
Хотя в конструкции был предусмотрен водометный двигатель, разгонявший амфибию до 10 километров в час. Двигатель от ВАЗ-2103, коробка от ЗАЗ-966. Конструкция подвески со ШРУСами, причем собственной разработки.
Именно подвеска стала изюминкой проекта. На всех автошоу половина вопросов была о том, как Рихману удалось обеспечить герметичность уплотнения валов и самих «гранат». Но это уже отдельная история. Интересно, что машина без капитального ремонта прошла 400 тысяч километров.
Еще один любопытнейший экземпляр амфибии под названием «Тритон» построил Дмитрий Кудрячков в 1980 году. У машины был кузов из бакелитового пластика со специальным глиссерным профилем. В результате мотор от ГАЗ-24 разгонял с помощью водомета «Тритон» на воде до 60 километров в час.
На трассе «Тритон» легко преодолевал отметку в 100 километров в час. И, судя по всему, морские обводы кузова неплохо помогали преодолевать сопротивление встречного потока воздуха.
Некоторые экземпляры вездеходов можно было отправлять на выставку. Тот трехмостовый шестиколесный вездеход-амфибия, способный подниматься по ступенькам уличных лестниц, плавать и преодолевать любую грязь. Причем управление машиной было как у трактора - рычагами и фрикционами. Машина могла развернуться практически на месте.
Самодельные машины для души
Некоторые модели строили просто для удовольствия от поездки. Та же двухдверная «Мечта» с двигателем от Запорожца и стойками МакФерсона на подвеске. Или советский вариант самодельного лимузина на основе пятой модели Жигулей. Или тот же полноприводный кроссовер «Темп».
Встречались и вовсе загадочные модели на основе ГАЗ М-20. К началу 80-х самоделок стало настолько много, что сразу в нескольких городах страны стали проводить слеты самодельных авто. Причем число участников колебалось от нескольких десятков до двух сотен в 1984 году.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв