Найти в Дзене
Что в упаковке?

Лев Толстой. «Люблю музыку больше всех других искусств», — говорил писатель.

В одном из писем Толстой называет музыку «высшим в мире искусством». Лев Николаевич Толстой психологически убедительно раскрывает власть музыки над человеком. Музыка пробуждает в слушателях лучшие чувства, заставляет забывать о неудачах. Лев Николаевич Толстой был человеком музыкально одаренным. Вся его семья любила музыку: мать писателя Мария Николаевна занималась музыкой, но она умерла, когда Льву не было и двух лет. Еще через семь лет, уже в Москве, внезапно умер отец. Рано осиротев, Лев Николаевич воспитывался у тёти в Казани. Там он поступил в университет, сначала на восточный факультет, затем перевёлся на юридический, но учёбу так и не окончил. Несмотря на это, Толстой был разносторонне образованным: он самостоятельно изучал историю, медицину, музыку, языки и другие науки. Сын писателя Сергей Львович Толстой в своих воспоминаниях об отношении отца к музыке писал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец. …Слушая же нравившуюся ему муз
Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в именитой дворянской семье в родовой усадьбе матери Ясная Поляна Тульской губернии.
Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в именитой дворянской семье в родовой усадьбе матери Ясная Поляна Тульской губернии.

В одном из писем Толстой называет музыку «высшим в мире искусством». Лев Николаевич Толстой психологически убедительно раскрывает власть музыки над человеком. Музыка пробуждает в слушателях лучшие чувства, заставляет забывать о неудачах.

-2

Лев Николаевич Толстой был человеком музыкально одаренным. Вся его семья любила музыку: мать писателя Мария Николаевна занималась музыкой, но она умерла, когда Льву не было и двух лет. Еще через семь лет, уже в Москве, внезапно умер отец. Рано осиротев, Лев Николаевич воспитывался у тёти в Казани. Там он поступил в университет, сначала на восточный факультет, затем перевёлся на юридический, но учёбу так и не окончил. Несмотря на это, Толстой был разносторонне образованным: он самостоятельно изучал историю, медицину, музыку, языки и другие науки.

Дом, где родился Л. Н. Толстой, 1828 год.
Дом, где родился Л. Н. Толстой, 1828 год.

Сын писателя Сергей Львович Толстой в своих воспоминаниях об отношении отца к музыке писал:

«Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец.

…Слушая же нравившуюся ему музыку, он волновался, у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы. Беспричинное волнение и умиление были те чувства, которые в нем возбуждала музыка. Иногда музыка волновала его против воли, даже мучила его…».

-4

Лев Николаевич любил не только слушать музыку, он прекрасно играл на фортепиано, хорошо читал ноты «с листа». За роялем он буквально забывал о времени. «Проснулся рано, пошел во флигель и целый день опять не видел, как провел за фортепиано», — писал граф. Покинув Казанский университет, он составил себе программу самообразования. По составленному им плану он должен изучить юридические науки, иностранные языки, математику, естественные науки и «достигнуть средней степени совершенства в музыке…»

Ноты, по которым играл писатель.
Ноты, по которым играл писатель.

Были у него в молодости периоды , когда он часами занимался игрой на фортепиано. В одном письме 1850-х годов Лев Николаевич пишет: «В очень несовершенном виде испытал счастье артиста».

-6

А. Б. Гольденвейзер в своих воспоминаниях отметил, что «в молодости Лев Николаевич сочинил вальс для фортепиано». В 20 лет Толстой страстно увлекаясь музыкой, хотел составить руководство для изучения музыкального искусства, и, именно в это время, родилось первое и единственное музыкальное произведение, написанное им. Он редко и, стесняясь, исполнял его. Спустя целых 58 лет, во время одного из музыкальных вечеров у Толстого, композиторы Танеев и Гольденвейзер немного схитрили. Гольденвейзер сначала растрогал 78-летнего Толстого своей игрой, но затем, все присутствующие стали просить Льва Николаевича сыграть свой вальс, а когда он, стесняясь, исполнил его и закончил исполнение вальса, сразу же из комнаты выбежал Танеев, обладавший феноменальной музыкальной памятью, записал вальс фа-мажор Льва Толстого в соседней комнате.

-7

Особую любовь писатель испытывал к русским народным песням, называя их «удивительным сокровищем». Он долгое время собирал и записывал их, а сборник с записями подарил П. И. Чайковскому. Особенно нравилась писателю бесхитростная народная песенка «Сидел Ваня на диване». П. И. Чайковский вспоминал, что Л. Н. Толстой, услышав мелодию этой песни, неожиданно заплакал. Любил слушать писатель народные песни «Не шуми, мати, зеленая дубравушка», «Дубравушка», «Ноченька». Толстой считал, что народные песни помогают показать духовное состояние русского народ, как во время во время войны, так и во время и мира. Писатель считал, что принадлежность к народу определяется не дворянским или крестьянским происхождением. Для него народ — это общность, движимая одной целью, национальным духом и нравственными ценностями. 

-8

Его старший сын Сергей Львович писал: «Лев Николаевич жил в годы наибольшего распространения русской народной песни. Он с детства слышал, как в Ясной Поляне и других деревнях бабы играли свои песни, слышал народные песни на Волге, в Казанской и Самарской губерниях, у казаков, у солдат и в других местах…».

Семья Толстого в 1892 году
Семья Толстого в 1892 году

Также у него была большая любовь к цыганской музыке. Слушать цыганские хоры было особым удовольствием. Многие любители цыганских песен пели настоящие русские песни на цыганский манер. Во времена молодости Толстого даже было такое понятие, как «цыганёрство»: ездить на выступления цыган, приглашать их к себе в усадьбу.

-10

Среди любимых композиторов Толстого можно выделить Вольфганга Амадея Моцарта, Фредерика Шопена, Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Роберта Шумана, и других. Толстой очень любил музыку Шуберта, который считался самым романтическим из композиторов начала XIX века. Возможно, его музыка напоминала Толстому о молодости, о его путешествии по Альпам в 50-х годах. Толстой считал, что произведения Шуберта «приближаются к требованиям всемирного искусства».

-11

В произведениях Толстого много страниц посвящено музыке. Герои исполняют народную и классическую музыку, играют на фортепиано, скрипке, народных инструментах. В повести «Крейцерова соната» Толстой пишет, как действует музыка на главного героя: «Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение…Музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося. Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку…»

Известное всем произведение «После бала» строится как контрастное изображение эпизодов: «Музыкальные моменты» присутствуют в этих эпизодах, органически связанных друг с другом, так как развивают единую художественную идею.

«Бал был чудесный: зала прекрасная…» Танцевали «и кадрили, и вальсы, и мазурки, и польки».

Мы видим прекрасный танец статного и красивого полковника с дочерью. «Он взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы…Вся зала следила за каждым движением пары…»

-12

А вот и «доносившиеся звуки флейты и барабана. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка».

-13

А вот на страницах романа «Воскресение» слышится Пятая симфония Бетховена: «Рояль был прекрасный, и исполнение симфонии было хорошее. По крайней мере, так показалось Нехлюдову, любившему и знавшему эту симфонию. Слушая прекрасное анданте, он почувствовал щипание в носу от умиления над самим собою и всеми своими добродетелями…».

Кстати, фильм  не отходит от основной сюжетной линии романа Л.Н. Толстого, не приписывает отсебятины, и порадует актерской игрой.
Кстати, фильм не отходит от основной сюжетной линии романа Л.Н. Толстого, не приписывает отсебятины, и порадует актерской игрой.

Некоторые исследователи утверждают, что в поздние годы жизни Лев Николаевич разлюбил посещать публичные концерты. Он по-прежнему любил музыку, но вот выезжать в концертные залы отказывался. Известно, что Ванда Ландовска приезжала к нему под Рождество из Польши играть на клавесине!

Ванда Ландовска
Ванда Ландовска

Кстати, интересные факты:

- в доме Толстых часто устраивали семейные концерты;

- музыкантшей была сестра писателя, Мария Николаевна;

- его супруга Софья Андреевна допоздна играла на рояле с мужем симфонии Гайдна и Моцарта;

- все дети Толстого любили музыку и играли на музыкальных инструментах;

- старший сын Сергей Львович, он стал композитором, музыкальным этнографом;

- внучка писателя Вера Ильинична Толстая, обладая великолепным голосом, в 20-е годы оказавшись в эмиграции в Париже без средств к существованию, спаслась, благодаря голосу и стала известной певицей, выступала под псевдонимом Вера Толь.

- Толстой был настолько уважаемым и знаменитым человеком, что многие музыканты ездили к нему играть. Например, Ванда Ландовска, Антон Рубинштейн, для него пел Федор Шаляпин;