Приветствую! Продолжаем марафон с обзорами победителей «Оскара» и переходим к девятому фильму — «Великий Зигфелд». Обязательно пишите ваше мнение о фильме, если смотрели, и не забудьте перейти на статью с восьмым победителем «Оскара». Ссылка чуть ниже. Ну и погнали.
Восьмой Оскар.
Итак, это история Флоренца Зигфелда — бродвейского импресарио. Начавший свою деятельность в 1893 году, Флоренц добился большого успеха и стал по-настоящему культовой личностью Америки того времени. Он работал со многими известными композиторами и исполнительницами, а его шоу «Безумства Зигфелда» показывалось на протяжении 24 лет, а затем, в 1932 году, транслировалось по радио. Однако в том же году он потерял все свои деньги во время Великой депрессии и умер 22 июля в возрасте 65 лет. Вот о его жизни и о его шоу фильм и есть.
Фильм представляет Флоренца как большого расточителя средств. Живший чуть ли не постоянно в долгах, после смерти его вдове Билли Бёрк пришлось решать все эти долговые вопросы, и, чтобы не обращаться к банкротству, она продаёт права на его биографию студии Universal. Студия сразу нашла сценариста Уильяма Энтони МакГуайра, нашла актёра на главную роль Уильяма Пауэлла и даже начала строить декорации. Однако у сценариста возникли разногласия со студией, и всё дело в её финансах. У Universal тогда были проблемы с деньгами. После этого в 1935 году права на эту историю вместе с декорациями, которые успели построить, были проданы студии MGM за 300 тысяч долларов.
Конечно, сценарий позволяет себе некоторые вольности. Он хоть и раскрывает в полной мере характер Зигфелда, а именно его расточительство, его желание отправить телеграмму, даже когда получатель находится через дорогу, его веру в слона как в символ удачи и его изысканный вкус в купе с перфекционизмом. Это всё тут есть. Однако многие факты из его биографии были упущены или изменены. Например, в фильме он умер в номере отеля в Нью-Йорке, хотя на самом деле умер он в Лос-Анджелесе. Изменены его выступления, что-то добавлено, а что-то убрано, в общем, корректировка его истории была.
Оно и понятно. В первую очередь перед нами фильм-концерт, который идёт и так практически три часа, а середина полностью посвящена его шоу. Да, это всё не позволяет в полной мере показать его жизнь, и уж тем более жизнь других, но, наверно, в этом и не было задумки. «Великий Зигфелд» — это большая дань уважения ему и тому, что он делал. Фильм-концерт, посвященный его памяти. Да и к тому же истории всегда подвергаются изменениям в угоду художественности, а смену места смерти Флоренца можно и простить, ведь по фильму он любил Нью-Йорк, и получилось таким образом хорошее закрытие этой арки.
В итоге студия MGM собиралась потратить на фильм 1,5 млн$. Сумма и так большая для того времени, так ещё и в процессе производства бюджет раздулся до 2,1 млн$. Естественно, студия по такому поводу начала проводить агрессивную рекламную кампанию, говоря, что только MGM могла справиться с таким масштабным фильмом и что такого ещё никто не видел на экране. Вот только продюсеры самого фильма были озадачены такой рекламой и тем, что хронометраж его составляет 176 минут, ведь студия пыталась сохранить как можно больше отснятого материала. Кстати, при этом студия даже получила прибыль в размере 822 тысяч долларов от сборов. Так что не зря.
В качестве режиссёра был приглашён Роберт З. Леонард. У него к тому времени уже была номинация на «Оскар» за фильм «Развод» 1930 года, да и в целом у него была богатая фильмография. Роберт был режиссёром с большим опытом, так что выбор был более чем удачный.
Главная роль всё ещё была закреплена за Уильямом Пауэлом, и у него тоже была номинация на «Оскар» за фильм «Тонкий человек». После выхода фильма Уильяма переполняли большие эмоции, и он был очень благодарен за возможность сыграть такого человека. «После просмотра этого фильма я осознал, что большинство моих прежних ролей были поверхностными. У них не было той глубины, что у Зигфельда в этом фильме. Они были словно созданы из бумаги, их «отцом» была ручка, а «матерью» — бутылка чернил. Но этот персонаж был настоящим, из плоти, крови и сухожилий. Впервые за свою карьеру я почувствовал, что могу по-настоящему сыграть мужчину, несмотря на все свои ограничения в этой роли», — сказал он.
Также в фильме приняли участие Фанни Брайс и Харриет Хоктор в роли самих себя. Мэрилин Миллер тоже планировала появиться в роли самой себя, но почему-то Билли Бёрк подговорила студию не платить ей за исполнение номера, после чего Мэрилин не просто отказалась от участия, но и пригрозила судом, если её имя хоть раз мелькнет в этом фильме. Ну а саму Билли Бёрк сыграла Мирна Лой, и настоящая Билли была поначалу против этого, так как Мирна не считалась большой звездой. Однако Мириам Хопкинс, которую Билли хотела на эту роль, отказалась, так что пришлось всё-таки остановиться на кандидатуре Мирны.
Декорациями, костюмами и исполнением можно только восхищаться. Костюмер Адриан, работавший с величайшими артистами того времени, позволил себе разгуляться на деньги студии. В итоге, как говорят, он превзошёл самого себя. То же самое относится к декорациям, а снятая одним дублем постановка с вращающейся лестницей — это что-то на невероятном. Если честно, я даже удивлён тому факту, что ни оператор, ни художник-постановщик, ни костюмер не получили «Оскар» за свою работу. Ладно, «Оскар» за дизайн костюмов появился только в 1949 году, но неужели в фильме «Додсворт» работа художника-постановщика лучше?
И вот знаете, если честно, то о самом фильме в процессе данного разговора я уже всё и сказал. «Великий Зигфелд» — это не биографический фильм в том виде, в котором мы привыкли. В первую очередь, как уже было отмечено, это фильм-концерт, в который вкраплена история самого Зигфелда. Это помпезное, масштабное и даже, можно сказать, монументальное произведение, ошарашивающее своим исполнением. Такое и сейчас встретишь нечасто, что уж говорить о том времени.
Да, монструозный хронометраж может отпугнуть от просмотра. Но поверьте, ради «Безумств Зигфелда» и ради «Полуночных забав на крыше Нового Амстердама», продемонстрированных в середине, этому фильму можно простить вообще всё, и мысли о потраченном времени не возникнет. Да и ради самого Флоренца в исполнении Уильяма Пауэлла посмотреть кино стоит. От него можно зарядиться порцией мотивации, потому что Флоренц, несмотря на все трудности, никогда не унывал и раз за разом отвечал на критику действием, находя интересные пути решения. К примеру, тратил кучу денег на молоко, чтобы в газете написали о том, что Анна Хелд принимает молочную ванну, и таким образом женщины шли на неё посмотреть. В реальности такого вроде как не было, но настоящий Флоренц также находил нестандартные ходы для пиара.
Ну а с кем боролся фильм за главный приз? В 1937 году было номинировано еще девять фильмов: мелодрама «Додсворт»; экранизация романа Чальза Диккенса «История двух городов»; комедия «Мистер Дидс переезжает в город»; чёрная комедия «Оклеветанная»; драма «Повесть о Луи Пастере»; мелодрама «Ромео и Джульетта»; мелодрама «Сан-Франциско»; музыкальная комедия «Три милые девушки» и приключенческий фильм «Энтони Эдверс». Даже как-то захотелось посмотреть фильм «Додсворт», раз работу художника-постановщика признали лучшей там.
Ну так что по итогу. Про фильм «Великий Зигфелд» однозначно можно сказать то, что он своей награды достоин. Да, мы не сможем в должном мере осознать весь культ личности Флоренца Зигфелда, потому что кто из нас видел его постановки воочию. Да и что уж там, я узнал о нём как раз по этому фильму. Однако кино как раз работает на то, чтобы люди смогли оценить весь масштаб личности посредством как раз таки сценических представлений, ведь если даже в фильме они могут снести крышу, то что уж говорить о том, что было в реальности. Эффектное кино, заслуживающее внимания, и точно один из лучших победителей «Оскара». Даже странно, что у него такие низкие оценки.
- Режиссёр — Роберт З. Леонард.
- В ролях — Уильям Пауэлл, Мирна Лой, Луиза Райнер, Фрэнк Морган, Фанни Брайс и другие.
- Оценки — Кп - 6.4; IMDB - 6.6
Но это лишь моё мнение, которое может кардинально отличаться от вашего. Пишите ваши мысли об этом всём и до новых встреч.
P.S. Можете поддержать канал донатом по кнопочке ниже. Спасибо🙏