Советский балет – орудие нравственного воспитания, проникнутый гуманизмом, утверждавший, что справедливость и добро должны победить. Советский балет покорил весь мир не только своей грацией, но и чувственностью.
Прима Мариинки и Большого - Галина Уланова. Она родилась в балетной семье артистов балета императорского Мариинского театра. Ее отец (Сергей Николаевич Уланов) - работавший с главным балетмейстером театра М. И. Петипа, стал балетным режиссёром театра, а мама (Мария Фёдоровна Романова) - педагог в хореографическом училище, педагог-репетитор в театре им. С. М. Кирова. В детстве Галина ненавидела балет, а стоявшее дома старинное кресло, на котором мать заставляла ее садиться на шпагат, красноречиво называла орудием пыток. Галина мечтала о море и любила ходить в матроске, но в возрасте девяти лет Галина девочку отдали в хореографическое училище. Ее педагогом сначала была мама, а затем Агриппина Ваганова. Это были самые тяжелые годы.
«Я лично попала в хореографическое училище, потому что меня не с кем было оставить. Мои родители отдали меня, решив, что за мной удобнее так наблюдать, так как в то время и школа, и репетиционное помещение — это было одно. А что из меня получится, они и не думали» (из книги Ольги Ковалик «Галина Уланова»).
В 1928 году Уланова окончила училище, выдержав экзамен на отлично. Желание девочки плавать и ходить с отцом на рыбалку изменилось окончательно после того, как в 1929 году она станцевала свою первую ведущую партию: роль Одетты в «Лебедином озере» П. Чайковского. На этот момент ей было 19 лет. С этого момента балет стал ее жизнью. До конца жизни балерина начинала утро с занятий и даже в преклонном возрасте весила 49 килограммов. Уланова не чеканила движения и позы: создавалось впечатление, что в ее танце движение не заканчивается, а как бы постепенно растворяется в воздухе.
Александр Вертинский писал: «Я ничего подобного в жизни не видел!.. Так потрясать мог только Шаляпин!.. Нельзя передать словами это впечатление…»
В годы Великой Отечественной войны, Мариинский театр эвакуировали в Ташкент. Уланова все время была в разъездах: она не только выступала в городах (Свердловск, Алма-Ата, Молотов, Калинин), но и выступала в госпиталях перед больными и ранеными, на концертах Красной армии. Зимой 1944-го, когда была снята блокада Ленинграда, она вернулась в родной город. Но уже осенью балерину перевели в Большой театр. Уланова, уже увешанная орденами и медалями, стала москвичкой.
В 1960 году завершила свою артистическую карьеру. Ее последним спектаклем стала «Шопениана». Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году. В последние годы проживала вместе с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, так как собственных детей у нее не было. Галина Уланова прославила советский балет и влюбила в себя всю планету: она стала единственной в мире балериной, которой были установлены памятники еще при жизни: в Санкт-Петербурге, на Аллее Героев Московского парка Победы и в Стокгольме, перед Музеем танца. Но скромность наряду с непревзойденным мастерством была одной из отличительных черт этой великой балерины: она объясняла свой успех на мировых подмостках тем фактом, что они были первой труппой, гастролировавшей за пределами стран Варшавского договора.
Ольга Лепешинская родилась 28 сентября 1916 года в Киеве в дворянской семье с польскими корнями, но была преданной комсомолкой. Ее отец Василий Лепешинский был инженером и одним из самых известных в России специалистом по строительству мостов, а мать домохозяйкой. Ольга начинала заниматься хореографией сама. Она очень любила танцевать, и всё свободное время училась делать танец красивым, несколько раз в неделю брала уроки у О. В. Некрасовой, но становиться балериной не собиралась. Ее отец шутил: «Все будут говорить, что у Лепешинских две дочери: одна умная, другая - балерина».
Судьбу девочки, как ни странно, решил Ленин, с которым жил в одном доме дядя Ольги. Ленин однажды в разговоре с мамой Ольги сказал: «Каждая профессия, если заниматься ей трудолюбиво и дисциплинированно, хороша, и не имеет значения, будет Ольга проектировать мосты или выступать на сцене». В балетное училище, куда поступила Ольга, она считалась самой слабой ученицей, но вскоре стала лучшей. Еще до его окончания она выступала в Большом театре. В 1933 году окончила Государственный московский балетный техникум при ГАБТ. Успешной балетной карьере Лепешинской сопутствовала ее активная общественная деятельность: в 1939 году Ольга стала депутатом Моссовета, она сдала нормы ГТО и имела значок «Ворошиловский стрелок». В 1935 году ей доверили дублировать прославленную Суламифь Мессерер в «Трех толстяках», и роль Суок сделала Лепешинскую знаменитой. В 1941 году, когда Ольге исполнилось 25 лет, она получила Сталинскую премию I степени за выдающиеся заслуги в области балетного искусства. За веселый нрав и виртуозные прыжки Сталин называл Ольгу стрекозой. В 1941 году, когда началась война, сразу же попросилась на фронт, даже начала учиться на курсах медсестер. Но закончить их не смогла, зато стала одной из первых балерин, выступающих на фронте. Из воспоминаний: «Носок проваливался, а я его вытаскивала... От этого одна нога потом стала короче другой, и появилось искривление позвоночника... Но, вы знаете, я была счастлива там, на фронте».
Ольга три раза выходила замуж. С первым мужем она рассталась до начала войны. Два творческих, но очень молодых человека не смогли соединить воедино свою профессию и личную жизнь. О втором браке сохранилась одна очень интересная история в воспоминаниях балерины. Генерал-лейтенант МГБ Леонид Райхман был арестован прямо на улице. История Райхмана - лакмусовая бумага эпохи: тот, кто штамповал обвинения, сам оказался в штампованном деле. После смерти Сталина Берия спешил снять с себя груз и реабилитировал многих. 21 марта 1953-го Райхмана освободили, вернули кабинет - начальник контрольной инспекции МВД.
В день его ареста, ночью приехали и за Ольгой. Ее отвезли в особняк Берии. Берия задавал Ольге светские вопросы: «Как танцуете в Большом театре, довольны ли?» А потом вдруг резко перешел к делу: «До меня доходят слухи, что вы не доверяете советской власти. Вы думаете, что мы вашего мужа арестовали несправедливо». По воспоминаниям самой балерины, она ответила: «Лаврентий Павлович, вы коммунист, и я коммунист. Давайте говорить как коммунисты: если мой муж виноват — наказывайте. Не виноват — выпускайте». Третий муж Ольги - Алексей Антонов, военачальник, генерал армии. Антонов любил театр и не пропускал выступления супруги. В 1962 году он неожиданно скончался. В день похорон мужа, сама не своя от горя, Ольга ослепла, но к счастью, начало постепенно восстанавливаться спустя несколько месяцев. Лепешинская по просьбе Галины Улановой пыталась вернуться в театр: она станцевала в одной из любимых сцен в «Вальпургиевой ночи», но после выступления заявила: карьера балерины закончена. С 1973 года она возглавляла оргкомитет международных конкурсов артистов балета в Москве, была обозревателем Центрального телевидения, председательствовала в жюри Первого Московского международного независимого конкурса молодых артистов балета имени Дягилева, была членом редколлегии «Энциклопедии балета», президентом Российской хореографической ассоциации. Умерла Лепешинская 20 декабря 2008 года, когда ей исполнилось 93 года. Детей Ольга Лепешинская не имела.
Берегите себя! Будьте счастливы! И не забывайте подписываться на мой канал!