Найти в Дзене
Деловой Бийск

Последние лебеди: о жизни алтайских кумандинцев

Многие коренные народы одновременно являются и малочисленными, их численность стремительно сокращается, вместе с ними уходят языки, обычаи, вековые знания. Республика Алтай — дом для нескольких таких народов: теленгитов, челканцев, тубаларов и кумандинцев. Последние, кумандинцы, живут не только на территории Алтая, но и в Алтайском крае, включая город Бийск. В наукограде на празднование кумандинского праздника собрались кумандинцы из Бийска, Солтонского и Красногорского районов Алтайского края. Это событие стало важной возможностью для сохранения и передачи культурных традиций, укрепления связей между представителями народа и привлечения внимания к проблемам сохранения кумандинской культуры. Коча-кан представляет собой удивительное торжество, которое посвящено плодородию и благополучию. Этот праздник не просто символизирует изобилие, но и является важной частью культуры кумандинцев, которые обращаются к своему божеству с просьбой о здоровье для своих семей и о благополучии для своего с
Оглавление
Фото автора и Юрия Верещагина
Фото автора и Юрия Верещагина

Многие коренные народы одновременно являются и малочисленными, их численность стремительно сокращается, вместе с ними уходят языки, обычаи, вековые знания. Республика Алтай — дом для нескольких таких народов: теленгитов, челканцев, тубаларов и кумандинцев. Последние, кумандинцы, живут не только на территории Алтая, но и в Алтайском крае, включая город Бийск.

В наукограде на празднование кумандинского праздника собрались кумандинцы из Бийска, Солтонского и Красногорского районов Алтайского края. Это событие стало важной возможностью для сохранения и передачи культурных традиций, укрепления связей между представителями народа и привлечения внимания к проблемам сохранения кумандинской культуры.

Коча-кан

Коча-кан представляет собой удивительное торжество, которое посвящено плодородию и благополучию. Этот праздник не просто символизирует изобилие, но и является важной частью культуры кумандинцев, которые обращаются к своему божеству с просьбой о здоровье для своих семей и о благополучии для своего скота. Празднование начинается с особого обряда, который кумандинцы проводят перед важными событиями, чтобы привлечь удачу и защиту.

Порог дома в этом контексте воспринимается как священное пространство, где обитают духи, охраняющие дом от злых сил. Поэтому перед началом значимых мероприятий принято подносить этим духам жертвы в виде травяного чая, разбавленного молоком. Это делается с целью задобрить их и обеспечить защиту и поддержку в дальнейшем.

После этого шаман, а также мужчина, облаченный в костюм божества Коча, проводят специальный обряд, который имеет уникальное значение именно для праздника плодородия. В этом обряде мужчина, одетый в маску из бересты и держащий в руках посох из березы, очищает присутствующих, благословляя их на удачу и процветание. Это важный момент, который создает атмосферу единства и надежды среди всех собравшихся.

-2

Люди, радуясь и празднуя, начинают водить хоровод вокруг костра, в то время как мужчина в костюме Коча-кан продолжает благословлять всех присутствующих.

— Коча — дух заколдованного шамана, который спускается на землю для проведения обряда, символизирующего возобновление жизни, — рассказал Виталий Тебереков, председатель „Объединения кумандинцев Алтая“. — Для нас это очень серьезное мероприятие.

Важной частью празднования Коча-кан является богатый стол с разнообразными блюдами, что подчеркивает дух общности и единства. Одним из главных угощений на столе становится тутпач — традиционный суп с лапшой, который готовился с тремя видами мяса. Лапша в этом блюде обязательно делается вручную, что придает ему особую атмосферу домашнего уюта и тепла. Каждое блюдо, которое подается на стол, не только радует глаз, но и наполняет сердца собравшихся духом дружбы и единства, что делает праздник Коча-кан истинным торжеством для всей кумандинской общины.

Ежегодно праздник Коча-кан осуществляется благодаря финансовой поддержке администрации города. Это мероприятие привлекает участников не только из самого города, но и из соседних районов, таких как Солтонский и Красногорский, а также гостей из Барнаула. Коча-кан становится не только поводом встречи для кумандинцев, но и важным событием, объединяющим людей различных регионов.

„Центр кумандинской культуры“

„Центр кумандинской культуры“, расположенный по адресу: улица Динамовская, 4 стал площадкой для проведения праздника. Это место, где кумандинцы собираются, общаются и участвуют в культурной жизни своей общины. В центре организован музей, который уже привлекает внимание местных жителей, а в ближайшем будущем планируется запуск курсов по изучению родного языка, что, безусловно, станет важным шагом для сохранения и популяризации кумандинской культуры.

Виталий Васильевич отметил, что благодаря собственным усилиям, особенно женщин, было сделано много для улучшения условий в этом культурном пространстве. Действительно, после проведенного косметического ремонта центр преобразился, хотя впереди еще много работы. Здание было передано кумандинцам местной администрацией, и они активно следят за его состоянием и развитием.

Однако на данный момент существует серьезная проблема — крыша здания протекает, и это создает множество трудностей.

— Мы сделали ремонт, но после дождей крыша снова дала течь, и наш труд оказался напрасным, — поделилась Марина Акпыжаева, общественный деятель кумандинского объединения. — В музейной комнате, где хранятся экспонаты, образовалась плесень, что также требует немедленного вмешательства.

-3

Ремонт крыши — это затратное дело, и, вероятно, потребуется несколько миллионов рублей, чтобы решить эту проблему глобально. На данный момент они смогли приобрести несколько листов кровли и заделать течи, но это лишь временное решение, которое не устраняет корень проблемы.

Соседний сквер Фомченко также находится на стадии ремонта, и в будущем он должен стать привлекательным местом для туристов. Кумандинский центр, расположенный рядом, может сыграть значительную роль в привлечении посетителей, так как кумандинская культура отличается самобытностью. В центре находятся и другие социально значимые объекты, такие как секции по греко-римской борьбе и пауэрлифтингу. Это говорит о том, что центр предоставляет площади для различных культурных и спортивных инициатив, которые пропагандируют здоровый образ жизни.

Как рассказал Виктор Кукуев, в здании располагается множество организаций и людей, которые активно участвуют в жизни Бийска. Здание было передано кумандинцам, и теперь они несут ответственность за его содержание.

— К сожалению, реалии жизни довольно суровы. Мы не можем взять на себя обязательства по ремонту 2000 квадратных метров кровли, стоимость которой исчисляется миллионами рублей, — отметил он. Тем не менее, они поднимают этот вопрос перед местной администрацией, надеясь найти какое‑то решение.

„Центр кумандинской культуры“ — это не просто здание, а важное культурное пространство, которое объединяет людей, сохраняет традиции и способствует развитию кумандинской культуры. Несмотря на существующие трудности, кумандинцы настроены оптимистично и готовы бороться за сохранение и развитие своего культурного наследия.

Марина Акпыжаева, общественный деятель кумандинского объединения
Марина Акпыжаева, общественный деятель кумандинского объединения

В гармонии с природой

Виталий Васильевич с особым акцентом отметил, что коренные малочисленные народы России, к числу которых относятся и кумандинцы, традиционно имеют глубокую связь с природой. Эта связь не просто культурный аспект их жизни, а основа их существования. Охота и рыбалка всегда занимали центральное место в их быту и культуре, являясь не только источником пропитания, но и важной частью их духовноых практик и обрядов.

Он также подчеркнул, что кумандинцы имеют особый статус, который позволяет им охотиться без необходимости получения разрешений, предусмотренных на уровне всей Российской Федерации. Этот штамп в охотничьем билете — символ уважения к их традициям и образу жизни, который был выработан веками.

Кумандинцы верят в существование духов природы, таких как духи воды, огня и гор. Вода для них является священной и чистой, и они никогда не допускают ее загрязнения. При каждом черпании воды из родника кумандинцы обязательно выражают благодарность духам, что подчеркивает их уважительное отношение к природным ресурсам. Огонь, в свою очередь, также наделен особым духом, известным как „от эзи“. Обращение с огнем требует особого внимания и уважения, так как это может повлиять на гармонию с духами.

С раннего возраста детей кумандинцев обучают важным правилам поведения, связанным с огнем. Например, им запрещено прыгать через костер, бросать в него мусор или плевать в огонь. Эти действия считаются проявлением неуважения к духам, и могут вызвать их гнев, что, в свою очередь, может привести к негативным последствиям для общины.

-5

На недавнем празднике была воссоздана эта удивительная и трогательная традиция, которая позволила зрителям не только стать свидетелями, но и ощутить на себе ту глубокую связь, которую кумандинцы имеют с природой. Ритуал стал ярким напоминанием о том, как важно уважать силы природы, и о том, как традиции коренных народов помогают сохранить эту связь в современном мире.

По-семейному

Коча-кан стал не просто очередным праздником, а поистине значимым событием, которое объединяет людей, позволяя им вновь ощутить связь с собственными корнями, традициями и культурным наследием. Этот праздник также предоставляет возможность каждому участнику ощутить свою связь с природой и окружающим миром, что делает его особенно ценным. В последние годы бийское сообщество кумандинцев активно пополняется новыми членами, что свидетельствует о возрождении интереса к культурным традициям и языку этого народа.

Одним из таких новых членов этого сообщества является Андрей Карагашев, который родом из наукограда и в настоящее время проживает в Новосибирске. Несмотря на то, что он живет вдали от своих корней, он старается регулярно приезжать на значимые праздники, чтобы быть ближе к культуре своего народа. „Ранее я жил в Кемеровской области, среди шорцев. Шорцы — это наш братский народ, и я всегда чувствовал связь с ними. Но, несмотря на это, я всегда понимал, что я кумандинец“, — делится Андрей.

Андрей также отмечает, что часто посещал национальные праздники шорцев и ему стало интересно, существуют ли аналогичные праздники у кумандинцев. Погрузившись в интернет-пространство, он наткнулся на сообщество кумандинцев из Бийска, что стало для него настоящим открытием. С энтузиазмом он начал изучать язык и культурные традиции своего народа, осознавая, как важно сохранить эти знания для будущих поколений. Его стремление заключается в том, чтобы передать эти знания своим детям, чтобы они также могли гордиться своим наследием и идентичностью.

Каждый из коренных малочисленных народов сталкивается с вызовами современности, и важно, чтобы их традиции и язык не были забыты. Коча-кан и подобные праздники играют ключевую роль в этом процессе. В итоге, такие события становятся не только местом для празднования, но и площадкой для передачи знаний, обмена опытом и формирования единства среди представителей народа. Это важно не только для кумандинцев, но и для всех, кто стремится сохранить свое культурное наследие в условиях быстро меняющегося мира.

-6

Все имеет значение

Кумандинцы, известные также под поэтичным названием „лебединый народ“, имеют свою уникальную мифологию и культурные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Одна из самых красивых легенд рассказывает о духах природы, которые однажды прибыли на озеро в образе величественных лебедей. Эти небесные создания, обладая крыльями, вскоре сбросили их и превратились в прекрасных девушек. Одна из них, очаровательная и загадочная, покорила сердце храброго охотника. Влюбленный юноша, желая удержать ее рядом с собой, спрятал ее крылья, тем самым лишив ее возможности вернуться в небесные просторы. Так эта девушка-лебедь осталась на земле, и именно с нее начался род кумандинцев. Образ лебедя стал символом их народа, он находит отражение во многих произведениях искусства и фольклорных традициях, что подчеркивает их глубокую связь с природой и культурным наследием.

Марина Акпыжаева отмечает, что фамилии кумандинцев также несут в себе глубокий смысл.

— Например, моя фамилия „Акпыжаева“ состоит из двух частей: „Ак“ переводится как „белый“, а „Пыж“ или „Паж“ означает „голова“ или „светлая голова“, — объясняет Марина Константиновна. — Другой пример — фамилия „Тебереков“, что в переводе означает „Кузнец“.

Эти имена не просто обозначают принадлежность к роду, но и отражают важные аспекты идентичности кумандинцев, их связь с природой и окружающим миром.

Кроме того, у каждого рода есть свои тотемные животные, но для кумандинцев общим тотемом является лебедь. Даже традиционный женский костюм кумандинцев выполнен в форме лебедя: рукава напоминают крылья, а подол — длинный хвост. Когда женщина идет в таком наряде, ее подол развевается, напоминая о грации лебедя, что добавляет особую изящность и красоту ее образу. В старину по костюму можно было определить не только национальность, но и ее семейное положение, а также принадлежность к тому или иному роду.

Свадебные обряды кумандинцев также насыщены символикой и традициями. Невесте заплетают две косы, что является символом замужества, и покрывают ее голову платком — обязательным головным убором для замужних женщин в кумандинской культуре. Эти две косы не просто элемент прически, они имеют глубокий символический смысл и являются важным компонентом традиционного женского наряда. После того, как косы заплетены, родственники и друзья собираются вокруг молодоженов, чтобы пожелать им счастья и благополучия, произнося теплые слова на родном языке. Эти искренние пожелания наполняют атмосферу праздника теплом и радостью.

Затем молодожены в рамках обряда кормят друг друга сладкой кашей, что символизирует их сладкую и счастливую совместную жизнь. Этот ритуал подчеркивает важность взаимопомощи и поддержки в их новой жизни. Празднование продолжается песнями и танцами.

-7

Язык

Марина Константиновна также поделилась, что кумандинский язык передавался от поколения к поколению, однако в настоящее время он находится под угрозой исчезновения. Несмотря на это, она надеется на его возрождение, хотя число носителей языка продолжает сокращаться. Год назад был принят новый алфавит для кумандинского языка, который включает 49 букв. Также недавно вышел обновленный русско-кумандинский словарь. В данный момент Центр готовит занятия по кумандинскому языку, чтобы обучать молодое поколение.

Во времена Советского Союза кумандинцы испытывали страх говорить на своем родном языке. Преследования коренных народов были настолько жестокими, что уничтожались даже шаманы, а использование родного языка было под строгим запретом. Поэтому чаще говорили на русском языке.

Кумандинский язык находится под угрозой исчезновения и занесен в Красную книгу языков. Причины утраты кумандинского языка связаны с ассимиляцией, урбанизацией и сокращением численности носителей.

Занесение кумандинского языка в Красную книгу языков подчеркивает его уязвимость и необходимость принятия срочных мер по его сохранению. Однако для сохранения языка требуется активное участие самих носителей и их потомков, которые должны осознать важность сохранения своего культурного наследия.

В современном мире все больше внимания уделяется этнокультуре, уважительному отношению к природе и экологии. Эти направления становятся не просто модными тенденциями, а образом жизни, который выбирают миллионы людей по всему миру. И особую роль в этом процессе играют малочисленные коренные народы, которые веками живут в гармонии с природой и транслируют это в мир.

-8

Этническая культура переживает настоящий ренессанс. Люди стремятся к аутентичности, ценят традиции и обычаи своих предков. Малочисленные коренные народы, такие как кумандинцы, теленгиты и челканцы, сохраняют уникальные языки, ремесла и обряды, передавая их из поколения в поколение. Этнические мотивы проникают в моду, дизайн интерьеров, музыку и искусство, становясь мостом между прошлым и будущим.

Экологическое сознание коренных народов основано на тысячелетнем опыте взаимодействия с природой. Они знают, как использовать ресурсы, не нанося вреда экосистемам. Их традиции и обычаи, такие как бережное отношение к земле, воде и животным, становятся источником вдохновения для экологических инициатив по всему миру.

Этно, природа и экология — это не просто модные слова, а важные направления, которые формируют наше будущее и делают мир лучше. Малочисленные коренные народы, живущие в гармонии с природой и берегущие свою уникальную культуру, играют ключевую роль в сохранении и развитии этих ценностей.

Мария Шершень