Найти в Дзене

Полный вперёд! Архитектура Луи Тенартса, ар деко и style le paquebot

Франсуа Луи Тенартс - бельгийский архитектор, творческая карьера началась в 1922 году, когда он реализовал свой первый проект - дом для молодой аристократки французского происхождения Клементины Дуар де Гадо. Этих двоих связал не только общий творческий проект - строительство дома, но и любовь. А построенное здание стало для архитектора домом в прямом смысле слова. Любопытно, что стилистика этого проекта была особенная, и к ней он не обращался больше никогда, хотя ...хотя десятилетиями жил в одних и тех же интерьерах, и, возвращаясь домой, всегда видел один и тот же парадный фасад. Правда, здание претерпевало изменения. В 1925 году Тенартс пристроил оранжерею, позже организовал место для своей мастерской, значительно расширив мансарду и организовав доступ в это помещение по внешней уличной лестнице. Для многих начинания молодого архитектора казались многообещающими! И заказы посыпались как из рога изобилия. Тенартсу, в этом смысле, повезло, он строил сразу несколько домов на одной у
Луи Тенартс и Клементина Дуар де Гадо, 1924
Луи Тенартс и Клементина Дуар де Гадо, 1924

Франсуа Луи Тенартс - бельгийский архитектор, творческая карьера началась в 1922 году, когда он реализовал свой первый проект - дом для молодой аристократки французского происхождения Клементины Дуар де Гадо. Этих двоих связал не только общий творческий проект - строительство дома, но и любовь. А построенное здание стало для архитектора домом в прямом смысле слова.

Семейный дом четы Тенартс, 1922
Семейный дом четы Тенартс, 1922

Любопытно, что стилистика этого проекта была особенная, и к ней он не обращался больше никогда, хотя ...хотя десятилетиями жил в одних и тех же интерьерах, и, возвращаясь домой, всегда видел один и тот же парадный фасад. Правда, здание претерпевало изменения. В 1925 году Тенартс пристроил оранжерею, позже организовал место для своей мастерской, значительно расширив мансарду и организовав доступ в это помещение по внешней уличной лестнице.

Для многих начинания молодого архитектора казались многообещающими! И заказы посыпались как из рога изобилия. Тенартсу, в этом смысле, повезло, он строил сразу несколько домов на одной улице или в одном и том же районе, так на улице Августина - 17, а улице Коген - 16 жилых домов etc. Лучшей рекламы и придумать было невозможно!
Cтройные ряды фасадов, манишки которых украшали цветные витражи на фоне белоснежной бельгийской штукатурки или кладки из декоративного кирпича? - мало кого оставляли равнодушным!

Тенарс в течение нескольких лет лет (1931 – 1937) в качестве главного архитекторасотрудничал с компанией Comptoir immobilier belge/CIB и осваивал, по факту, новые городские территории - районы второго кольца Брюсселя, где строительство в 1930-х годах только-только разворачивалось.
Тенартс кроме этого самостоятельно инвестировал в новые районы (такая практика была уже поставлено на крыло, когда архитектор брал на себя обязанности и инвестора, и застройщика).
И хотя Тенартс предлагал ансамблевидную застройку, где каждое конкретное жилое здание имело особенное экстерьерное лицо, внутри решения были типовыми со стандартизированными планировками. Правда, в тех случаях, когда пятно застройки было оригинально - угловые или неправильной формы участки - там приходилось прикладывать больше усилий и предлагать оригинальное решение. В этот период, в 1930-е годы, архитектор активно использовал "Style paquebot" или "стиль лайнера", так в те времена многие называли ар деко.

Тенартс прожил почти сто лет (1898-1994), и в 1991 году дал интервью бельгийской газете "Le Soir", где утверждал, что за полвека архитектурной практики построил 1650 зданий. Это количество многих исследователей приводило (ред. - да и приводит до сих пор в недоумение), хотя арифметика вполне себе представима: каждый месяц сдавалось по 2 жилых дома. Учитывая , что строительство было железобетонное, такой ритм работ вполне реалистичен.
Однако сложность есть в атрибуции зданий Тенартса, поскольку часто архитектор не подписывал докусментацию своих проектов, и не только когда он был молодым независимым архитектором в 1920-е годы, затем управляющим архитектором Comptoir Immobilier Belge в 1930-е годы, но и позже, когда он стал директором строительной компании COBELTRA в 1950-е–1960-е годы.

Одним из сохраненных зданий, которое до сих пор находится в частном владении, является Maison Marit, построенное в 1933 году для художника и дизайнера Валентина Марита. В последние годы в рамках брюссельского фестиваля ар нуво и ар деко BANAD, о котором я время от времени вспоминаю, этот дом бывает доступен для экскурсионного посещения.
Здание, в целом, как и состояние внутреннего пространства, благодаря стараниям владельцев - в отличном состоянии, хотя дизайн интерьера, понятное дело, вполне современный и далёк от стилистики ар деко или неоар-деко.

Макет. Восстановленная колористика Maison Marit, архитектор  - Луи Тенартс, 1933
Макет. Восстановленная колористика Maison Marit, архитектор - Луи Тенартс, 1933

Очередной ремонт внутреннего пространства позволил провести изыскания, которые касались вопроса, каким реально была колористика интерьера в 1930-х годах. И оказалось, что "чёрно-белое кино" ар деко, к которому тяготеют современные декораторы и дизайнеры интерьера - очередной штамп, возникший неизветно как и когда, и активно ретранслирующийся в современности. При изучении красочных слоев было задументировано следующее :

Прихожая. Изначально двери были отделаны в двух разных тонах: синем с черной рамой для входной двери и миндально-зелено-сером для дверей, ведущих в гостиную, с тем же черным цветом на рамах. Эта гармония цветов древесины, практически, не менялась в течение первых четырех ремонтов, прежде чем уступила место белому. Стены прихожей были покрыты фактурной бронзово-золотой штукатуркой, которую они заменили миндально-зелено-серой штукатуркой, аналогичной цвету дверей.
Гостиная. Двери гостиной тесно связаны с цветовой гаммой прихожей; только желтая охра, отражающая новую эпоху, заменила зеленый во время третьей реставрации. Начиная с пятой реставрации эти яркие тона сменились бледными оттенками, которые затем перешли в белый. Стены, обильно перештукатуренные, теперь не содержат никаких подсказок.
Лестница. Исследования выявили три или четыре вмешательства в лестничную клетку. В ходе первого ремонта стены, покрытые штукатуркой, были окрашены в матово-желтую охру, которая была заменена бледно-зеленой, нанесенной поверх выравнивающего слоя. В ходе третьего ремонта стены были окрашены в насыщенный желтый цвет,затем в цвет морской пены, который, наконец, сменился белым.
Maison Marit, Rue de la Seconde Reine 5, Укле, Брюссель, архитектор  - Луи Тенартс, 1933
Maison Marit, Rue de la Seconde Reine 5, Укле, Брюссель, архитектор - Луи Тенартс, 1933

Тенартс прожил долгую жизнь, завершив свою архитектурно-строительную практику в 1963 году, посвятив себя путешествиям, а также творчеству, экспериментируя с керамикой, занимаясь живописью и создавая гравюры. А в 85 лет он увлекся музыкой и начал играть на фортепиано!

Фотопортрет Луи Тенартса, 1934
Фотопортрет Луи Тенартса, 1934

Если вам понравилась публикация, поделитесь своим впечатлением. Для автора - это важно!

Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!