Вы узнаете их из тысячи… самых претенциозных ляпов современной попсы.
А дубы-колдуны что-то шепчут в тумане.
У поганых болот чьи-то тени встают.
Косят зайцы траву, трын-траву на поляне.
И от страха все быстрее песенку поют.
Продолжение. Предыдущая часть.
Я предполагаю, что поклонники многих песен, что попали в мои последние обзоры, будут яростно меня критиковать. Со слюной у рта доказывать, что это такие яркие поэтические образы рождаются только в головах мегаталантов. И конечно же, что я ничего не понимаю в нормах русского языка – дескать, он подвержен постоянному развитию и меняется в соответствии с потребностями общества.
Позвольте с вами не согласиться – одно дело, когда правописание или ударение становится общепринятым и узаконенным учебниками русского языка. Наши родители хорошо помнят, когда при Хрущёве пытались ввести норму для школьников на такие слова, как заЯц – заЕц, огурцЫ – огурцИ, цЫплята – цИплята, жЮри – жУри и т.д. По принципу, как слышится, так и пишется! Предложений было много, суть: стремиться к фонетическому письму и упрощению правил. Такой русский язык, по мнению ученых, даже нерадивые школьники сумеют выучить на честную «тройку».
Вот пример такого упрощенного предложения: «Жолтый ципленок спустился в деревяный подьезд, а там заец читает брошуру да мыш есть огурци и другие ростения». Так выглядело бы совершенно грамотное предложение, если бы в 1964 году приняли «Предложения по усовершенствованию орфографии» — один из самых радикальных в истории современного русского языка проектов орфографической реформы.
Но нововведения не прижились и не были утверждены на самом высоком уровне, да и Хрущёва вовремя сняли. Многие современные писатели рьяно воспротивились искажениям привычных русских слов. Было принято решение просто сообщить советскому народу, что орфографическая реформа экономически бесполезна. Она ведёт к бессмысленным затратам. И её тихо свернули.
Сейчас происходит обратная ситуация. Инициатива по изменению норм русского языка происходит тихой сапой снизу, от носителей самого языка. Но получается так, что в первых рядах застрельщиков стоят шоумены, блогеры, рэперы, поп- и рок-звёзды. Именно они коверкают наш привычный язык англицизмами, упрощёнными оборотами, интернет-мемами, игровыми терминами и прочим хламом. Иногда на новые речевые обороты влияют суеверия. Иначе, чем объяснить употребление слова крайний вместо последний! Прямо, бесит!
В Дзержинске задержана учительница русского языка и литературы при попытке заменить магазинную вывеску «Обои» на «Оба».
Не сказать, что это самые передовые товарищи в области языкознания и филологии. Многие честно признаются, что с русским языком у них было плохо в школе. И чтобы поднять себя на стремнину всеобщего интереса – они создают свой, условный язык. Где нет жёстких правил и можно всячески варьировать новые формы. Да, он понятен и популярен у молодёжи. Все изо всех сил кинулись блистать в своей речи – кринжами, вайбами, и прочим зашкваром.
Но даже это можно пережить – со временем пройдёт и это, как говорил философ. Мусор отсеется, и ветер унесёт его в даль. А вот, что нельзя пережить – так это уродование нормального языка идиотскими перлами, выдающими больную фантазию и недостаток словарного запаса и образования у авторов. Предлагаю обратиться к очередным первоисточникам – «шедеврам» современной попсы.
Поп-хит-парад ляп-шедевров от «лучших из худших» исполнителей российской эстрады
Дочь лесника знает более тысячи игр с топором и биноклем.
16. «Корни» «Ты Узнаешь Её По Имени» (Игорь Матвиенко — Павел Жагун).
Сегодняшний обзор следует начать именно с этого «шедевра», не побоюсь этого слова, конгениального хита всех времён и народов! Это же надо было сочинить такой опус-ляпсус, достойный пера Ляписа Трубецкого и всех крестьянских писателей-аграрников из группы «Стальное вымя» вместе взятых! «Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился».
Похоже, что автор этого эпичного шлягера Павел Жагун крепко приложился к кальяну на портянках старика Ромуальдыча. И вышел он на дебютном альбоме мальчуковой группы «Корни» с таким эпохальным названием «На Века» 2003 г. Скромненько и со вкусом!
Она любит пугливую речь,
Аппликацию леса
В реке вертикальной.
Ее почерк машинный наскальный,
Ее брови как сон тишины.
Ты узнаешь ее, ты узнаешь ее,
Ты узнаешь, ты узнаешь ее.
Ты узнаешь ее, ты узнаешь ее,
Ты узнаешь, ты узнаешь ее.
Девушка с пугливой речью – это такой зашуганный подросток, который что-то украл или спрятал, и теперь боится, что его раскроют. Похоже, что она занимается закладками и отчаянно паникует при виде полиции. А деньги отдаёт своему парню, потому что он – главный в их банде. Возможно, она страдает какой-то фобией или аутизмом и единственное, что её может успокоить – это вырезание милых зверюшек вместе с растительностью в лесу. Потом из них она выкладывает на кусках березовой коры гербарий-аппликацию.
Когда ей надоедает созерцание засушенных белочек-зайчиков в ромашковых узорах, то с диким воем сбрасывает в водопад все свои натюрморты и радостно высекает на скалах очередную запись о своих достижениях за эту неделю. Бабушкина машинка Зингера была приспособлена для письма на кладбищенских памятниках, поэтому надписи получались красивым шрифтом Таймс.
«Брови как сон тишины» — боюсь представить, когда тишина просыпается и начинает орать благим матом. Тишина – она такая непредсказуемая! А ещё с бровями! Я понимаю фразу, когда приходят на бровях. Но девушка с бровями из сна тишины… Это что-то вроде «Крика» Эдмунда Мунка, но с бровями! Страшное дело – понимать авторов современных песен.
Ты узнаешь ее из тысячи,
Ее образ на сердце высечен,
Ты узнаешь ее из тысячи
По словам, по глазам, по голосу.
Ее образ на сердце высечен
Ароматами гладиолуса.
Тут проще начать с лёгкого, с конца – аромата гладиолусов. Которого нет – но он есть, как тот суслик из «ДМБ», в тексте песни. Чем хороши были гладиолусы – с ними шли всегда в школу 1 сентября. Яркие, высокие, с множеством соцветий по всей высоте основного стебля. И у них не было никакого запаха и ароматов (так, свежесть и всё) – поэтому нейтральный гладиолус был очень удобен для дарения училкам, не вызывал аллергию и стойкого неприятия у людей с острым нюхом.
Высекать на сердце проще самим гладиолусом, тем более что по латыни «гладио» — «меч». А вот если вы желаете оставить острый аромат на своём партнёре, то лучше взять для этого дуриан. Это будет незабываемый запах!
Она любит варенье из ласк,
Арифметику лета
И опыты крови.
И ее изумрудные брови
Колосятся под знаком Луны.
Она любит речные часы
Позывные дождя в полутемной беседке,
Осень тянется в запертой клетке
Долго, долго до самой весны.
А вот здесь всё просто – представьте себе фильм «Джиперс-криперс», «Техасскую резню бензопилой» или любой «Поворот не туда». Привычное дело для реднеков средней полосы России – летом варить варенье из ласковых и доверчивых туристов. Главное, чтобы соль и сахар были по вкусу – в крови хорошо увариваются. Здесь важен арифметически точный расчёт, сколько килограммов на одного глупого тинейджера.
Изумрудные брови колосятся под знаком Луны… Имеется в виду полная Луна – только под ней всякая нечисть начинает преображаться. Люди превращаются в оборотней-верволков, вампиры обретают силу и выходят из своих спальных гробов, ну и всякие упыри и вурдалаки вылезают из своих нор. Волосяной покров резко вырастает, и у некоторых начинают колоситься брови, коленки, носы и уши. Говорят, что сейчас опять входит в моду естественное оволосение у женщин.
Изумрудный цвет характерен для русалок, нимф, кикимор и прочих бабок-ёжек. Именно поэтому речные часы пролетают быстро и с пользой дела – заманивать в воду мужиков, чтобы потом замариновать их с кукумарией. Вкусно и полезно – чистый йод! Запаса должно хватить на всю зиму до следующей весны.
Русский бестиарий обширен – чертовщины в нём хватает с избытком. Возможно, автор песни таким образом зашифровал послание нечисти миру людей. Таким образом, предупреждая – люди, вглядитесь внимательно в этих девушек, они те ещё ведьмы! Узнайте их по словам, по глазам, по голосу…
При укусе ядовитой змеи держите ее голову на расстоянии от себя, чтобы она не укусила вас в ответ.
17. Светлана Лобода «Не Нужна» (Рита Дакота, Светлана Лобода).
Такие композиции называть песнями-то язык не поворачивается – хорошо, что придумали термин «трек». Сухой, технический, без всякой эмоции. Крутится себе по кругу и что-то ещё выдаёт в эфир. Текст без всякого смысла и пощады для наших ушей. Вот послушайте только этот перл.
Ядовитые стрелы летели в мое нежное сердце и мне нечем согреться.
Мы запили текилой, забыли, простили.
Ты мне не снишься, скажешь, я тебе тоже даже.
Если бы вместе нам до темна по душам,
Разобрать по словам да по молекулам, но только…
Если стрелы летят в нежное сердце – то надо либо ловко уклониться от них, либо красиво вскрикнуть «Ах! Я убита наповал!» и взмахнуть беспомощно руками. Но героиня трека делает совершенно не логичный вывод. Надо бахнуть текилки, а то чего-то холодно! От алкогольных паров стрелы видимо растворились вместе со своим ядом. Похоже, надо признать парадоксальную логику персонажа и попытаться понять её действия дальше. Но тут случилось непоправимое!
Ядовитые мысли повисли вот так на моем языке,
кинжалом в рукаве.
Я отмеряла 8, а не семь раз
Но как тебя отвязать, не знаю с чего начать.
На языке обычно повисает ядовитая слюна, ненависть захлёстывает глаза, и слова застывают в пересохшем горле. Светлана – редкий вид поп-гадюки, она плюётся ядовитыми мыслями, как кинжалами из рукавов. Здесь редкая техника Смертоносных Гадюк из «Убить Билла» помноженная на цифру 8. Русский язык бессилен перед таким убийством.
Встреча заблудившегося туриста с русалкой приятна вдвойне: тут тебе и любовь, и уха!
18. Юлианна Караулова «Я Попала В Сети» (Александр Сахаров).
Нынешняя ведущая «Кто хочет стать миллионером» в самом начале своей творческой деятельности попала в загребущие руки продюсера Максима Фадеева.
Тот решил сразу ковать горячие секс-хиты – самым провокационным оказался трек «Я Попала В Сети» из репертуара юной певицы на «Фабрике-5» 2004 г. Из уст 16-летней старлетки зазвучали строчки игривого содержания.
Ты неправильный неправильный мужчина.
Я сломалась об тебя как будто без причины.
Говорили мне всё зря подруги, гороскопы.
Ты смотришь прямо в сердце, а не на грудь и попу.
Единственное, не понятно, как можно «сломаться об тебя»? Психика сломалась на этой строчке. Девушка долго ломалась-ломалась и наконец-то сломалась!
Я попала в сети,
Которые ты метил.
Я самая счастливая на всей планете!
Я попала в сети,
Возможно будут дети,
Возможно все серьезно если ты заметил.
Ох, уж эти шкодливые мартовские мужики! Как коты метят всё вокруг. У меня есть кот Сеня – он ходит по двору, округе, заборам и крышам. И везде его СМС-ски – я ему говорю, откуда в тебе столько жидкости! Он глухо мявкает, недобро смотрит и жадно лакает воду.
Мне кажется, что помеченные таким образом сети могут не сработать – запах отпугнёт потенциальных жертв! Только такие милые простушки, как певица Караулова, рискуют запутаться в них и запутать своих слушателей кривым языком своих перлов.
Вам не кажется, что современные музыканты как-то неохотно стали кончать жизнь самоубийством?
19. Земфира «Суицид» (Земфира).
Некогда песни Земфиры Талгатовны Рамазановой были в чартах радиостанций и на пике интереса аудитории. Её даже называли «прорвавшимся» голосом поколения 90-х. Но постепенный переход в разряд скандальной шоу-звезды, брак с Ренатой Литвиновой и нынешний статус иноагента сделали её имя уже хорошо позабытым и не вызывающим положительных эмоций.
А недавно Роскомнадзор запретил песню «Повесица» спустя 20 лет после выхода на альбоме «Вендетта» 2005 г. за пропаганду самоубийства. Ведомство решило, что в тексте содержатся «описания способов» или «призывы» к суициду.
Именно песня с сакраментальным названием «Суицид» привлекла моё внимание своим забавным оборотом. Трек относится к неизданному творчеству Земфиры, поэтому не сильно известен широкой аудитории.
Шёпотом громким мне в ухо крадется
Луна - не луна, но настырное солнце,
Задерну все шторы, обижу весь город.
Громкий шёпот – это оксюморон, невозможное сочетание противоречащих друг другу понятий. Для того и нужен шёпот, чтобы не привлекать внимание обычной речью. Зачем только луна-солнце в ухо крадётся? Они вроде бесшумные явления природы. Пощекотать наш слух необычным образом.
Один психоаналитик рассказывает другому:
— У меня вчера была оговорка — ну прямо по Фрейду: хотел сказать жене: «Дорогая, налей мне, пожалуйста, кофе», а получилось: «Ты же мне всю жизнь испортила, гадина!»
20. Олег Газманов «На Заре» (Олег Газманов).
Композиция была издана на альбоме «Мои Ясные Дни» в 2003 году. На патриотической стезе Олег Михайлович уже давно набил руку, поэтому с тех пор регулярно радует своими неформальными гимнами для всех родов войск на государственных концертах. А вот песня «На Заре» помимо явно читающихся любовно-политических строк несёт в себе ещё и криминально-трагический подтекст. Настоящий уголовный триллер.
Где-то в городе идет снег, превращаясь на щеках в дождь.
И не кончится никак век, и не сменится никак вождь.
Я на воле не был сто лет, я забыл, как шелестит бриз.
Птица белая летит вверх, отражение скользит вниз.
Здесь явно страдание уголовника, мотающего долгий срок по «мокрому» делу. А дождливые аллюзии текста наводят на мысль, что все концы своего преступления герой спрятал в воду. Лесное озеро, где тишь и водная благодать, в которой отражаются птицы. Где жена? Ушла за грибами в лес и не вернулась!
На заре я выйду в туман, на заре покину приют.
Припаду, рыдая, к цветам и ноздрями землю втяну.
На заре устав от любви в сотый раз тебя призову.
Не боясь, что снова проснусь, мокрых простыней плен разорву.
Все мечты героя связаны с освобождением, которое явно не скоро. Приходится мотать срок от звонка до звонка. Но в мыслях он уже там, на месте своего преступления. Где помимо цветочков он вместо привычного белого порошка готов втянуть ноздрями просто землю. Сурово! Но учитывая, что придётся устать от любви без любимой, очень похоже на белую горячку. Delirium tremens! И опыт пребывания в закрытых психиатрических заведениях уже есть. И побега оттуда.
Слышу в комнате моей смех, на стене дрожит свечей блик.
Смех на простыне чужой — грех, переходит в горле смех в крик.
Отражается в зрачках ночь, память складывает все впрок.
Подрастает без меня дочь, а бессонница мне шьет срок.
В состоянии алкогольно-наркотического опьянения главный персонаж застаёт свою женщину с любовником. Рука-лицо-топор. Крик-кровь-срок. Вполне уважаемая в местах заключения «тяжёлая» статья. По ночам мучается бессонницей и видениями. Другие сидельцы стараются обходить его стороной. Местный доктор хочет поставить диагноз шизофрении, но на всякий случай пишет анамнез "тяжёлая депрессия" и послабление для больнички.
Для тех, кто в танке, напоминаю...
Анекдот в тему.