Недавно наткнулся на интервью доктора физико-математических наук, профессора РАН, Члена Европейской академии наук, действительного члена Королевского химического общества, действительного члена Американского физического общества... Артёма Ромаевича Оганова. И решил позаимствовать ряд цитат, ну люблю я цитаты, если вы читали другие мои статьи, то могли в этом убедиться:
«Я был воспитан в атеистической семье и всю свою юность, детство считал верующих людей отсталыми, смеялся над ними. Не понимал, как вообще человек с мозгами может вот во всю эту ерунду верить. Да и к тому же космонавты летали в космос, Бога там не видели….
Ну, понимаете. Вы можете все, что угодно думать про верующих людей и все такое. Но потом Вы переживаете момент, после которого неверующим Вы уже быть не можете. И у меня спрашивают: а как же так, ты веришь? Ведь верующий человек не может иметь мозгов. Ведь космонавты летали и в Бога не верят.
А я отвечаю очень просто. Понимаете, вот когда Вы что-то в своей жизни испытываете и если Вы честный человек, Вы должны для себя сделать вывод. А самый глубокий опыт в моей жизни случился со мной, когда мне было восемнадцать с половиной лет. Я просто Бога увидел. Вы понимаете, ученый должен быть прежде всего честным человеком. Вот то, что вижу, про то и пою.»
Подробно историю прихода к вере Артема Ромаевича можно прочитать (посмотреть) в самом интервью на странице журнала Фома. А я продолжу приводить цитаты на тему веры и науки:
«— Я считаю, что наука и вера, они, говоря по-научному, ортогональны. Они не противоречат друг другу, они не идут вот так, они идут вот так (показывает руками направление). Они друг с другом, по идее, не очень-то пересекаются. Они исследуют разные пласты, разные области мироздания. Поэтому противоречить они друг другу не могут, а дополнять могут.»
«— С тем, что наука является величайшим достижением человеческой культуры, возможно, я бы и согласился. Пожалуй, что и соглашусь. То, что наука может человеку во всем помочь, все потребности человека удовлетворить, — это, конечно, не так, это смешно. Понимаете, когда у вас угрызения совести, наука вам никак не поможет.
Наука может продлить вашу жизнь. Она может дать вам физическое здоровье. Наука может повысить качество вашей жизни. Она это и делает, она все это и делает. Это здорово. Наука может удовлетворить ваше любопытство. Знаете, какой кайф я испытываю, когда рассказываю своим детям — у меня их четверо и они все маленькие, самому старшему ребенку десять, — когда я им рассказываю, например, про черные дыры. Вот недавно я им рассказывал. И заново переживаешь этот восторг знания, когда ты понимаешь, какие удивительные вещи вообще происходят в мире.
Вот это наука может дать, а еще наука может дать вот этот самый восторг, который может намекнуть на что-то большее, что как же удивителен мир, в котором мы живем! А почему он так удивителен? Откуда взялись законы, которым подчиняется этот мир. Не странные ли эти законы? Вот тут возникает какая-то перемычка, может быть, уже с верой. А кто, собственно эти законы, дал? Ну, можно сказать, что никто. А можно сказать, что Кто-то. И тут уже верующие и неверующие расходятся, и доказать никто никому ничего никогда не сможет.»
«В самой науке есть утверждения, которые не подлежат доказательству. Их мы называем аксиомами, и на этих утверждениях строится все здание науки. Поэтому таков путь человеческого познания. Нам необходимо что-то принять на веру, но это что-то должно быть нам интуитивно близким. Ну, например: параллельные прямые не пересекаются. Вы это никогда не докажете, но мы интуитивно это чувствуем. Точно так же, как и Бог. Некоторые из нас интуитивно чувствуют, что Бог есть. И поэтому вполне могут принять это как истину, не требующую доказательств. Я считаю, что в меру своих пяти чувств свое доказательство существования Бога я получил.»
Ну и тут я приведу уже целый отрывок с вопросами интервьюера (Владимир Романович Легойда), т.к. он мне кажется весьма актуальным для нашего времени, особенно в свете тех комментариев и мнений, что можно встретить в этих наших интернетах:
Есть такое обывательское представление, как раз вот на том же уровне, на котором обыватель считает, что наука должна конфликтовать с религией. Так же, скажем так, среднестатистический современник может думать, что у него есть научное представление о мире. Хотя вот, насколько я могу судить по своим студентам, несмотря на то, что ввели курс современного естествознания как обязательный все равно, в лучшем случае это физика Ньютона в рамках школьного учебника. А представлений действительно современных научных о мире у обывателя нет. Как Вы думаете, вот такое научное невежество — ну, если Вы согласны с этим, может быть, я не прав, — оно терпимо, оно допустимо для современного человека?
— Я думаю, что это терпимо, это допустимо, Точно так же, как и я ответил на Ваш вопрос про ученых, которые некоторые не интересуются искусством. Это терпимо, но это не оптимально, это не самая лучшая ситуация. Потому что наука — это важнейшая часть мировой культуры, это то, что создавали люди для того, чтобы мы стали умней, глубже, лучше. Вы можете этим не пользоваться, можете — это не преступление, но лучше этим пользоваться.
— Мне просто еще кажется, здесь же есть еще такой момент, что человек-то думает, что его представления о мире, что у него как раз-то и есть научные представления. А у него их нет, и он обо всех этих сложностях не сможет сказать —ни про Эйнштейна, ни про Хокинга. А думает, что вот, он, условно говоря, знает, как устроен мир, и параллельно же считает, что вот это представление о том, как устроен мир, конфликтует с представлениями религиозными. Вот это, наверное, мне кажется, тоже проблема.
— Ну, вот это наверное то самое, про что Луи Пастер и говорил, что малое знание уводит от Бога, а большое знание к нему возвращает. Обычно, знаете, люди науки, реально большие ученые чаще задумываются о том, как мало они знают. Если человек думает, что он знает все про то, как устроен мир, скорей всего, я могу его поздравить с тем, что он ничего не знает. Я думаю, что я мало чего знаю. Я думаю, что человек, который по-настоящему знает много, он в своем знании сомневается, он ищет больше знания, стремится к этому. А человек, который думает, что знает всё, интеллектуально мертв.
Полный текст интервью можно прочитать (или посмотреть его видеозапись) тут: https://foma.ru/uchenyiy-artyom-oganov-ya-prosto-uvidel-boga.html