Найти в Дзене
Ёлка Тренд

Битва за елочного монстра: как в 1930-х производители украшений судились за право выпускать жутких ангелов

Представьте: Германия, 1937 год. В цехах стеклодувной фабрики Dressel пахнет раскалённым стеклом и яблочным штруделем. Мастера в кожаных фартуках выдувают из расплавленной массы очередного стеклянного ангела — но не того, канонического, с благостным ликом, а странного существа с треугольным телом, точечными глазами и конечностями, будто бы созданными под влиянием раннего сюрреализма. Эти «жуткие ангелы», как их позже окрестили покупатели, стали не просто новогодним украшением, а причиной судебной битвы, которая навсегда изменила ёлочную индустрию. 1930-е стали эпохой, когда ёлочные игрушки превратились из предмета роскоши в массовый товар. Технологии хролитографии позволяли переносить на стекло яркие рисунки, а конвейерные линии фабрик в немецком Лауше и американском Корнинге штамповали миллионы шаров и фигурок. Но именно «жуткие ангелы» заняли особое место в сердцах покупателей — одни видели в них кощунство, другие — свежий взгляд на традицию. «Они были похожи на гостей из параллельно
Оглавление

Представьте: Германия, 1937 год. В цехах стеклодувной фабрики Dressel пахнет раскалённым стеклом и яблочным штруделем. Мастера в кожаных фартуках выдувают из расплавленной массы очередного стеклянного ангела — но не того, канонического, с благостным ликом, а странного существа с треугольным телом, точечными глазами и конечностями, будто бы созданными под влиянием раннего сюрреализма. Эти «жуткие ангелы», как их позже окрестили покупатели, стали не просто новогодним украшением, а причиной судебной битвы, которая навсегда изменила ёлочную индустрию.

Золотой век стеклянных призраков

1930-е стали эпохой, когда ёлочные игрушки превратились из предмета роскоши в массовый товар. Технологии хролитографии позволяли переносить на стекло яркие рисунки, а конвейерные линии фабрик в немецком Лауше и американском Корнинге штамповали миллионы шаров и фигурок. Но именно «жуткие ангелы» заняли особое место в сердцах покупателей — одни видели в них кощунство, другие — свежий взгляд на традицию.

«Они были похожи на гостей из параллельной реальности, — вспоминает коллекционер Марта Шульц, разглядывая фигурку 1938 года. — Вместо умиротворённых ликов — геометрические лица, вместо пастельных тонов — ядовито-зелёные и ультрамариновые крылья. Дети их боялись, а взрослые спорили до хрипоты».

Суд, где вершилась судьба стеклянных душ

Всё началось с того, что владелец фабрики Dressel Карл фон Абенд рот, разглядывая каталог конкурентов из Lauschaer Glass, увидел там своего двойника — ангела с той же треугольной конструкцией туловища и характерным креплением крыльев. «Это не просто совпадение, это воровство!» — заявил он своему юристу.

На судебных заседаниях, пахнущих лампадным маслом и старыми бумагами, развернулась необычная драма. Адвокаты Dressel демонстрировали судьям технологические карты и зачитывали описания запатентованного цвета «перламутр-вердигрис». Представители Lauschaer Glass парировали, показывая, что треугольная форма — это необходимость, ведь только так фигурка устойчиво стоит на ветке.

«Это было похоже на спектакль абсурда, — пишет в мемуарах репортёр Франц Келлер, освещавший процесс. — Солидные мужчины в костюмах с пенсне на носу с жаром спорили, могут ли крылья стеклянного ангела считаться объектом интеллектуальной собственности».

Международный скандал и неожиданная развязка

Когда казалось, что суд вот-вот вынесет решение, из-за океана пришла новость: американская компания Corning Glass Works выпустила собственную версию «жутких ангелов», заключив контракт с чешскими производителями. В редакции газет полетели гневные письма, а таможенники ломали голову, как классифицировать партии спорных украшений.

Ирония судьбы заключалась в том, что судебный процесс стал лучшей рекламой. Пока юристы спорили, обыватели скупали «ангелов-мутантов» как горячие пирожки. К Рождеству 1938 года продажи выросли втрое, а газеты печатали карикатуры, где ангелы с точечными глазами вели переговоры в зале суда.

Наследие стеклянных изгоев

Сегодня эти странные создания из прошлого обрели новую жизнь. Коллекционеры готовы выкладывать сотни долларов за редкие экземпляры, а дизайнеры из Moschino создают на их основе современные коллекции. Музей Vitra включил их в экспозицию как пример дизайнерского бунта.

«Они напоминают нам, что праздничные традиции — не нечто застывшее, — размышляет искусствовед Елена Горбач, осторожно поворачивая в руках ангела 1939 года. — Эта история началась с судебного спора, а закончилась тем, что уродливые ангелы стали символом эпохи. Возможно, их странность как раз и была главным волшебством».

И действительно — каждый раз, когда мы вешаем на ёлку необычное украшение, мы становимся продолжателями той самой битвы, где предприниматели 1930-х отстаивали право на праздничное безумие, один стеклянный ангел за другим.