Найти в Дзене

Бунин о коллегах. Гений может...

У первого русского лауреата Нобелевской премии (за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы) было своё строгое мнение о писательском мастерстве и коллегах по перу. Согласитесь вы с ним или нет... Владимир Маяковский – «самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства». Исаак Бабель – «один из наиболее мерзких богохульников». Марина Цветаева – «Цветаева с её непрекращающимися всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах». Сергей Есенин – «проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой!» Анатолий Мариенгоф – «пройдоха и величайший негодяй». Максим Горький – «чудовищный графоман». Леонид Андреев – «запойный трагик». На фото - заседание литературного кружка «Среда», 1902 год. Стоят Скиталец и Максим Горький. Сидят: Л. Андреев, Шаляпин, Бунин, Н. Телешов, Е. Чириков. Валерий Брюсов – «морфинист и садистический эротоман». Андрей Белый – «про его обезьяньи неистовства и говорить нечего». Владимир Набоков –
Оглавление

У первого русского лауреата Нобелевской премии (за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы) было своё строгое мнение о писательском мастерстве и коллегах по перу. Согласитесь вы с ним или нет...

И. А. Бунин получает Нобелевскую премию
И. А. Бунин получает Нобелевскую премию

Мнение Ивана Алексеевич Бунина о коллегах-писателях:

Владимир Маяковский – «самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства».

Исаак Бабель – «один из наиболее мерзких богохульников».

Марина Цветаева – «Цветаева с её непрекращающимися всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах».

Сергей Есенин – «проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой!»

Анатолий Мариенгоф – «пройдоха и величайший негодяй».

Максим Горький – «чудовищный графоман».

Леонид Андреев – «запойный трагик».

На фото - заседание литературного кружка «Среда», 1902 год. Стоят Скиталец и Максим Горький. Сидят: Л. Андреев, Шаляпин, Бунин, Н. Телешов, Е. Чириков.

Заседание литературного кружка "Среда". 1902 год
Заседание литературного кружка "Среда". 1902 год

Валерий Брюсов – «морфинист и садистический эротоман».

Андрей Белый – «про его обезьяньи неистовства и говорить нечего».

Владимир Набоков – «мошенник и словоблуд (часто просто косноязычный)».

Константин Бальмонт – «буйнейший пьяница, незадолго до смерти впавший в свирепое эротическое помешательство».

Максимилиан Волошин – «толстый и кудрявый эстет».

Михаил Кузмин – «**дераст с полуголым черепом и гробовым лицом, раскрашенным как труп проститутки».

Велимир Хлебников – «Довольно мрачный малый, молчаливый, не то хмельной, не то притворяющийся хмельным».

Собрание "Зелёная лампа". Середина 1930-х годов
Собрание "Зелёная лампа". Середина 1930-х годов

Зинаида Гиппиус – «необыкновенно противная душонка».

Мережковский – «под старость лет сбившийся с пути и вообразивший себя Мудрецом и Проповедником с большой буквы. Его «Толстой и Достоевский» совсем плох. Никуда не годится. Достоевским он был ушиблен раз навсегда, превозносил его, молился ему, а ведь Достоевский...

Достоевский – вот кого надо было, как когда-то футуристы намеревались Пушкина – сбросить с «корабля современности». Сбросить с палубы в океан, чтобы его акулы сожрали. У него всегда дожди, слякоть, туман и на лестнице воняет кошками.

Кажется, к одному Толстому Бунин относился лояльно:

Пушкин говорил: поэзия, прости Господи, должна быть глуповата. А я говорю – проза, прости Господи, должна быть скучновата. Настоящая, великая проза.
Сколько в «Анне Карениной» скучных страниц, а в «Войне и мире»! Но они необходимы, они прекрасны.
Чехов и Бунин в гостях у Чехова. Ялта
Чехов и Бунин в гостях у Чехова. Ялта

Чехов – один умеет показать в капле воды океан, в песчинке пустыню Сахару, в одной фразе целый пейзаж дать.

А о дворянах он зря писал. Дворянско-помещичьего быта он совсем не знал.

И пьесы его все чепуха, чушь, как бы их ни раздували. Никакой он не драматург.

То, что Чехов был деликатным, скромным, как красная девушка – это мнение Толстого. А на самом деле он на всех свысока смотрел, с братом своим, художником. И с его приятелями разговаривать не желал. Презирал их всех, кроме разве Левитана. Впрочем, и с ним у него дружбы не получилось – описал он его в «Попрыгунье».
Кабаре "Бродячая собака" в первые дни его работы
Кабаре "Бродячая собака" в первые дни его работы

Александр Блок – «нестерпимо поэтичный поэт. Дурачит публику галиматьей».

Хорош ваш Блок! Просто эстрадный фигляр. В ночном кабаке после цыган – отчего же – послушать можно. Но к поэзии это никак не относится. Решительно никак.

Эти – пусть музыкальные вирши – даже не спуск в преисподнюю, в ад, в подвал «Бродячей собаки», где «пьяницы с глазами кроликов – in vino veritas (истина в вине) кричат».

Кричат, как в цирке: «Браво, рыжий. Браво, Блок».
Ведь ваш Блок просто рыжий из цирка, просто клоун, шут балаганный из своего же собственного позорного «Балаганчика».
Художник Сергей Судейкин. "Бродячая собака"
Художник Сергей Судейкин. "Бродячая собака"

На самом деле Блок не бывал в «Бродячей собаке». И писал об этом в своих записных книжках:

«... встречи в подвале «Бродячая собака» и прочих местах с людьми, может быть, милыми, но от которых – «ни шерсти, ни молока», не могут считаться «делом» и не могут наполнять жизнь» (27 октября 1912).

Но «Бродячую собаку» посещала Любовь Дмитриевна Блок, о чем Блок тоже записал: «Люба читает мои ненапечатанные стихи на вечере лирики в «Бродячей собаке» (26 января 1914).

... Зато уж себе Бунин цену знал.

«А кто – между нами – в эмиграции равен Бунину? Кругом одни пигмеи, какие-то раздувающиеся лягушки.
И в России никто по-настоящему написать не может».

По воспоминаниям Ирины Одоевцевой о встречах с писателями: «На берегах Невы», «На берегах Сены».

Чествование Бунина в Стокгольме (1933, декабрь)
Чествование Бунина в Стокгольме (1933, декабрь)

До новых встреч на канале КЛАССИКИ и СОВРЕМЕННИКИ !