Близится очередная годовщина "Великого Октября", для одних - Великой социалистической революции, для других - Октябрьского переворота, но в любом случае - события, круто изменившего жизнь огромной страны и миллионов людей, не только в России, но и по всему миру. С какой стороны ни посмотри, как ни оценивай, событие эпохальное, знаковая дата в российской и мировой истории.
Вновь и вновь мы обращаемся к теме русской революции. Историки, публицисты со своими порой диаметрально противоположными оценками подливают масла в огонь жарких споров, и нет этому конца. В этой ситуации художественное осмысление тех событий может иногда оказаться более точным и близким к Истине, чем многие тома серьезных исследовательских трудов.
В советское время на тему русской революции было создано огромное количество художественных произведений в самых разных жанрах, среди них многие - шедевры. К сожалению, на освещение этих событий накладывала серьезные ограничения цензура. Красные стали победителями в той "единственной, гражданской", и поэтому их почти всегда изображали однозначно героическими, и "хорошими", а проигравших белых всегда представляли в негативном ключе. Хотя и в советское время рождались произведения, в которых белое движение осмысливалось как трагическое, со своей правдой, такие как "Белая гвардия" и "Бег" Булгакова, "Тихий дон" Шолохова, "Хождение по мукам" Алексея Толстого. Даже в массовом советском кино создавались порой глубокие образы белых как например, в фильме "Служили два товарища". В эпоху перестройки и в постсоветские годы ударились в другую крайность - красных стали изображать карикатурными злодеями, а белых идеализировать до приторности. Впрочем, на мой взгляд, за все постсоветские годы так и не было создано ничего более значительного на тему революции и гражданской войны по сравнению с годами СССР, хотя, казалось бы, цензуры нет, осмысливай и твори сколько хочешь и как хочешь. Причина этого, как мне кажется, в том, что стремление заработать денег, да побольше и меньшими усилиями, несовместимо с настоящим творческим порывом. Поэтому у современных творцов получаются в основном коммерческие однодневки.
Но иногда все же случаются и творческие удачи. В прошлом году вышел в свет новый альбом известного российского музыканта Петра Налича "Ванька, Пташечка и тельняшечка". За не очень серьезным названием скрывается выдающаяся по объему работа: это настоящая рок-опера, с цельным сюжетом на тему революционных событий 1917-20 годов. Музыкальный альбом вышел на двух CD дисках, а в этом году была дополнительно выпущена концертная live -версия на трех виниловых пластинках.
Интересно, что в соавторах у Налича числятся Александр Блок и Юлий Ким. Все, конечно, знают поэму А. Блока "Двенадцать", написанную непосредственно в годы революции. В блоковской поэме для нас важен не столько сюжет, сколько яркие, мощные поэтические образы и формулировки- лозунги, впечатывающиеся в память и отражающие нерв эпохи: "Ветер, ветер, на всем божьем свете!", "Черная злоба, святая злоба, товарищ - гляди в оба!", "Революцьонный держите шаг, неугомонный не дремлет враг!", ну и так далее. Но сюжет в поэме есть, и там просматривается любовный треугольник с трагическим исходом.
Отталкиваясь от этого сюжета, в конце 1980-х годов известный советский композитор Владимир Дашкевич задумал создать оперу, "красную Кармен", а за помощью с либретто обратился к своему другу поэту-барду Юлию Киму, с которым они часто работали вместе, в том числе в фильмах о революции и гражданской войне, таких как "Бумбараш" и "Собачье сердце". Юлий Ким откликнулся и написал пьесу "Патруль", в которой далеко ушел от поэмы Блока. Но стихи самого Юлия Кима тоже яркие и талантливые.
Обстоятельства сложились так, что Дашкевич эту оперу так и не написал, и пьеса Кима осталась невостребованной. В 2016 году ее обнаружила театральный режиссер Екатерина Гранитова, и предложила молодому композитору и музыканту Петру Наличу написать для нее музыку, в надежде поставить целостный музыкальный спектакль. Работа была задумана еще к столетию В.О.С.Р в 2017 году. Налич с энтузиазмом взялся за работу и написал много музыкального материала для этого спектакля. К сожалению, на большой театральной сцене Гранитовой это поставить не удалось, но силами студенческих коллективов были созданы разные сценические версии. В какой-то момент Налич решил продолжить работу над музыкой к этому сюжету, объявил сбор средств на платформе "Планета", и приступил к записи альбома. Результатом этих усилий стала рок-опера " Ванька, пташечка и тельняшечка".
Опера для современных композиторов стала желанным, но почему-то крайне сложным для написания жанром. Попытки создать новые произведения в этом жанре предпринимаются постоянно, но раз за разом терпят неудачу. Если композитор маститый, то шанс быть поставленной на сцене у новой оперы есть, но дальше нескольких премьерных показов дело так и не идет - эти произведения не обретают той популярности, какую имели в свое время оперы Верди, Пуччини или Чайковского. Складывается ощущение, что нынешние композиторы разучились писать оперы. Причем сюжеты берутся интересные, на основе выдающихся классических или как минимум, хороших литературных произведений, например, "Мастер и Маргарита" или "Альтист Данилов". Но проблема в музыке: не хватает ярких запоминающихся мелодий и музыкальных номеров, арий, дуэтов, терцетов, хоров которыми изобилует старая опера. Современная опера - это по сути один сплошной не очень мелодичный речитатив, который воспринимается сложно даже теми, кто любит жанр оперы и с удовольствием слушает классическую оперу.
Для рок-опер, фолк-опер и мюзиклов проблема решается легче: вместо речитативов там разговорный текст, как в драмспектакле, а музыкальные номера написаны в стиле эстрадных песен, более близком современной публике. Границы между этими жанрами размыты, но отличия есть
Налич определяет жанр своего произведения как рок-оперу, а это предполагает, что музыкальная ткань в ней фактически непрерывная, как в самой настоящей опере. Почти все речитативные фрагменты идут под фоновую музыку и мелодизированы, музыка становится важнейшим изобразительным средством. Стиль музыки довольно эклектичный, там есть элементы рока, джаза, фолка, современной эстрады, даже попсы, - словом, фирменный "наличевский" микс стилей, или винегрет, который сам становится стилем. Помимо музыкальных треков там есть еще поясняющий "текст от автора", который необходим для понимания сюжета в альбомной или концертной версии. Если это произведение когда-нибудь найдет полноценное сценическое воплощение, то этого текста, вероятно, не будет, а вместо него появятся дополнительные разговорные реплики у персонажей.
С моей точки зрения, получилось произведение, у которого есть все шансы на завоевание сердец широкой публики. В нем есть простая и понятная сюжетная канва: история любви с трагическим исходом, разворачивающаяся на фоне эпохальных исторических событий. Есть яркие персонажи, для которых найдены соответствующие музыкальные краски. Есть отличные стихи Юлия Кима, с запоминающимися стихотворными фразами, которые откладываются в голове и которые хочется цитировать.Ну и музыка Налича, конечно, главный компонент успеха. В ней есть по-настояшему шлягерные номера, которые Налич вовсю исполняет в своих клубных концертах. Это, к примеру, "Птицы", "Песня трактирщика", невероятно мелодически красивый "Старинный романс". Есть номера посложнее, мелодизированные речитативы, переходящие в дуэты и хоровые вставки, но музыка при этом остается по-хорошему "шлягерной", так что слушатель с минимально развитым музыкальным слухом может легко это все запомнить и напеть.
Даже просто внимательное прослушивание студийной записи альбома способно вызвать мощный эмоциональный отклик. А есть еще и концертная версия - когда Налич и музыканты исполняют это произведение живьем. Мне пока не довелось это послушать непосредственно в зале, только в записи, но и в этом случае оно производит сильное впечатление.
Мне кажется, на основе этого произведения можно создать и театральный спектакль, и кинофильм, и мультфильм. Главное, чтобы нашлись конгениальные постановщики. Ну и без раскрутки в наше время невозможно добиться успеха, поэтому я считаю, Наличу просто необходим хороший профессиональный продюсер, который бы поставил целью продвижение этого талантливого произведения. И хорошо, если бы наше министерство культуры обратило внимание на него.Тема ведь исключительно актуальна.
Если говорить о смысловом содержании, то мне импонирует, что в произведении Кима-Налича нет односторонности и однозначности в оценке революционных событий. В советское время, как мы знаем, в художественных произведениях было принято подавать эту историю со стороны "красных" - то есть революция как высшая справедливость и ценность, а гражданская война как битва добра со злом. При этом красные воюют на стороне добра, и побеждают, а белые олицетворяют зло, и проигрывают. В постсоветские годы появилась тенденция поменять плюс на минус, и сделать уже белых стороной добра, а красных, соответственно, зла.
В рок-опере Налича нет такой поляризации в оценке героев и событий. У всех персонажей есть своя правда. В центре сюжета бравый красный балтийский матрос Петруха, который влюбляется в роковую красотку Катерину. Катерина, красная Кармен, несмотря ершистость ( "Гуляй себе тельняшечка, а я себе пошла! "), тоже западает на Петруху. Есть еще один персонаж - приятель Петрухи Ванька, простой босяк, которому нравится "делать революцию" и вместе с Петрухой разъезжать по Петрограду на блестящем автомобиле, но в душе он скорее "мелкобуржуазный" - то есть стремится к мещанскому уюту и благополучию в жизни, а в революционеры попадает случайно. Это персонаж не отрицательный, и не положительный, но изображенный с симпатией. Мелодичная и приятная на слух песенка "Птицы" - его лейтмотив. Это образ "маленького человека", оказавшегося в водовороте исторических катаклизмов.
Есть в сюжетной линии, разумеется, и белые - это белый Капитан, и его жена. У них свои музыкальные темы - очень красивый Романс, написанный в стиле русских городских романсов, и звучащий как воспоминание об ушедшей старой России и "вальс Капитана". Эти персонажи вызывают сочувствие, так как становятся жертвами революционных катаклизмов.
Есть в опере загадочный персонаж Трактирщик, которого Налич определяет как "демона-искусителя", вроде Мефистофеля, обладающего некой мистической силой. А еще там присутствуют ангелы небесные, которые вмешиваются в дела людей, когда ситуация становится безвыходной.
Финальная сцена, разворачивающаяся в трактире/кабаре, начинается с сатирической зарисовки, изображающей "старорежимную" публику, которая умудряется приятно проводить время, несмотря на бушующие вокруг революционные страсти. Появление бравого матроса Петрухи посреди этой публики, сопровождается уморительной песенкой с запоминающимся рефреном "Эти виски-сосиски, безе-фрикасе, Кто такие эти, что не страдают как все?" Но заканчивается всë это трагически - убийством Катерины, а затем сценой всеобщего безумного пьяного разгула со стрельбой по бутылкам. Что-то подобное было в любимом фильме советского детства "Неуловимые мстители". Как говорил Налич в одном из интервью, эта сцена призвана продемонстрировать нравственное падение Петрухи и других персонажей, но мне она кажется несколько утрированной. То, что было органично в "Неуловимых", повествующих о событиях на южных окраинах страны, как-то не слишком вписывается в реалии революционного Петрограда, как мне кажется. Возможно, эту сцену надо немного доработать при постановке на сцене или в кино. Но момент, когда пьяный Петруха швыряет в голову Комиссара бутылкой, чтобы заткнуть фонтан пропаганды, очень хорош!
Завершает всë грандиозная Апока. Сначала мне был не очень понятен этот финал, когда все персонажи - и убитые, и их убийцы, и красные, и белые, и мертвые, и просто уснувшие, поднимаются один за другим, и уходят куда-то вдаль. Музыка при этом звучит не трагическая, а скорее патетическая и жизнеутверждающая. В одном из интервью Налич пояснил свою задумку: в этом финале заложена философская идея апокатастасиса, или учения о всеобщем спасении. Исторические церкви его не признают, но в русской религиозной философии эта идея присутствует. Николай Бердяев утверждал в докладе "Опыт философского оправдания христианства": «По благородному учению Несмелова, могут быть очищены и спасены и язычники, и умершие, и даже падшие духи».Сам Бердяев писал: «...в новый мир войдут все элементы нашего мира, но преображенные, ничто не уничтожится, но все просветлится»
Не эта ли идея невероятной глубины и силы может стать ключом к примирению "красных" и "белых"?
Мне очень жаль, что пока рок-опера Налича не приобрела настоящей, широкой популярности, той, которой она заслуживает, и не нашла спонсоров, которые могли бы обеспечить ее полноценное сценическое воплощение. Надеюсь, что это произойдет в скором времени. А пока с этим произведением можно ознакомиться в студийной версии, а живьем послушать в московском Центральном Доме Архитектора (ЦДА), в актовом зале которого музыканты периодически дают ее как концерт. Основные мужские партии исполняет сам автор - Петр Налич, в партиях Катерины и жены Капитана - победительница телепроекта "Голос" Дарья Антонюк, бек-вокал и хоровые сцены - ансамбль "Петр Валентинович", музыкальное сопровождение - коллектив Петра Налича. Ближайшая дата исполнения - 20 ноября, но билеты на это представление уже распроданы.
Уважаемые читатели! Если вам понравилась статья, поддержите ее лайками, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал! Мы говорим об актуальных событиях, а также музыке, фигурном катании и многом другом.