Найти в Дзене
КИРИН59 говорит

“Орудия”: самонаводящийся авторский хоррор

Если Вы в своё время пропустили один из главных хоррор-хитов этого года (потому что в отечественные кинотеатры он официально не заезжал), то сегодняшний вечер – отличный повод наверстать упущенное и посмотреть в уютной домашней обстановке немного неуютные “Орудия” (Weapons) от восходящей звезды жанра Зака Креггера. Картина была одним из самых ожидаемых жанровых релизов ушедшего лета, а сегодня доступна в сети в отличном качестве. Её не грех посоветовать любителям жанра, а уж сегодня тем более. За месяц до основных событий Мэйбрук, маленький американский городок в Пенсильвании, сотрясает жуткое происшествие. В 2:17 семнадцать детей одновременно выбегают из своих домов и исчезают в темноте ночи. Все они учились в одном классе у одной молодой учительницы, и только один тихий мальчик из класса не пропал. Но ни девушка ни ребёнок не знают, куда и почему сбежали дети. Таков короткий синопсис фильма, в разных интерпретациях изложенный на всех кинопорталах. И как по мне жутко интригующий. Зага
Оглавление

Если Вы в своё время пропустили один из главных хоррор-хитов этого года (потому что в отечественные кинотеатры он официально не заезжал), то сегодняшний вечер – отличный повод наверстать упущенное и посмотреть в уютной домашней обстановке немного неуютные “Орудия” (Weapons) от восходящей звезды жанра Зака Креггера.

Картина была одним из самых ожидаемых жанровых релизов ушедшего лета, а сегодня доступна в сети в отличном качестве. Её не грех посоветовать любителям жанра, а уж сегодня тем более.

Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Сюжет

За месяц до основных событий Мэйбрук, маленький американский городок в Пенсильвании, сотрясает жуткое происшествие. В 2:17 семнадцать детей одновременно выбегают из своих домов и исчезают в темноте ночи. Все они учились в одном классе у одной молодой учительницы, и только один тихий мальчик из класса не пропал. Но ни девушка ни ребёнок не знают, куда и почему сбежали дети.

Таков короткий синопсис фильма, в разных интерпретациях изложенный на всех кинопорталах. И как по мне жутко интригующий. Загадочное исчезновение уже из своего описания обещает серьёзный конфликт, а детишки из трейлера, странно бегущие в свете уличных фонарей, – довольно пугающий образ.

Впрочем искушённым зрителям не стоит сильно обольщаться (никогда): шедевры нынче редки, а вокруг крепких и достойных картин порой слишком много хайпа. Не скажу, что это плохо – за успех хорошей картины всегда приятно порадоваться, особенно если получил удовольствие при просмотре, – просто зритель из-за шумихи вокруг картины может ею обмануться (как было с “Собирателем душ”, например).

Но давайте обо всём по порядку, начиная с небольшого предисловия.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Невнезапный ажиотаж

В 2022-ом малозаметный у нас комик Зак Креггер изрядно пошумел с малобюждетным хоррором “Варвар”. Фильм стоил всего 4,5 миллиона, а в мировом прокате насобирал 45. Не самый громкий успех в году (тем более в жанре), но критики были готовы носить Креггера на руках. Также было, например, с комедиантом Джорданом Пилом после “Прочь” (2017) или с Ари Астером после “Реинкарнации” (2018). Обе картины, кстати, собрали гораздо больше денег, чем “Варвар”.

Но у последнего было нечто особенное. Наверное, это авторский взгляд и желание пощекотать зрителю нервишки чем-то новеньким. Для меня “Варвар” откровением не стал, но смотрел я его с большим удовольствием, записав Креггера в неписанный список тех, за кем стоит смотреть.

Разумеется, вскоре появилась информация о следующей картине постановщика. А потянувшиеся за ней новости заставили ждать фильм с нетерпением.

По слухам, сценарий “Орудий” выкупили меньше, чем за сутки, после того, как Зак разослал его нескольким студиям. А первое предложение и вовсе поступило через полтора часа после отправления.

В итоге Креггер заключил контракт с Warner Bros. с солидным для новичка гонораром в 10 млн. $ и разными творческими “плюшками” вроде покрытия всех расходов в рамках 38-миллионного бюджета, права финального монтажа и гарантированного проката в кинотеатрах. А уже упомянутый Джордан Пил, чья продюсерская компания тоже претендовала на новый фильм Креггера, но упустила эту возможность, уволил за это парочку менеджеров.

Это уже создавало нешуточные ожидания от фильма. Но перспективные режиссёры хорроров в последние годы стали появляться слишком часто. И не менее часто с каждым новым фильмом этих многообещающих постановщиков кассовый потенциал и восприятие самих картин слишком быстро истончается. Так было с тем же Пилом (его третья картина и пока что последняя картина в 2022 году едва отбилась в прокате) и с тем же Астером (его последние два фильма и вовсе провалились с треском).

Однако Креггер не только удержал свою планку качества, но и значительно улучшил финансовые показатели. Но это для финала статьи.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Терапевтический сборник оммажей

Креггер никогда не скрывал, что одними из главных источников вдохновения для новой работы были “Магнолия” (1999) Пола Томаса Андерсона и “Пленницы” (2013) Дени Вильнёва. Что время исчезновения детей – это отсылка к культовому роману Стивена Кинга “Сияние” (не к экранизации 1980 года), а некоторые образы в картине (вроде гигантской винтовки над крышей дома) взяты прямиком из собственного подсознания, как часто бывало у Дэвида Линча.

Но, возможно, главным источником вдохновения оказалась внезапная смерть давнего друга и соавтора Тревора Мура. Чтобы справиться с утратой Зак погрузился в новую работу, которая стала для него во многом личной, наполненной не только собственными переживаниями и рефлексией, но и оммажами любимому кино.

Так “Магнолия” поделилась с “Орудиями” нелинейным повествованием и делением фильма на несколько условных глав, посвящённых разным героям, пересекающимся друг с другом. “Пленницы” одолжили “Орудиям” образ отца, готового на всё, чтобы отыскать своего ребёнка, и пребывающего в гневе из-за бессилия что-либо сделать. От Кинга достался маленький американский городок, в котором происходит жуткое событие, и простые люди, оказавшиеся в его эпицентре. А от всей фильмографии Линча, как я уже сказал, немало образности.

При этом “Орудия” не стараются казаться чем-то эпическим, как “Магнолия”, не заостряются на драматизме, как “Пленницы”, но при этом остаются самобытным смешением жанров, как дебютный “Варвар”, и оригинальной авторской историей, которых сейчас очень не хватает.

Зак Креггер умудрился не только усидеть сразу на четырёх стульях (режиссёр, сценарист, один из продюсеров и один из композиторов), но и совместить личное авторское с исключительно зрительским. Так что я не стал бы его винить за обилие оммажей и несколько провисающую динамику в середине двухчасового хронометража, внушительного для жанра ужасов.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Красота в несовершенстве

А вообще, как отмечали некоторые рецензенты, размах “Орудий”, его масштаб, к концу фильма будто уменьшается до размеров одного-единственного дома. Полагаю, дом для Креггера – это место особое, в нём происходит почти всё действие “Варвара”, главное действие “Орудий” и, вероятно, сконцентрируются события “Обители зла”, которой сейчас занят постановщик.

Однако это не делает историю хуже. Меньше – возможно. Но меньше – далеко не всегда плохо. К тому же, как и в случае с “Варваром”, “Орудия” выстроены так, чтобы даже при снижении динамики повествования крепко держать внимание зрителя, в первую очередь интригой вокруг пропавших детей. А уже по ходу пьесы появляются и сюжетные повороты, и эффектные жуткие сцены, и чёрный юмор, и переключения с героя на героя не дают саспенсу остыть.

“Орудия” – это не детектив, как написано в карточке фильма на Кинопоиске. Но в них есть некоторые черты этого жанра, например, постепенное раскрытие тайны, которую обозначили в самом начале. И это не драма, как может показаться из многообещающей завязки, хотя в фильме хватает драматизма. Да и хоррор, вокруг которого построены “Орудия”, порой сильно разбавляется другими жанрами.

Смешение жанров в неравных пропорциях до шедевра фильм не дотянет, но уж увлекательным кино сделает на 100 %. Главное знать, что перед вами не совсем типичный хоррор с отличными актёрскими работами.

Роли хрупких с виду, но невероятно стойких внутри женщин отлично удаются Дженнифер Гарнер. Брутальный Джош Бролин – стопроцентное попадание в образ разгневанного отца, как усы на лице Олдена Эренрайка в образ бестолкового копа. Бенедикт Вонг всегда хорош на втором плане, но “Орудия” выдали ему партию поинтересней. А номинантку “Оскара” Эми Мэдиган в образе Глэдис лучше один раз увидеть. Среди них не затерялся и опытный девятилетний Кэри Кристофер, чьему персонажу, как по мне, придётся хуже других.

Однако несовершенства “Орудий”, объективные или же субъективные, и их откровенная тяга к жанру хоррора не делают их фильмом, который понравится абсолютно каждому. Не следует об этом забывать, даже если читаете хвалебные рецензии и восторженные отзывы.

“Орудия” – кино далеко не совершенное, но его не грех порекомендовать всем любителям жанра.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Итог

После хороших тестовых показов “Орудия” перенесли на пять месяцев раньше, и летняя премьера обернулась успехом у зрителей и у критиков, принеся студии хорошую прибыль (Джордан Пил снова покусал себе локти).

Не потому, что “Орудия” оказались скрытым шедевром, и не потому, что фильм целился в большую аудиторию и был понятен всем и каждому. У фильма “взрослый” рейтинг R и он не раскрывает происхождение главного антагониста.

Но потому – и мне хочется в это верить – что сама история оказалась новой и интересной, пугающей и притягательной, авторской и не артхаусной. И подкреплялась хорошим визуалом, не зря же Креггер в титрах благодарил Дэвида Финчера.

Кассовым успехом и тёплым приёмом “Орудия” закрепили за Заком Креггером статус молодого таланта. Тем смелее выглядит его выбор следующего проекта: очередная после пары провалов экранизация компьютерной игры “Обитель зла” ожидается уже через год. Посмотрим, станет ли Зак новой надеждой хоррора или примкнёт к растущему числу талантов, исчерпавших свой потенциал. Лично мне хотелось бы первого.

Глэдис улыбалась Кирину59.

Смотрите только Хорошее Кино.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Оценки, бюджет и сборы

на момент написания настоящей статьи:

Оценки зрителей

Кинопоиск: 7.1 (74,2 тыс. оценок)

IMDb: 7.5 (211 тыс. оценок)

Роттен Томатос, зрители: 85 % (10000+ оценок)

Оценки профессиональных обозревателей

Роттен Томатос, критики: 93 % (374 рецензий)

Метакритик: 81 из 100 (48 рецензий), то есть “всеобщее признание”

Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 90 % (20 рецензий)

Соотношение бюджета / к заявленным кассовым сборам (США + мир) в млн. $:

“Орудия” (2025): 38 / 267,5 (151,5 + 116)