Швеция была Малой Свитьод, о которой рассказано в сагах. А Свитьод и есть Скифия - родина русских, которая называлась Великой Свитьод.
Ныне официальная историческая наука считает, что захоронение в ладье является только шведским или скандинавским обрядом. И под эту марку все захоронения такого вида на территории Руси признаны исключительно скандинавскими. Сообщение о захоронении знатного руса, описанное восточным источником Ибн-Фадланом, также признано скандинавским.
Впрочем, артефакты, найденные археологами в захоронениях, вызывают вопросы. Ведь в таких захоронениях перемешаны славянские и скандинавские останки. В скандинавских захоронениях находят славянские предметы быта, а в славянских - наоборот.
Также имеются нестыковки между письменными источниками и трактовкой в пользу, якобы, скандинавских погребений в 9 - 10 веках. А по сообщению летописей, в это время на Русь уже пришёл Рюрик с варягами-русью, которые были славянами. При этом в археологических раскопках погребений 11 века, когда по сообщению летописей, Ярослав привел якобы скандинавов, артефакты "скандинавов" почему то в них куда-то исчезают.
Может быть, Ярослав не приводил скандинавов? Или, быть может, вещи, которые приняли за скандинавские, таковыми не являлись.
Прежде всего, вызывает вопросы так называемый скандинавский похоронный обряд, который известен из Вендельского периода Швеции. С какими же верованиями могли быть тождественны трупоположения в ладье того периода?Что у славян, что у скандинавов трупосожжение считалось самым молниеносным достижением душой славянского Ирия или скандинавской Вальгалы.
Получается, трупоположения не относятся к обрядам, как скандинавов, так и славян. Иначе душа даже самых знатных из скандинавов и славян не могла как можно быстрей достичь Рая. И долго томилась бы в захоронении. Ведь купец-рус говорил Ибн-Фадлану, что арабы поступают глупо, когда берут:
"...самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах (землю) и съедают его прах и гнус и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас...".
Но это было в сообщении арабского исследователя. А о чём гласят мифы и сказания скандинавов и славян? Не буду рассказывать в подробностях о борьбе в мире людей и в загробном мире, о верхнем и нижнем мирах, которые в сказаниях были у славян. Суть славянских верований в части завершения земного пути славянина было в том, чтобы продолжить борьбу с тёмными силами в нижнем мире, то есть на их территории. На одном из форумов некий Р.Н. Калин опубликовал интересные данные в своей статье "Заметки о Руси и варягах". Так вот, там изложено по этому поводу следующее:
"...Практической реализацией данной сверхжертвы, ставящей человека вровень со светлыми богами, и были трупоположения в Вендельский и последующий периоды...".
Для этого, по мнению исследователя, в захоронениях находятся щиты, мечи и прочее оружие не в одном экземпляре. Для активной борьбы с тёмными силами в загробном мире, по представлению славян, похороненным нужны были запасные орудия войны.
А трупоположение в ладье или захоронение коня означало, что умершему нужно было средство передвижения в борьбе с темными силами. По мнению Р.Н. Калина:
Конечно, ассортимент останков животных в захоронениях многообразен, но главным ритуальным животным у славян был конь. А культ коня был хорошо известен у балтийских славян и, особенно у руян с острова Руяна. Так называемые вендельские захоронения скандинавов с изображением там лиц воинов с усами, без бороды или с короткой бородой, а также орнаменты хищных птиц и кабанов при захоронениях в ладье - все это соотносится с мифологическими представлениями славян южного берега Балтики.
Что касается скандинавской космологии, то по словам Р.Н. Калина, согласно ей:
В отличие от славянской мифологии, мир людей у скандинавов не сильно ценен. Для скандинавов мир людей является просто средством для попадания души скандинава в Валгаллу для развлечения и последующей гибели.
Но если мир людей для скандинавов, согласно их преданий, особо не важен, то можно ли считать захоронения вендельского периода скандинавскими? Зачем там викингам столько оружия и прочих бытовых приборов? Ведь их религиозные представления не об этом. Совсем не об этом. А ладьи им зачем? Ведь они там собирались развлекаться, а не совершать походы для борьбы с тёмными силами, как славяне в своих преданиях.
Вендельцы и их культура в период с середины 6 века по конец восьмого века, исходя из захоронений, не относится к скандинавам.
Официалы делают выводы о скандинавском присутствии на Руси в так называемый период "викингов" (IX – XI вв.), ссылаясь на сходство погребального обряда из города Бирка, с некоторым количеством русских могильников. Сходство есть. И это является основой для утверждения о том, что в этих захоронениях находятся представители одной этнокультурной группы. Но с уходом (судя по позднейшим захоронениям) этой этнокультурной группы на Русь период или эпоха викингов в Швеции почему-то заканчивается. Вот что отмечает Калин:
Официалы считают, что исчезновение шведского платья у женщин было связано с принятием христианства в Швеции. По мнению норманистов, изготовление таких платьев русским женщинам было недоступно из-за сложности петелек, к которым фибулы крепились.
Правда, после этого Швеция впадает в первобытный сон. Платья то исчезли.Но на самом деле в захоронениях на Бирке найдены сарафаны, имеющие славянское происхождение. Они там найдены в сочетании с так называемыми "скандинавскими" фибулами. Это подтверждает немецкий историк и археолог И. Херрман, на которого ссылается А.Сахаров в своем труде "Варяго-Русский вопрос в историографии". Вот что он отмечает, ссылаясь на Херрмана:
"«уже в самых ранних могилах Бирки (IX в.) обнаружены остатки вышитых полотняных рубашек» – женских рубах славянского покроя (по мнению археолога, «этот чуждый для Скандинавии вид одежды, очевидно, был позаимствован у восточных славян»)... ".
Кроме этого, как отмечает А. Сахаров, в Швеции действительно:
"...зафиксировано немалое число женских погребений на городских некрополях XI—XII вв., содержащих славянские височные кольца и серьги...".
По поводу височных колец и серег Сахаров, ссылаясь на доклад И. Янссона, отметил, что:
"...по своему происхождению они являются частично западнославянскими, частично – восточнославянскими, были широко распространены в Швеции и их использовали местные женщины...".
Но что характерно, фибулы, признанные официалами "скандинавскими", в глубине территории Швеции не замечены. Более того, не только сарафаны, но и фибулы исчезли из Скандинавии почти сразу после призвания варягов на Русь.
Так почему же норманисты считают, что население острова Бирка было сплошь скандинавами?
Даже по мысли норманиста Г.С.Лебедева, вендельский похоронный обряд возник на Бирке внезапно, не имея корней в Скандинавии. И это не считая того, что, согласно космологии скандинавов, такие захоронения противоречат мифическим представлениям скандинавов. Вторым доводов норманистов является то, что раз Бирка расположена рядом с будущей Швецией, то, значит, там и жили предки шведов. Р.Н. Калин ссылается на "Житие святого Ансгария", в котором рассказывается о том, что:
"По важнейшим вопросам жители Бирки устраивают гадание на жребии на открытом месте...".
А гаданием на жребии или жеребии скандинавы не занимались. Ими занимались славяне. Жребий потому так и звучит, как жеребий. Производное от слова "жеребец". То есть связано с ритуальным конём.
Согласно жизнеописанию Оттона Бамбергского, жители Бирки из-за вторжения врага спасаются в городе, чтобы молиться своим богам. Но по данным археологии, в городе было два типа сооружений: плетенки-мазанки и дома, построенные из вертикально стоящих столбов.
Именно такое описание домов тождественно строительству славянских храмов. К примеру, такое строение было найдено около Гросс Радена в Германии.
В "Житии святого Ансгария" жрец с острова Бирка от имени Богов дает обещание жителям сделать богом их умершего короля. По мысли Р.Н. Калина, это могло означать только одно. Это было трупоположение, которое соответствовало вендельским погребениям. А данный обряд свойственен по космологии не скандинавам, а славянам.
Официальная наука считает, что керамика является главнейшим материалом, указывающим на отношение к тому или иному этносу. А большинство керамики в Бирке и в ее окрестностях как раз славянская.
И третье. Норманисты считают Бирку скандинавской, потому что там упомянуты такие жители, как свеоны, а территория, как потом и вся Швеция, называлась Свеонией. Тацит сообщал о светидах, которые:
"...пользуются среди всех племен Скандии славой по причине своего исключительного роста...".
Светиды - это жители Бирки. Корень происходит от русского слова "свет". Светиды - это искаженное слово. Возможно, раньше писалось и произносилось, как свети или светичи. А потом уже латиняне подрихтовали окончание. И получились даже светоны.
Фасмер в своем Этимологическом словаре дошёл до того, что при объяснении слово швед может означать и следующее:
"...От этого этнонима получено и швед - "таракан, который линяет зимой и становится белым", псковск. (Даль). См. Шве?ция. II II "портной", псковск., тверск. Из швец, др.-русск. шьвьць, от шить и вторично сближено со швед...".
То есть не из чего не следует, что свеоны - это скандинавы. А вот смысловое разнообразие в славянском языке явно указывает на славянское происхождение название этого слова.
Нынешнюю Швецию в сагах называли Малой Свитьод. А вот Великой Свитьод, скандинавы называли Русь. Скандинавия и в частности Швеция были заселены с территории Древней Руси. Да и скандинавы не отрицают, что именно из Скифии Скандинавия и была заселена изначально.