Здравствуйте, дорогие подписчики и гости страницы!
Разрешите ли вы мне сегодня отряхнуть с себя прах нашей бренной реальности и поговорить с вами об искусстве?
О великом, заметьте, искусстве!
- А что у нас считается великим? - тут же спросит ехидный читатель.
Я вам так отвечу, любимые: великим считается по правде великое. Ни банан, примотанный скотчем к стенке, ни синяя мазня Ива Кляйна, ни прочее деградантская хрень к великому в моем понимании не относятся, за сколько бы их там ни купили с целью списания налогов. А я существо дремучее и консервативное. У меня скрепы!
Первая скрепа: искусство должно быть настоящим!
Покажу вам сегодня самое великое, что есть в нашем многострадальном Лувре: Леонардо и Рафаэля.
Как ни парадоксально, на них всегда толком времени не хватает во время живой экскурсии.
Потому что, во-первых, вокруг этих картин всегда ужас ужасный, толпы туристов и орущие гиды (в Большую галерею итальянской живописи и так-то заходишь, как в "ров со львами", а уж про сектор Леонардо даже и упомянуть страшно...).
А во-вторых, слишком много и долго надо рассказывать, если уж серьёзно к делу подходить. А какое тут "много и долго", если народ просит за 2,5 часа показать то, на что лично мне понадобилось лет 40?:)
Про одну итальянскую коллекцию Лувра можно рассказывать часов так 10-15...
Можно и 150 часов, конечно. 10-15 - это минимум миниморум, чтобы получить "первый вкус" этого сокровища.
Вот думаю, кстати: может, мне возобновить занятия по зуму?
Мне после последней экскурсии по Лувру почему-то ужасно захотелось по правде показать интересующимся искусством людям коллекцию итальянской живописи. Вы хотите? Если да, напишите, пожалуйста, в комментариях. А вдруг вас много? Тогда начну про это всерьёз думать.
Сегодня немножечко про Леонардо и Рафаэля. Наша луврская подборка Леонардо- лучшая в мире. Из 15 его сохранившихся картин 5 у нас!
Эти художники такие разные!
Леонардо весь овеян тайной и окутан мистическим туманом.
Рафаэль, наоборот, прост и естественен, никаких тайн. Всё абсолютно гармонично, ясно и "читаемо".
Наше время считает, конечно, Леонардо самым великим.
А вплоть до прерафаэлитов 19 века бесспорным эталоном и совершенством для всех художников был Рафаэль.
Практически друг напротив друга в Большой галерее висят картины Леонардо "Мадонна в скалах" и "Святое семейство" - и "Прекрасная садовница" и "Святой Михаил, побеждающий дракона" Рафаэля (правда, Михаилов у Рафаэля два. Рядом с Садовницей маленький, а большой висит дальше по той же стенке, что и Леонардо).
Давайте посмотрим на них! (В карусели фотографий:)
Вот "Мадонна в скалах", 1494г.
Изображает Мадонну с младенцем Иисусом, Иоанном крестителем и ангелом. Они спрятались в пещере на пути в Египет.
Картина написана маслом на доске, перенесена на холст.
Это был заказ монахов-францисканцев для церкви Сан Франческо Маджоре в Милане. Увидев картину, они отказались ее принять. Много лет садились с Леонардо. В итоге мастерская Леонардо сделала им второй, "кошерный" вариант картины, который им подошёл.
Этот вариант сейчас в Лондоне. В лондонском варианте Иисус занимает намного больше места.
Почему монахи отказались?
Есть разные варианты объяснения. Один из них: палец ангела указывает на Иоанна, а не на Христа. Композиция центрирована на Иоанне.
А что было еще ждать от Леонардо? Его духовной основой был гностицизм. На первом плане у него всегда фигура Иоанна Крестителя=связь и переход от Ветхого завета к Новому...
Мария на картине=гора, море, скала. Пещера, закрытое пространство, hortus conclusus =девственность. Это поклонение непорочному зачатию.
Атмосферные эффекты, нереальный ("надреальный") пейзаж, как и в "Святом семействе".
Темные цвета, тайна, тёмная атмосфера (Святое семейство более яркое).
Лак сильно пожелтел, реставрация это убрала. Лак всегда темнеет. Даже Караваджо писал не так темно. Никто не делает картин, отдающих в тёмное или в жёлтое.
Пирамидальная структура картины: все персонажи вписаны в треугольник.
На первом плане пропасть перед будущей жертвой.
В пирамиде Иисус оказывается на краю пропасти.
Зелёная рука Марии и палец ангела образуют крест.
Иоанн окутан тонкой прозрачной вуалью.
Все смотрят друг на друга, игра взглядов, действие в процессе.
Аура тайны.
2) "Святое семейство"
Хаотическая атмосферная перспектива. Ощущение неминуемой катастрофы одновременно с ощущением семейной защиты.
Дерево, как на витражах с древом Иессеевым. Династия Христа.
Святая Анна (бабушка Иисуса), застывшая в вечной юности.
Игра человеческих взглядов создаёт тайну.
Взгляды спускаются сверху вниз=символ судьбы.
Пирамидальная структура, ромб.
Глубокий синий цвет: небо и туника=цвет царственности и империи
Леонардо был гением во всех областях ("полимэн"). Инженер, ботаник, поэт, музыкант, математик, осушитель болот.
Учился у Вероккьо, который перестал рисовать, увидев творчество Леонардо.
Трактат о живописи Леонардо опубликован после его смерти. "Живопись - это либеральное искусство, требующее размышления", - пишет он в нем.
Главная особенность живописи Леонардо - это сфумато, размытость формы. "В мире форму даёт свет". Леонардо хочет уничтожить форму как таковую.
Много рисует природу: отражения на озере, свет на воде.
В Тайной вечере интересуется архитектурой.
А Рафаэль - это уже что-то совсем, совсем другое!
Умер в 37 лет, похоронен в Пантеоне,так как Рафаэль - это образец.
Идеальный придворный, любезный, совершенство. Как у законодателя мод Кастильоне в трактате "Придворный", словно написанного с Рафаэля. Он идеально одевается, идеально говорит.
Да и родился в очень подходящий для себя момент.
Ему удалось стать фактически комбинацией Леонардо и Микеланджело, у которых он очень многое заимствует.
Например, в 1512г. Микеланджело расписывает Сикстинскую капеллу в тайне, Рафаэль одновременно работает над Станцами Ватикана и незаконно подглядывает, что там у Микеланджело. Мускулатуру увидел... и быстренько оприходовал!
Плюс совместил мускулатуру с достижениями Леонардо.
Но не будем его недооценивать!
Это была гениальная ассимиляция, которая в итоге привела к новому результату.
Гармония, нежность, учения композиция, читаемость, классика... простота, естественность.
Фигуры Рафаэля естественно вписываются в пейзаж. Текучесть и коммуникация превосходят фламандцев.
Рафаэль учился в Урбино, потом во Флоренции. Потом поехал в Рим. Стал расписывать в Ватикане станцы Борджиа.
Рафаэлю покровительствовали Папы Леон 10, потом Юлий 2.
Со смертью Рафаэля фактически наступил конец Возрождения, и начался маньеризм.
Давайте посмотрим на некоторые из его луврских картин!
1) "Прекрасная садовница"
Пирамидальная композиция, как у Леонардо. И тоже Мадонна, Иисус и Иоанн.
Атмосферная перспектива, разработанная Леонардо.
И пейзаж извилистый, как в Джоконде.
Мадонна нежная, не иератичная. Подчеркнута связь с сыном. Ножки Иисуса стоят на ноге Марии.
Видна материнская жилка: Мария держит Иисуса за руку.
Расчленение света при помощи изменения цвета: первый план зелёный, второй голубой, потом белый.
Маньеристы потом это взяли на вооружение.
На первом плане символические растения.
Красное платье - слияние античного с современным.
Иисус даёт матери книгу. Ветхий завет предвещает Новый.
Рафаэль освобождается от тайны, полисемии, двусмысленности, странного. Читаемая композиция.
2) Два святых Михаила, побеждающих дракона: маленький и большой
Маленький св Михаил.
Рафаэль пишет его в 20 лет.
Он учился у Перуджино, великого мастера мягкости. Правда, Перуджино не хватает заземления: его живопись кружится в воздухе, подпрыгивает.
Так же и у юного Рафаэля.
Диагональная линия между горящим городом греха и щитом. Всё кружится, как у Перуджино.
И очень смешной дракон - гибридное средневековое существо:)
Большой святой Михаил сделан позже.
Это сцена убийства, но изящная. Святой Михаил спокоен. А демон изображен в человеческом обличье.
Цветовой контраст: коричневый, синий, зелёный.
Мускулы, монументальность. Сразу вспоминается Микеланджело.
Ткань развевается - рассказ, нарратив с ясной читаемостью.
Большая диагональ, сжатое кадрирование.
Эта картина была подарена во Францию в орден святого Михаила, очень важный для страны.
Искусство в 16 веке распространяется по Европе, циркулирует в виде подарков: гравюры Рафаэля из Рима, шпалеры по его картонам, керамика и майолика по его рисункам. Рафаэль таким образом делал себе рекламу.
И стал в итоге референтной фигурой для всех художников и в работе с линией, и в работе с цветом.
Ну что, нравится вам такое?
Как оцените?
Будете на зум ходить, если подготовлю курс?
Контакт со мной по ватсапу +33681077705.
#lola_elistratova #frencheyes #lagushkatv #париж #лувр #историяискусства #леонардодавинчи #леонардо #рафаэль
____
Для тех, кто хочет больше подробностей, есть записи моей старой зум-лекции о Леонардо.