Найти в Дзене
Ретро-Исилькуль

Татьяна Сушко: Мы просто никогда не сворачивали со своего пути

- Татьяна Борисовна, лично для меня Боевая школа – это, прежде всего, традиции, которым не изменяют. Это замечательный ухоженный школьный участок и, конечно, пионерская организация. Как удалось коллективу школы и Вам как директору это сохранить? - Мы просто никогда не сворачивали со своего пути. Стыдно было не сохранить то, что достигнуто старшим поколением. Участок далеко не всегда был такой. Он стал превращаться в нашу гордость, когда к нам на работу пришла агроном Галина Александровна Трошина на ставку руководителя общественно-полезного труда. Ей и поручили заведование учебно-опытным участком. Под ее руководством участок стал таким, каким мы привыкли видеть его сейчас. Выполняя весь цикл весенних, летних, осенних работ, ребята не просто трудятся физически, но и узнают много нового о растениях, выращиваемых на школьном огороде, о правилах ухода за ними, об их роли в жизни человека. Участок содержит разные отделы: лекарственных трав, коллекционный, овощной, производственный, участок
Оглавление

В Исилькульском районе есть школа, где ученики носят красные галстуки, где на ухоженном участке раскинулись сад и огород, за которыми ухаживают вместе ребята и их педагоги...

Боевая средняя неоднократно становилась «героиней» публикаций на страницах районной газеты "Знамя". Много лет коллектив школы возглавляет Татьяна Борисовна Сушко. Сегодня она – собеседница нашего корреспондента Елены Обаевой.

- Татьяна Борисовна, лично для меня Боевая школа – это, прежде всего, традиции, которым не изменяют. Это замечательный ухоженный школьный участок и, конечно, пионерская организация. Как удалось коллективу школы и Вам как директору это сохранить?

- Мы просто никогда не сворачивали со своего пути. Стыдно было не сохранить то, что достигнуто старшим поколением.

Участок далеко не всегда был такой. Он стал превращаться в нашу гордость, когда к нам на работу пришла агроном Галина Александровна Трошина на ставку руководителя общественно-полезного труда. Ей и поручили заведование учебно-опытным участком. Под ее руководством участок стал таким, каким мы привыкли видеть его сейчас. Выполняя весь цикл весенних, летних, осенних работ, ребята не просто трудятся физически, но и узнают много нового о растениях, выращиваемых на школьном огороде, о правилах ухода за ними, об их роли в жизни человека. Участок содержит разные отделы: лекарственных трав, коллекционный, овощной, производственный, участок начальных классов. Здесь ежегодно закладываются опыты, проводятся исследования, результаты которых учащиеся представляют на научно-практических конференциях. Это сейчас у нас есть и мотоблок, и газонокосилки, а еще лет 15 назад всю огромную территорию школы с цветниками, огородом и садом перекапывали вручную наши мальчишки.

Фруктовый сад, раскинувшийся под окнами школы, стал воплощением мечты директора Бориса Максимовича Сушко. Не все верили, что на месте бывших хозяйственных построек когда-то зацветут яблони. Единомышленником и соратником в этом трудном деле стал для директора его коллега Алексей Нилович Михеев, учитель французского языка. Увлечением Алексея Ниловича на всю жизнь стало садоводство и огородничество. Именно благодаря ему яблоневый сад уже несколько десятилетий украшает наш школьный двор, радует нас своими дарами. Этот год - не исключение, собран богатый урожай, поели вдосталь и заготовки на зиму сделали.

Раньше мы засаживали гектар картошки, но тогда у нас было 400 учеников, а сейчас 185. Второй год картошку в поле не садим – жуки нас победили. Сажать и выкапывать несложно, но обрабатывать от жуков оказалось непосильной задачей. Но в огороде картошка есть. Капусту, морковку, свеклу сажаем. Дети видят на столе в столовой результаты своего труда. И что еще важно: чтобы дело жило, продолжалось, надо, чтобы были достойные преемники сложившихся традиций. Сегодня участок находится в надежных руках нынешних работников школы Ирины Павловны Крюковой, учителя технологии, и Юлии Александровны Пановой, садовника. Благодаря их неустанным заботам учебно-опытный участок и школьный двор всегда радуют нас ухоженностью и цветущим видом.

- А родители не возражают, что детей привлекают к физическому труду?

- Был и такой момент. В советское время общественно-полезный труд был обязателен для всех учащихся. Потом появилось такое мнение, что привлекать детей к физическому труду можно только с согласия родителей, либо это должно быть предусмотрено учебным планом. Будучи глубоко убежденными, что трудовое воспитание является часть нравственного воспитания личности, мы нашли возможность решить эту проблему: разработали программы факультативных курсов, ставших частью учебного плана школы, связанные с огородничеством. Убеждали родителей, что физический труд, сообразный возрасту детей, не может идти им во вред. Многие нас тогда поддержали, написали заявления о своем согласии в отношении привлечения учащихся к физическому труду. Благодаря этому работы на пришкольном участке не прекращалась ни на один год. Были, конечно, и такие родители, с кем приходилось беседовать индивидуально, убеждать. Но главным аргументом в этих спорах были результаты нашего труда: красивый, ухоженный школьный двор. Теперь кажется, что так было всегда. Время сыграло нам на руку.

-2

- Так же, как и пионерская дружина?

- Это же классика педагогики: у детей должна быть своя организация. Мы сохранили пионерскую организацию, потому что при всем критическом отношении к прошлому, история пионерии очень богата яркими поучительными примерами - фактическими, биографическими, патриотическими. Сохранив название организации, мы получили право быть потомками тех, кто более ста лет назад стал писать историю этого уникального детского движения. В его основу была положена общественно-полезная направленность. Мы стараемся сохранить это, поэтому у каждого отряда есть зона полезного действия. На днях в дружине прошел стартовый сбор, на котором ребята обсудили главные направления работы на предстоящий учебный год, получили задания от совета дружины. Пионерские отряды шефствуют над памятниками села, над детским садом, содержат в чистоте и порядке не только территорию школы, но и прилегающие к ней участки улиц. За каждым классом закрепляется улица поселка, и ребята выясняют, кому из жителей нужно помочь. И это не желание себя показать, а искренняя помощь. В течение учебного года в жизни пионеров проходит очень много интересных традиционных дел, которые ребята ждут с нетерпением. Это и спортивные эстафеты «Вместе», зимняя «Зарница», заканчивающаяся полевой кухней с приготовлением каши на костре, спортивные соревнования. Учебный год завершается проведением пионерских эстафет на стадионе.

- А как сейчас пионерская дружина соотносится с «Движением Первых»?

- Наша пионерская организация органично влилась в общероссийское «Движение Первых», но у нас была и остается пионерская дружина имени Героя Советского Союза Сергея Ермолаева, нашего земляка.

По целям и задачам мы не видим больших расхождений в том, что делали до сих пор. Но что вызывает раздражение и неприятие, так это сложившаяся система руководства этой работой: чрезмерная заорганизованность, необходимость постоянно отчитываться. Сфотографироваться, опубликовать в соцсетях и лайки поставить. Получается, что делаем доброе дело не ради самого дела, а ради того, чтобы отметиться, отчитаться. Такой подход не только недопустим, он вреден для воспитания. Теряется зерно общения с детьми, уходит живая работа, суть которой - показать интерес общения друг с другом, удовольствие от совместной полезной деятельности.

Школа - живой организм, здесь каждый день что-то происходит. Мы уже давно поняли и приняли как данность, что результаты нашего труда отодвинуты во времени. Надо просто набраться терпения и научиться ждать. Главное, уметь отстаивать свои убеждения и оставаться верными своим принципам. И те изменения, которые сейчас происходят в обществе, подтвердили нашу правоту. Это касается и трудового воспитания, и детской организации, и требований к форме и дисциплине.

-3

- У меня такое впечатление, что у Боевой школы особая связь с выпускниками. Они годы учебы с особым настроением вспоминают и часто приезжают к вам.

- Да, среди наших выпускников много достойных людей, которыми мы гордимся, и эту гордость стараемся донести до нынешних учеников, показать им на реальных примерах, как может сложиться жизненный путь, карьера обычных сельских девчонок и мальчишек, если упорно начинать трудиться уже за школьной партой. С этой целью организовали «Клуб успешных выпускников», приглашаем их на встречи со школьниками, делаем о них заметки в районной газете. Важно, чтобы дети увидели веер возможностей, который им может предоставить современная школа.

Мне греет сердце, что те, кто оканчивает 11 класс, находят себя, учатся, работают. Есть удовлетворенность отдаленным результатом.

А еще для меня очень важно, что мои коллеги в большинстве – единомышленники. Есть заведенный порядок в школе, нет людей, которые становились бы в оппозицию, в противовес. Благодарна всем, кто со мной работает. Споры если и возникают, то конструктивные. Считаю, что школа идет в правильном направлении. Конечно, надо готовить смену. Но, к сожалению, есть кадровые проблемы.

- Сейчас же не только в вашей школе такие проблемы. Почему в школах не хватает кадров? Ведь педагогические учебные заведения работают. Даже конкурс в них есть.

- Кажется, во всех сферах нашей жизни такая проблема – везде нехватка кадров. Ну и, к сожалению, приходится признать, что профессия учителя сегодня не столь привлекательна.

Да, на педагогов учатся, но зачастую, столкнувшись с реалиями нашей профессии, выпускники оказываются неготовыми их преодолевать.

- Мало молодых специалистов – это только одна из причин. Почему уходят учителя, которые уже имеют опыт работы?

- Профессиональное выгорание. Груз проблем такой, что надо либо быть абсолютно равнодушным человеком (что в нашей профессии недопустимо), не обращать внимания, просто отвести часы, а там хоть трава не расти. Либо, если ты человек добросовестный, выдерживать колоссальное напряжение, с которым не всякий справится.

Для меня как учителя советской школы всегда было важно, что делается на уроке: как подать материал, как отработать, как спрашивать, как оценивать результат. И у учителя должно быть время, чтобы отвлечься, что-то рассказать, пообщаться с детьми, раскрыться перед ними как человек, не просто как учитель. Сегодня внешний посыл такой, что надо освободить учителей от излишней отчетности, но на самом деле - желание контролировать каждый шаг и давать указания, как делать.

Я в Боевой школе уже почти 40 лет, директором тридцатый год. Я пережила здесь 90-е годы, когда вообще было непонятно, что делать. Это было плохо. Не была отработана нормативная база. Но сегодня - другая крайность: желание все регламентировать и контролировать.

- Вы говорите, престиж профессии не очень высокий. А что нужно сделать, чтобы его поднять?

- Это ведь одним росчерком пера не сделаешь. Уважение, признание важности нашей профессии должно формироваться на всех уровнях и в разных сферах жизни общества. И зарплата должна соответствовать вложенному труду, и закон должен защищать учителя, а не делать его мальчиком или девочкой для битья. Сегодня не редки откровенные оскорбления, унижения педагогов. А по закону защиту мы можем найти только в суде. Но наше воспитание и менталитет таковы, что в суд обращаются единицы. А остальные либо молча проглатывают обиду и оскорбления, либо уходят из профессии.

- Это тоже «достижение» последних лет…

- Да, к сожалению. Родители, которые сами не имеют представления, как своего ребенка воспитывать, при этом от учителя требуют идеала. Это неплохо, что в обществе сформировалась такая повышенная планка для учителя. Надо соответствовать. Но, с другой стороны, ты уважай человека, к которому предъявляешь такие высокие требования.

-4

- Вы представитель известной в Исилькульском районе педагогической династии. Думаю, свой профессиональный выбор Вы сделали очень рано. Спустя десятилетия работы в школе как оцениваете правильность выбора?

- Я родилась, когда родители были студентами. Потом они работали в школе в деревне Украинка, заочно заканчивали институт. Первая квартира, которую родители получили, - это был класс в помещении школы. Я по звонкам просыпалась, с игрушками по школьному двору бегала. Поэтому можно сказать, что детство прошло в школе.

Родители более сорока лет проработали в школе, они были учителями по призванию, я ни разу от них не слышала, чтобы они жалели о выбранной профессии. Поэтому и никого из своих четверых детей они не отговаривали от поступления в пединститут. Сегодня не каждый работающий учитель будет советовать своему ребенку поступать в пединститут.

После окончания Боевой средней школы поступила в пединститут. Получив диплом учителя математики, год работала в р.п. Таврическое, но очень скучала по дому и вернулась в Боевой. Неожиданно жизнь повернулась в другую сторону от школы: меня избрали секретарем комсомольской организации совхоза «Боевого». Это было против моего желания, но нас воспитывали так, что слово «надо» было важнее слова «хочу» или «не хочу». Это событие восприняла как командировку. Думала, что поработаю год, и вернусь в школу.

Но все пошло не по моему плану. Через год меня избрали секретарем школьного отдела в горкоме комсомола. В 1985 году вернулась в школу учителем, но ненадолго: полной неожиданностью для меня стало избрание первым секретарем Исилькульского горкома ВЛКСМ. Таким образом, комсомол занял почти девять лет моей жизни. И хотя я никогда к этому не стремилась, сейчас понимаю, что если бы я этот этап пропустила, я бы многое потеряла в жизни. Это было интересное время, непростая работа, а с людьми, с которыми тогда познакомилась, общаемся до сих пор.

В 1989 я снова вернулась на учительскую работу. Год проработала в школе №3 г. Исилькуля, а затем опять Боевая школа, работа заместителем директора по УВР.

В 1996 году внезапно не стало моего отца. Я год не принимала должность директора, хотя мне неоднократно предлагали. В должности директора школы я себя не видела и никогда к ней не стремилась. А потом… В Омск приехал с выступлением по обмену опыта известный учитель, директор одной из московских школ Евгений Александрович Ямбург, проводил семинар, на котором я побывала. У него интереснейшие находки были, новации. Он перевернул мое сознание. Я подумала: ему же тоже трудно, но он делает свое дело! Захотелось тоже сделать так. Чтобы в нашей школе было интересно и комфортно учиться и работать.

- Не жалели?

- Втянулась. С одной стороны плохо, когда долго работаешь на одном месте. В том смысле, что ты прорастаешь. В первые три-четыре года казалось, предложи – уйду без сожаления, ничего не держало. А когда уже 2000 годы пошли, когда появились первые результаты своего труда, поняла, что школа стала мне уже дорога. Она заняла большую часть моей жизни. Не знаю, хорошо это или плохо, но так сложилась жизнь.

Опубликовано в газете "Знамя" Исилькульского района Омской области 31 октября 2025 года.