Найти в Дзене
Добрый служитель

Беседа 4.

Глава 5. Если кто по недеятельности и беспечности невнимательно ходит в этой жизни, и по собственной воле своей не отказывается от всякого мирского вожделения (комм.: мирское вожделение можно понимать как похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1Иоанн., 2:16), и не ищет со всем желанием единого Господа; то одежда тела его рвется от кустарников и деревьев мира сего (комм.: образное выражение; одежда тела - это невидимая одежда Крещения, которую получил всякий христианин. Одежда эта рвется об деревья этого мира, т.е. если цепляется всеми силами только лишь за земное, забывая небесное) , опаляется огнем вожделения, оскверняется грязью удовольствий; и потому, душа в день суда оказывается неимеющей дерзновения, потому что не смогла одежду свою сохранить неоскверненной, но растлила (испортила) ее среди обольщений этого века. За это извергается она из Царства. Ибо что сотворит Бог с тем, кто по собственной воле своей предает себя миру, обольщается его удовольствиями, или блуждает, кру

Глава 5. Если кто по недеятельности и беспечности невнимательно ходит в этой жизни, и по собственной воле своей не отказывается от всякого мирского вожделения (комм.: мирское вожделение можно понимать как похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1Иоанн., 2:16), и не ищет со всем желанием единого Господа; то одежда тела его рвется от кустарников и деревьев мира сего (комм.: образное выражение; одежда тела - это невидимая одежда Крещения, которую получил всякий христианин. Одежда эта рвется об деревья этого мира, т.е. если цепляется всеми силами только лишь за земное, забывая небесное) , опаляется огнем вожделения, оскверняется грязью удовольствий; и потому, душа в день суда оказывается неимеющей дерзновения, потому что не смогла одежду свою сохранить неоскверненной, но растлила (испортила) ее среди обольщений этого века. За это извергается она из Царства. Ибо что сотворит Бог с тем, кто по собственной воле своей предает себя миру, обольщается его удовольствиями, или блуждает, кружась в вещественном? Помощь Свою подает Он тому, кто отвращается от вещественных удовольствий и от прежних навыков, с усилием устремляет всегда мысль свою к Господу, отрекается от себя самого, ищет же единого Господа. Того и Бог хранит, кто в дебрях этого мира при всяком случае остерегается его сетей и ловушек, кто «со страхом и трепетом свое спасение совершает» (Фил.2:12), со всею внимательностью обходит сети, ловушки и похоти века сего, ищет же Господней помощи и по милости Господней надеется спастись благодатью.

Глава 6. Вот пять мудрых дев (см.притчу о мудрых девах), трезвясь (трезвение - духовный термин, означающий внимательное отношение к духовной жизни, духовная жизнь на практике), поспешив к необычайному (т.е. к тому, что выше нашего представления, к сверхъестественному) для своего естества, взяв елей в сосуды сердца своего, то есть подаваемую свыше благодать Духа, возмогли войти с Женихом в небесный чертог (Небесное Царство). Другие же неразумные девы, оставшиеся при собственном своем естестве, не трезвились, не постарались, пока были еще во плоти, взять в сосуды свои «елей радости» (Пс.44:8) (комм.: т.е. люди, не принявшие в себя благодать Духа, не уверовавшие должным образом), но по нерадению, недеятельности, беспечности, неведению или и по самомнению о своей праведности, предались как бы сну; и за это не допущены в чертог царства, как те, кто не смог угодить Небесному Жениху. Удерживаясь мирскими узами и земною какою-нибудь любовью (комм.: мирские узы, земная любовь - это о том, когда что-либо в этом мире более важно и существенно для нас, чем Господь и Его благодать) не посвятили они небесному Жениху всей любви своей и приверженности, и не принесли с собою елея. А души, ищущие необычайного для естества, – святости Духа, всею своею любовью привязаны ко Господу, с Ним ходят, от всего отвращаются, к Нему устремляют молитвы и помышления; за что и сподобились они принять елей небесной благодати; и после этого могут путь свой жизненный продолжать свободно, во всем вполне угождая духовному Жениху (Христу). Те же души, которые остались в естестве своем, по земле пресмыкаются помыслами, о земле помышляют, и ум их на земле имеет жительство свое. Сами о себе думают они, что принадлежат Жениху, и украшены плотскими оправданиями; но, не приняв елея радости, не возродились они Духом свыше. (Комм.: речь о людях, внешне принадлежащих к Церкви, исполняющих определённые церковные предписания, но верующие не искренне, без размышления о Христе и своем хождении пред Ним, довольствующиеся внешним исполнением Церковных Таинств и обрядов)

Глава 7. Пять умственных душевных чувств (разум, чувства, воля...?), если примут в себя благодать свыше и святость Духа, действительно бывают мудрыми девами, которые приняли в себя благодатную мудрость. А если остаются они при одном своем естестве, то делаются неразумными и оказываются чадами (детьми) мира; потому что не совлеклись духа мира, хотя сами о себе, по некоторым вероятностям и по наружности, думают, что они – невесты Жениховы («Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15). Как души, всецело прилепившиеся ко Господу, в Нем пребывают помыслом, к Нему возносят молитвы, с Ним ходят, и вожделеют любви Господней; так наоборот, души, имеющие любовь к миру и которые хотят жить земным и весь смысл свой имеют только в земных заботах, там ходят, там пребывают мыслью, там живет их ум. А потому, несклонны они к добрым духовным размышлениям, как к чему-то необыкновенному для нашей природы, имею ввиду под этим небесную благодать, которой необходимо – войти в состав и в единение с естеством нашим, чтобы могли мы вступить с Господом в небесный чертог Царства и получить вечное спасение.

Глава 8. Вследствие непослушания первого человека приняли мы в себя странное для естества нашего – вредные страсти, и привычкою, постоянным, долгим усвоением этих страстей обратили их для себя как бы в нечто естественное; и опять, необыкновенным для нашего естества – небесным даром Духа нужно изгнать из нас это странное и восстановить нас в первоначальную чистоту. И если ныне со многим молением, прошениями, с верою, молитвою, с отвращением от мира не примем в себя этой небесной любви Духа, и естество наше, оскверненное пороком, не прилепится к любви, то есть ко Господу, и не будет освящено этой любовью Духа, и если не будем до конца стараться быть непоколебимыми в вере, во всей точности живя по заповедям Господним; то не сможем получить Небесное Царство.

Глава 10. ...Беспредельный и непостижимый Бог, по благости Своей, умалил (умалить - уменьшить, смирить, снизойти) Себя, оделся в члены тела человеческого и укрыл Себя от неприступной славы. По снисхождению и человеколюбию преображаясь, плототворит Он себя (сделал Себе плоть), входит в единение с человеком, воспринимает святые, благоугодившие Ему и верные души, и, по изречению Павла, бывает с ними один Дух (1Кор.6:17), душа, так сказать, в душу, и ипостась в ипостась, чтобы душа, достойная Бога и благоугодная Ему, могла жить в обновлении и ощущать бессмертную жизнь, и соделалась причастницей нетленной славы. Ибо и эту видимую тварь привел Он из небытия в бытие в каком-то великом разнообразии и со множеством разностей, и ее не было, пока не приведена в бытие. Он восхотел, и без труда сотворил из ничего существа грубые и жесткие, например: горы, деревья (видишь, какова твердость их естества!), потом нечто среднее – воды, и из вод повелел родиться птицам, и еще более тонкие: огонь и ветры, и даже те, которые по тонкости невидимы телесному глазу.

Глава 15. ...Любовь к человеку разлучает с отцом, с матерью, с братьями; и все, что касается отношений с ними, становится второстепенным. И если человек любит их, то любит уже не в первую очередь; потому что все расположение его к возлюбленной его. Ибо сказано: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью» (Еф.5:31). А поэтому, если любовь к возлюбленной так отсекает от всякой иной любви или привязанности: то тем более те, которые действительно сподобились вступить в общение с небесным и вожделенным Святым Духом, откажутся от всякой любви к миру, и все будет казаться для них излишним; потому что побеждены они небесным желанием, и в тесной от него зависимости; там желания, там помышления их, там они живут, там ходят их помыслы, там имеет всегда пребывание свое ум, побежденный божественною и небесною любовью и духовным желанием.

Глава 17. Если же и кажется нам это трудным - вести добродетельную христианскую жизнь, то это лишь по внушению и совету противника (лукавого); ведь Господь милосерден и долготерпелив к нам, ожидает нашего обращения, и если грешим, переносит это в ожидании нашего покаяния, и если падаем, не стыдится принимать нас снова, как сказал пророк: разве упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иеремия 8:4). Стоит нам только отрезвиться ("отрезвиться" в духовном смысле значит "придти в себя", обратиться к Богу, заменить злую мысль мыслью доброй), попросить помощи Его - Он готов спасти нас, потому что ожидает нашей веры, усердия и горячего стремления к Нему, и всякое доброе намерение наше Сам же в нас и производит. Поэтому, возлюбленные, отказавшись от всякого предубеждения (стереотипы, предвзятость, поверхностное мышление), нерадения и лени, как дети Божии, постараемся быть мужественными и готовыми идти по Его следам; хотя грех и влечёт нас к себе, не будем откладывать этого день ото дня, ибо не знаем когда будет исход наш из тела. Обетования (обещанная награда) для христиан велики и неописуемы, и в такой мере велики, что с верой и богатством одной души не идут ни в какое сравнение все прелести и слава неба и земли, все богатство, красота и разнообразие видимого мира и наслаждение им.