В России предложили ввести отдельный налоговый режим для пунктов выдачи заказов маркетплейсов. Он может предусматривать фиксированный налог, привязанный к числу ПВЗ, и льготные ставки на доходы или прибыль. Что об этом думают сами владельцы пунктов?
Иван – владелец пунктов выдачи заказов Вайлдбериз по всей стране. Как и многие он на «упрощенке». Доход зависит от оборота точки - суммы всех заказов за вычетом невыкупа и возвратов. Повышение НДС до 22% и снижения лимита дохода по уплате этого налога с 60 млн до 10 млн рублей не принесет ничего хорошего, — уверен владелец ПВЗ. Скорее всего, селлерампридётся повысить цены, клиенты станут заказывать меньше, ПВЗ начнут закрываться. Сохранить рентабельность поможет отдельный налоговый режим — считает Иван:
Я лично верю в то, что эта инициатива увеличит доходы собственников ПВЗ за счет того, что они будут меньше платить налогов. Но и это поспособствует фундаментальному росту маркетплейсав дальнейшем, а не в обратную сторону эффект будет. Потому что этот обратный эффект, он вполне реален. И если ПВЗ начнут стихийно закрываться, это повлияет на то, что общий комплексный товарооборот Вайлберизз и Ozone, он упадет. А это означает, что и налогов эти маркетплейсы будут платить меньше. И будет ситуация, в которой вроде как какой-то налог дополнительный собрали с индивидуальных предпринимателей, с небольших. Вроде как миссия выполнена, но при этом крупнейшие налогоплательщики меньше платить будут, и в совокупности эффект будет отрицательный.
Но есть и другой взгляд на ситуацию: что возможность продаж без НДС, таможенных пошлин и просто контрафакта до сих пор позволяла маркетплейсам предлагать более низкие цены, чем традиционная розница. И даже ПВЗ, которые принадлежат не самим маркетплейсам, а частным предпринимателям, играют в этой конкуренции важную роль. Рассуждал в интервью Business FM владелец и руководитель сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» и сети «Иголочка» Борис Кац:
В принципе, разницы между магазином и ПВЗ принципиальной нет, и там, и там есть примерочные кабинки, если это одежда, и там, и там есть стеллажи. Но при этом ПВЗ почему-то могут быть на упрощенной системе налогообложения, соответственно, платить совсем мало налогов, а если вдруг какая-нибудь розничная сеть типа «Пятерочки» или «Магнита» сделает каждый свой отдельный магазин якобы отдельным юрлицом на упрощенке, то понятно, что им за это прилетит по статье «дробление бизнеса».
А здесь ситуация, когда у вас ничего нет своего, у вас все принадлежит маркетплейсу. На компьютере стоит чужая программа, вы даете чужие товары, вы принимаете обратно чужие товары, вы работаете по чужим правилам, вы сканируете товар в чужой п рограмме, у вас нет ничего своего. Это четко подходит к определению дробления бизнеса.
Но сейчас владельцы ПВЗ — заложники комиссионной схемы, которую навязывает маркетплейс. И в отличие от селлеров, которые могут повысить цены на товары, пункты выдачи этой возможности лишены. Причем, как подсчитали в Ассоциации участников рынка электронной коммерции, успешный ПВЗ при обороте 160 000 руб приносит не больше 15 000 рублей чистой прибыли в месяц – цифра поражает, но скорее всего это «средняя температура по больнице». Несмотря на это, на 1 июня в России насчитывалось 197 тысяч пунктов, и за год их число выросло на 43%.