Рабочий посёлок, Ковжинский лесопильный завод, 1909 год. Цветное фото русского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского.
Такой комментарий с фотографией самого посёлка я получил от Зои Козловой под свой статьёй с названием «СССР до начала 70-х годов жил на наследии Российской Империи», где развернулась нешуточная полемика на счёт того – где было лучше жить – в Царской России или в Советском Союзе?
Зоя хочет наглядно показать, смотрите, мол, какие были аккуратные деревни при царе-батюшке. Домики все, как на подбор, новенькие, покрашенные. Даже столбы электрические есть.
Так что большевики, со своим планом ГОЭЛРО отдыхают. Они просто использовали царские наработки, провели свет по готовым столбам в готовые дома и вкрутили всем лампочки Ильича.
Чтобы усилить впечатление, Зоя постит вторую фотографию.
Прошло полвека, сорок лет из которых у власти коммунисты, а дети в Поволжье ходят босиком в каких то обносках и, судя по унылым лицам, несчастливы и, вероятно, голодают. Так как все деньги, отобранные у бедных крестьян, ушли на никому не нужные ракеты, которые бороздят никому не нужные просторы.
Устал я, честно говоря, спорить с антисоветчиками и булкохрустами, но придётся, чтобы показать свой метод. Может кому-нибудь пригодится.
Часто бывает, что фото поддельные или из другого времени или даже места. Это легко проверить, благо есть интернет и поиск по фото. Но в данном случае фото настоящие. Тут другое: вырывание из контекста и утаивание некоторых нюансов, которые сильно меняют смысл.
Например, Зоя не указала, что автор фотографии с детьми – американец Томас
Тэйлор Хаммонд, который не был восторженным почитателем Страны Советов. По воспоминаниям бывшего аспиранта Хаммонда, а теперь так же профессора
истории Вирджинского университета Чарльза Эванса, Хаммонд был настоящим
Воином холодной войны.
И тем не менее ему разрешали ездить по всему СССР (у него была даже своя комната в МГУ) и фотографировать всё, что ему интересно.
То есть с одной стороны ему и задание своей Родины нужно выполнять – фотографировать СССР без прикрас. А с другой стороны Томас Хаммонд, как и другой американец – Майк Давидоу, про которого я недавно писал, не смог не проникнуться красотой наших пейзажей, дружелюбной атмосферой, простым и понятным житейским бытом и теплотой советских людей.
К Томаса есть масса замечательных и профессиональных фотографий Советского Союза 50-60-х годов. Это я вам, как любитель фотографии, говорю. Посмотрите подборку, не пожалеете!
В одну не уместилось, вот ещё одна:
Томас Хаммонд даже запросто фотографировал Хрущёва с близкого расстояния. Вообще, я теперь фанат этого американца. Спасибо ему, что запечатлел нашу страну в цвете. Ну и спасибо Зое Козловой, что напомнила про этого фотографа.
И вот те самые дети. Фотография непричёсанная. Там в подборке есть и ещё несколько таких. В этом и смелость советского руководства, разрешающего ездить таким американцам по всей стране и снимать всё подряд. Им нечего было стыдиться. По фотографиям видно, что хоть пока и не всё гладко, но страна живёт и развивается. И что люди, живущие в ней, счастливы.
Но вернёмся к самой первой фотографии рабочего посёлка Ковжинского лесопильного завода, авторства Сергея Прокудина-Горского. Действительно неплохая деревенька. Но...
Ковдские лесопильные заводы, первые лесоперерабатывающие предприятия на Кольском полуострове. Завод Бергрена. Основан финскими предпринимателями Нюландером К. В. и Волковым Н. Е. в 1899.
В 1901 продан шведам, создавшим Товарищество «Ковда». В 1910 – продан Бергрену А., владевшему им до 1920-го. Располагался на островах Еловец и Засеченный.
К концу 1910-х являлся самым мощным на Севере России: был оборудован 6 пильными рамами, приводимыми в движение 4 паровыми машинами общей мощностью 258 лошадиных сил На заводе работали 295 рабочих.
Продолжительность рабочего дня – 11,5 часов.
Построены склады, таможенная застава, жилые поселки, школы, проведены телеграф и телефон. Продукция шла в основном на экспорт: в Англию, Германию, Швецию и другие страны (в 1913 – на сумму 1,27 млн руб.)
То есть основан завод финнами, владели шведы, продукция (наш лес) шла в Европу, а прибыль, соответственно, шведам. А работали русские (по 11,5 часов). Вот тебе и красивая деревенька. Прям как сейчас вахтовые поселки.
Ну и где бы вы хотели оказаться - на месте рабочего, горбатящегося на шведа по 11,5 часов в день или на месте босоногого советского мальчугана?