Найти в Дзене
Полина Темирчева

Почему мы до сих пор обожаем вампиров?

Каждая эпоха имеет своих монстров и своих кумиров. Когда-то ими были герои античных мифов, потом рыцари, рок-звёзды, супергерои, но никто не пережил столько перерождений, как вампиры. Они были чудовищами, аристократами, философами, влюблёнными подростками, символом депрессии, метафорой власти и красоты, одиночества и желания. И всё же, при всех изменениях, они по-прежнему остаются воплощением тайного притяжения, которое мы ощущаем к темной стороне человеческой души. Мы можем иронизировать над этим, что поп-культура давно сделала из вампиров клише. Но достаточно одной сцены, одной пары усталых глаз, блеснувших в темноте и древний архетип снова оживает в нас. Вампиры так или иначе привлекательны для нас, потому что отражают невозможную жизнь, наши потаённые желания и страхи. С психологической точки зрения, вампир – это идеальный символ нашего вечного противоречия: желание жить вечно и невозможность вынести вечность. Он живёт дольше всех, но никогда не живёт по-настоящему. Его существова
Оглавление

Каждая эпоха имеет своих монстров и своих кумиров. Когда-то ими были герои античных мифов, потом рыцари, рок-звёзды, супергерои, но никто не пережил столько перерождений, как вампиры. Они были чудовищами, аристократами, философами, влюблёнными подростками, символом депрессии, метафорой власти и красоты, одиночества и желания. И всё же, при всех изменениях, они по-прежнему остаются воплощением тайного притяжения, которое мы ощущаем к темной стороне человеческой души. Мы можем иронизировать над этим, что поп-культура давно сделала из вампиров клише. Но достаточно одной сцены, одной пары усталых глаз, блеснувших в темноте и древний архетип снова оживает в нас. Вампиры так или иначе привлекательны для нас, потому что отражают невозможную жизнь, наши потаённые желания и страхи.

Кадр из фильма "Сумерки"
Кадр из фильма "Сумерки"

Притяжение бессмертия и страх конца

С психологической точки зрения, вампир – это идеальный символ нашего вечного противоречия: желание жить вечно и невозможность вынести вечность. Он живёт дольше всех, но никогда не живёт по-настоящему. Его существование бесконечный повтор, вечная ночь, где он обрекает себя на одиночество. Мы завидуем и сочувствуем ему одновременно, потому что узнаём в нём себя. Современный человек в каком-то смысле сам стал вампиром. Он питается информацией, эмоциями, чужими историями, вечно прокручивает ленту новостей, боясь остаться без «новой крови» впечатлений. Вампиризм стал метафорой нашей культурной усталости, попытка насытиться тем, что не насыщает, но в этом и кроется притягательность. Вампир – это существо, которое проживает то, что нам запрещено: страсть, риск, боль, безумие, жажду. Он делает то, чего мы не позволяем себе, поэтому наблюдать за ним безопасно и волнующе. Он даёт нам возможность ощутить собственные запретные импульсы, не нарушая при этом реальных правил.

Архетип тени

Карл Юнг говорил, что каждый человек несёт в себе «тень» – ту часть личности, которую мы вытесняем и скрываем. Вампир становится её олицетворением. Он наш внутренний двойник, воплощающий то, что мы стараемся не признавать: агрессию, сексуальность, инстинкты, жажду власти, желание быть нужным, вечным, сильным. Когда мы смотрим фильмы о вампирах, мы вглядываемся в собственное отражение, только слегка затемнённое, с роскошным воротником и бледной кожей, и это отражение всегда красивее, чем оригинал, потому что оно освобождено от страха быть «неправильным». Вампиры уверенны в себе априори, они предстают перед нами высшими существами, которые всегда знают, что сделать, сказать и как себя подать. Они будто лишены нашей человеческой проблемы неуверенности и комплексов, которые мешают жить, при этом вампиры не лишены саморефлексии и чувств, они могут быть трагичны, но вместе с этим в них есть стержень. Они воплощение внутренней уверенности, которой хочется соответствовать.

От ужаса к соблазну

Чтобы понять, почему вампир стал символом поп-культуры, важно проследить историю его трансформации. В XVI–XVII веках он существовал преимущественно в фольклоре: жители Восточной Европы рассказывали истории о кровососущих мертвецах, появляющихся ночью, чтобы наказать живых. Эти рассказы были частью системы морали и страха, как напоминание о том, что зло близко и его нельзя игнорировать.

В XIX веке вампир становится литературным символом. "Дракула" Брэма Стокера не случайно появился именно в Викторианскую эпоху: общество боялось сексуальной свободы, изменения морали. Дракула стал олицетворением страха перед неконтролируемым, запретным и опасным. В это же время литературные вампиры часто символизировали страсть, которую невозможно признать, но которую невозможно игнорировать. Они стали архетипом подавленных желаний и страхов, превратив кровь в метафору страсти и власти.

XX век расширяет культурную функцию вампира. В кино и массовой литературе он становится символом бунта, экзотики и опасного удовольствия. В «Интервью с вампиром» Энн Райс появляется новый тип: трагический, красивый, страдающий и чувственный. Он уже не только пугает, он вызывает сочувствие. И именно здесь формируется ключевой элемент поп-культуры: вампир может быть объектом симпатии и идентификации, а не только угрозой.

В 1990–2000-е годы вампир приобретает массовый образ подростковой фантазии. Сериалы вроде "Баффи - истребительница вампиров" или "Дневники вампира" превращают древние мифы в визуально привлекательные, эмоционально насыщенные истории о любви, дружбе, предательстве и страсти. Они становятся архетипическими романтическими фигурами: Стефан, Деймон, Эдвард – персонажи, которые символизируют выбор между безопасностью и опасностью, рациональностью и страстью.

Сегодня вампиры продолжают появляться в массовой культуре, но уже как символ идентичности, эстетики и эмоциональной интенсивности. Они адаптированы под современные реалии: ходят по университетским кампусам, посещают вечеринки, носят дизайнерские пальто и цитируют классику. Их вечная жизнь – это не столько метафора бессмертия, сколько способ проживать эмоции на грани, быть настоящим и не бояться чувствовать слишком сильно и порой разрушительно.

Кадр из фильма "Интервью с вампиром"
Кадр из фильма "Интервью с вампиром"

Они становятся хищниками, которые вершат судьбы и распоряжаются человеческими жизнями, но мы спокойно принимаем правила игры, становясь на их сторону. Так или иначе мы склонны выбирать сильных персонажей, которые не нуждаются в репрезентации. Они уже такие и даже с внутренними конфликтами вампиры стоят выше, потому что такова их природа. Злодей или положительный персонаж уже не важно, нам всё-равно нравится наблюдать за ними, так как эмоциональный образ сформирован. Смотря фильмы, сериалы, читая книги, подсознательно мы выбираем сложных героев, за судьбой которых интересно наблюдать, а когда это приправлено красотой, молодостью и властью персонаж становится ещё привлекательнее.

Поп-культура и мода

Мода, как и мифология, не случайно любит вампиров. Это образ, в котором есть всё: тайна, элегантность, тьма и чувственность. Бархат, кружево, чёрный цвет, тёмно-бордовые акценты каждый дизайнер хотя бы раз касался этой эстетики. Готическая роскошь является способом визуализировать внутреннюю драму. Кампании Saint Laurent или Gucci, клипы The Weeknd, даже сериалы, посвящённые теме, вроде "Дневников вампира" и "Интервью с вампиром" используют этот визуальный код: смесь декаданса и сексуальности, отчуждения и красоты. Мы чувствуем в этом что-то знакомое, потому что внутри каждого из нас есть тень, которая хочет быть увиденной. Символическая сила вампира заключается в его двойственности. Он одновременно соблазнителен и опасен, красив и разрушителен, близок и чужд. Мы можем отождествлять себя с героями любимых книг, фильмов и сериалов про вампиров, но они всегда остаются на голову выше, оставляя за собой право на безумство, большую эмоциональность и вседозволенность. Из проекта в проект вампиры трансформируются, где-то показывая свои положительные стороны, где-то наоборот становясь сводом правил "как НЕ надо делать", как бы олицетворяя упадок человеческой культуры. Как бы странно не звучало, вампиры действительно стали новым видом, обзаведясь за свою многовековую историю большим разнообразием представителей. Мы можем смеяться над штампами, пересматривать сериалы и фильмы, но глубоко внутри завидуем этим героям, их способности чувствовать и жить на пределе, жить в вечности, которой всё равно будет недостаточно, чтобы насладиться. При этом, как и любые популярные персонажи, они не лишены трагичности своего существования. Даже у бессмертного и всемогущего существа есть слабое место, что не делает его до конца идеальным, а значит приближает к образу человека. Вампиры по-своему слабы, поэтому нам легко находить в них часть себя. В их образе остаётся вопрос о вечной жизни, который не разрешить и на который каждый может придумать свой ответ. С одной стороны вечная жизнь представляется даром, но как не парадоксально она же является проклятьем. Размышления о вечности, её плюсах и минусах, без точного ответа, порождает в нас бесконечную фантазию и даёт простор для создания разных вампирских историй с фундаментальной темой бессмертия.

Почему мы всё ещё выбираем их

Вампиры вечны не потому что, они бессмертны в буквальном смысле, а потому что отражают вечные конфликты, желания и страхи человека. Они удовлетворяют потребность в безопасном переживании запретных желаний. Мы смотрим на "Дракулу" Стокера или на романтических вампиров Энн Райс, на страдающих, красивых и сложных персонажей из "Дневников вампира", и испытываем тревогу, возбуждение и восхищение, не подвергая себя реальному риску. Вампиры стали не просто символом поп-культуры, а новыми сверхлюдьми с обычными человеческими проблемами. Конечно, и сегодня существуют истории с гнетущим повествованием в стиле Викторианского представления, однако даже там остаётся место саморефлексии. Вампир так или иначе является отрицательным персонажем, но вместо обвинения, мы пытаемся посмотреть глубже и посочувствовать, разобраться, почему "монстр" поступает так или иначе. Во многих вселенных они становятся более человечными, потому что их бессмертие лишь на на первый взгляд кажется таким. Вампира можно лишить жизни или как минимум причинить боль с помощью солнца или вербены. В них появляется уязвимость, что ещё больше приближает "монстров" к реальным людям, как бы говоря о том, что не бывает всесильных существ. Говоря метафорически языком, как бы ты не был уверен в себе, как бы не думал, что непобедим, всегда найдётся какое-то слабое место. У каждого из нас есть слабая точка, пожалуй это и делает нас людьми, а вампиров ещё больше отождествляет с нами, позволяя проникнуться к ним большей симпатией.

Образ вседозволенности с одной стороны, наталкивает на размышления о культурном упадке и возникновении вампира, как следствия потери человечности, с другой же стороны позволяет нам пережить потаённые страхи, мечты и желания. На первый взгляд банальный образ вампира, на самом деле открывает простор для фантазии и саморефлексии. Они больше не страшные персонажи из мифологии, а реальные герои определённых вселенных, со своими конфликтами, переживаниями, перипетиями и всё также вечными человеческими темами: дружба, любовь, честь, преданность, семья.

Делитесь в комментариях, за что вы любите истории про вампиров и почему для вас эта тема привлекательна?