Напряженность вокруг отношений Венесуэлы и США продолжает нарастать. Пока что всё ограничивается заявлениями Вашингтона об уничтожении очередных лодок возле побережья латиноамериканской страны, счет пошел уже на второй десяток. США отмечают, что уничтожаемые лодки перевозят наркотики.
Одновременно с этим американский президент Дональд Трамп ещё 23 октября 2025 года заявил о том, что США намерены перейти к наземным операциям в Венесуэле против наркокартелей. При этом большинство обозревателей полагает, что реальной целью боевых действий, если они начнутся, будет смена политического режима в Каракасе.
Сами наземные операции, о которых обмолвился Трамп, никак не конкретизированы за минувшую неделю. Будут ли это полноценные боевые операции на земле с привлечением, к примеру, сил Корпуса морской пехоты США или воздушные операции с ударами по наземным целям, неизвестно. Но в любом из вариантов, при проведении подобных операций американцам придется столкнуться с ПВО и военно-воздушными силами Венесуэлы.
ВВС Венесуэлы
Главной ударной силой ВВС Венесуэлы выступают истребители российского и американского производства. В этом плане, несмотря на небольшой размер, по своим боевым возможностям, они превосходят ВВС Ирана, в которых по большей части были представлены исключительно музейные экспонаты.
По данным The Military Balance 2025 (ежегодный тематический сборник, выпускаемый Международным институтом стратегических исследований в Лондоне), на вооружении ВВС Венесуэлы находятся 39 истребителей, в том числе 18 многоцелевых легких истребителей F-16 Fighting Falcon (15 в модификации А и 3 двухместных F-16B) и 21 тяжелый многоцелевой истребитель Су-30МКВ.
Именно российские машины являются наиболее грозной силой в составе ВВС Венесуэлы. Российские истребители по-прежнему считаются одними из лучших в мире среди истребителей 4-го поколения. Всего Венесуэла заказала 24 истребителя Су-30МКВ (известны также как Су-30МК2V) в 2006 году, три из них с того момента потеряны в авиакатастрофах.
Полное название модели Су-30МК2V расшифровывается, как модернизированный, коммерческий, версия 2, венесуэльский. Наилучшим образом самолет раскрылся бы при наличии у Венесуэлы самолетов ДЛРО, но и без них машина в состоянии за себя постоять. Среди прочего истребители оснащены ракетами воздух-воздух средней дальности РВВ-АЕ/Р77 (экспортный вариант с дальностью до 80 км).
В теории с 2006 года, ВВС Венесуэлы могли получить и более совершенное ракетное вооружение для поставленных истребителей. Главным минусом ВВС Венесуэлы является малочисленность парка боевых самолетов. 21 истребитель Су-30МК2V, каким бы хорошим он не был, не в состоянии будет противостоять крупнейшим ВВС на планете. И 18 всё ещё летающих F-16 первых модификаций начала 1980-х годов, тут тоже никакой погоды не сделают.
ПВО Венесуэлы
Система ПВО Венесуэлы по праву признается самой сильной среди всех стран Латинской Америки, но тут важно уточнять, что в других странах региона этому вопросу просто уделяется слишком мало внимания.
При этом в случае конфликта ПВО придется противостоять сильнейшим ВВС, которые накопили огромный опыт боевых действий, начиная с операции «Буря в Пустыне». Именно в 1991 году коалиция, главную силу в которой представляли США, сумела подавить сильную ПВО Ирака.
Здесь стоит уточнить, что Саддам Хусейн к 1991 году действительно сумел построить качественные силы противовоздушной обороны. Непосредственно по боевым причинам США и союзники потеряли тогда более 40 самолетов и вертолетов, а также пару десятков беспилотников. Это значительные потери, принимая во внимание тот факт, что против ВВС и ПВО Ирака работала группировка из примерно двух тысяч летательных аппаратов сил коалиции.
С тех пор американцы постоянно совершенствовали навыки проведения воздушных операций, в первую очередь за счет полученного боевого опыта, но с такой сильной системой ПВО, как в Ираке в 1991 году, американские военные больше не сталкивались.
Самыми серьезными комплексами в составе ПВО Венесуэлы являются российские С-300ВМ (Антей-2500) на гусеничном шасси. По данным сборника The Military Balance 2025, в составе армии Венесуэлы числится 12 таких пусковых установок. О продаже Каракасу двух дивизионов системы ПВО дальнего радиуса действия С-300ВМ, впервые стало известно в 2013 году.
Комплекс С-300ВМ в состоянии сбивать все типы воздушных целей: крылатые ракеты, баллистические ракеты малой и средней дальности, вертолеты, тактические и стратегические самолеты. Комплекс в состоянии поражать аэродинамические цели на удалении до 200-250 км и баллистические на удалении до 40 км. Каждая пусковая установка комплекса несет по 2 или 4 зенитных ракеты в зависимости от типа.
Ещё одним компонентом ПВО Венесуэлы являются российские комплексы ПВО Бук-М2ЭК. Это экспортная модификации комплекса на колесном шасси МЗКТ белорусского производства. Комплекс в состоянии поражать самолеты противника на удалении до 40-45 км и на высоте до 25 км. По данным сборника The Military Balance 2025, на вооружении Венесуэлы числится 9 комплексов Бук-М2ЭК.
Самым многочисленным компонентом ПВО Венесуэлы выступают устаревшие, но прошедшие серьезную модернизацию в самом начале XXI века, комплексы С-125. По данным сборника The Military Balance 2025, на вооружении Каракаса числится 44 пусковых установки комплекса С-125 «Печора-2М».
Разработанный на рубеже XX и XXI века комплекс является серьезной модернизацией установок, впервые поступивших на вооружение ещё в 1961 году. Вариант «Печора-2М» получил новую компонентную базу (электроника), новую РЛС, новые зенитные ракеты, новую самоходную пусковую установку.
На вооружении Венесуэлы находятся установки комплекса «Печора-2М» на колесном шасси белорусского производства МЗКТ-8021, каждая установка вооружена двумя ракетами 5В27ДЕ. В ходе работ по модернизации боевые возможности комплекса удалось существенным образом улучшить. Максимальная дальность поражения целей выросла до 32 км, а высота – до 20 км. При этом скорость перехватываемых комплексом целей выросла до 3600 км/ч.
Можно констатировать, что имеющиеся силы и средства ПВО и ВВС Венесуэлы позволят некоторое время отражать воздушные удары с использованием воздушных средств нападения по ключевым целям внутри страны. В первую очередь – бороться с крылатыми ракетами морского и воздушного базирования, управляемыми авиабомбами. Также определенно будет значительно затруднена работа американской авиации, в том числе беспилотной, непосредственно в небе Венесуэлы.
Эффективность противодействия возможной агрессии будет зависеть не только от действий вооруженных сил США по подавлению ПВО и ВВС Венесуэлы, но и от количества имеющихся зенитных управляемых ракет, запчастей к технике. Именно запасы представляются самым тонким местом. Даже при сохранении комплексов и РЛС, у Каракаса отсутствуют собственное производство и большие складские запасы ЗУР, пополнение которых, в случае принятия Трампом решения о военной операции, станет практически невозможным.