С «Вечным городом» у меня раз за разом не задавалось: мы долго собирались сыграть, один раз в него просто сыграть не успели, потом я долго клеила наклейки (они сложные, прям в несколько подходов), и вооот оно! Свершилось чудо! Состоялась партия на троих.
ПРАВИЛА
Игра длится три эпохи, где участники делают по очереди ходы, пока не спасуют.
Перед каждой эпохой выбираются карты: оставляя себе одну и остальные отдавая вправо, вы выбираете по 1 карте каждый круг — и по итогу начинаете эпоху с 4 картами на руке.
Что можно сделать в свой ход? Одно действие и хоть сколько дополнительных.
В качестве действия можно разыграть карту, оплатив её стоимость в ресурсах.
Карты бывают двух видов: здания (которые имеют разовые, постоянные эффекты или свойства «раз в раунд») и провинции. Здания строятся за деньги и иногда камни, а вот с провинциями сложнее — на их завоевание нужно потратить граждан из своего запаса. Провинции повышают уровень восстаний, но дают вам много ресурсов.
Другой вариант действия — отправить гражданина на игровое поле (каждая локация поля называется холмом). За это нужно платить: если вы первый в зоне холмов, это 2 зерна, если второй — 1, если третий, то вы ставите туда гражданина бесплатно. Выставляя гражданина, игрок получает бонус холма и делает его неактивным до конца эпохи.
Ещё один вариант действия с полем — выставить гражданина и за 1 камень возвести в одном из холмов сооружение. Сооружения бывают трёх типов: одно снижает число восстаний, второе даёт 2 зерна, третье — 2 очка.
Последний вариант действия — покупка карты исторической личности. Чтобы купить такую карту, вы должны иметь не только много денег (они довольно дорогие), но и иметь возможность выполнить условие получения очков по такой карте здесь и сейчас.
Дополнительным действием вы можете активировать любое число карт в своей зоне, а также сбросить любое число карт из руки за ресурсы либо за получение граждан.
Если в свой ход вы не можете (или не хотите) ничего делать, вы должны спасовать. Первый спасовавший в эпохе получает 5 ПО и будет решать, каким он будет ходить в следующей эпохе.
После того как все спасовали, начинается подсчёт очков за эпоху.
На каждом из холмов игрок, у которого больше граждан, получается первое место и победные очки + бонусы за возведённые там здания (пшеницу и тд). В этих холмах закрывается самый высокий показатель победных очках — дальше можно будет получить уже меньше.
Также в тех холмах, где скопилось больше всего граждан, происходят восстания: лидеры в таких холмах добавляют 2 к показателю восстания на треке.
Дальше участники забирают всех своих граждан с поля и проверяется, дошёл ли кто-то из игроков на треке восстания до жетонов штрафов: если да, они должны расплатиться за это ресурсами, указанными на жетоне штрафа (а если не могут, получают огоньки, которые принесут минусы в конце игры).
Ну, и чтобы добить и так страдающих со всех сторон игроков, после всего этого ещё нужно покормить оставшихся у вас граждан:), отдав по 1 зерну за каждого гражданина в вашем домусе.
После этого наступает вторая эпоха — и всё происходит по новой.
В конце партии игроки получают очки за оставшиеся ресурсы, складывают все очки с построенных карт, получают очки, если строили разные типы карт (если есть все 7 типов — 9 ПО, если 6 типов — 3 ПО). И вычитают очки за позиции на треке восстаний (оставшиеся к концу партии огоньки повышают вашу позицию на треке и отнимают таким образом больше очков).
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
«Вечный город» издалека казался мне довольно быстрой и несложной игрой — и вроде бы правда: сами правила довольно стройные и не особо-то вариативные по числу действий (вообще по числу ресурсов и доступным действиям чем-то похоже на Фельда и «Брюгге»), но игра из-за своей кризисности может хорошо так загонять игроков в тупик, что и произошло у нас в какой-то момент с Ксюшей: из-за неудачного хода она осталась без ресурсов, и реабилитация после штрафов на треке восстания была для неё максимально болезненной.
Особенность игры в том, чтобы постараться за три эпохи выжать максимум из происходящего: успеть побороться за очки в холмах, построить карты в качестве небольшого движка (игра позволяет это сделать) и выбрать самые интересные для себя провинции для получения ресурсов.
Самое сложное — правильно распределить личный тайминг вперемешку с тем, что происходит на поле. Очень не хочется ходить первым, потому что первый на холме платит 2 зерна, но при этом хочется ходить первым, ведь тогда ты заберёшь вкусные бонусы и имеешь шансы на лидерство. Уметь тут вовремя «подсосаться» к сопернику — определённый талант.
Игра интересна тем, что все ресурсы игроков, кроме карт, которые они надрафтовали, все видны. То есть вы представляете, у кого сколько ресурсов и монет, а значит, можете примерно анализировать, какие ходы соперники могут сделать, а какие — нет. Интригу вносят только дополнительные действия, ведь за сброс карты можно получить гражданина и сразу сделать им ход, но карты почти всегда хочется строить и почти никогда — сбрасывать.
Карт, конечно, хотелось бы побольше — а так их всего ничего, ровно по максимальному числу игроков. Мы играли втроём, и немножко карт не увидели, но в целом понятно, какие комбинации могут быть и за счёт чего можно выехать. С одной стороны, хочется новых интересных свойств, с другой — так ты точно знаешь, на какие карты и ресурсы в игре можешь рассчитывать, и это может давать дополнительный пласт тактики.
Что касается состава — я бы предположила, что всё-таки интереснее всего из-за конкуренции на холмах играть вчетвером, но и втроём было неплохо по плотности: по крайней мере, я точно пыталась следить за тем, что делают игроки и сколько на каком этапе у них ресурсов.
Партия у нас вышла сильно дольше, чем я предполагала (получилась больше двух часов без правил) — и это на троих!, но даже так игра ощущается неперегруженной (как раз за счёт малого числа карт) и довольно элегантной в своём жанре.
Я бы ни за что не угадала, наверное, что автор — Уоллес, процесс больше немецкий по ощущениям, но игра, на мой вкус, вышла крепкой со своими рисками на треке восстаний и особенностями. Мне, наверное, больше всего здесь нравится драфт карт и строительство минимального движка (да и сбор сетов, ради которого стоит стараться, любопытный), но в целом игра для меня хоть и крепкая, но за душу не цепляющая. При этом не могу не отметить, что играла я с удовольствием ввиду довольно ладного геймплея и ощутимой конкуренции даже на троих, а ещё «Вечный город» обещает гипотетически не самое больше время партии при хорошем наигрыше.