Найти в Дзене
Kliosphere

Тимофей Николаевич Грановский- краткое эссе об учёном

История как наука в России формировалась усилиями многих видных людей. Немало учёных-академиков приложили руку, чтобы приблизить понимание событий прошлого к тому состоянию, в котором оно находится сейчас. Мы знаем имена многих из них. Однако есть немало имён, даже имевших прижизненную славу, которые сегодня незаслуженно оказались забыты. Одним из людей с такой участью можно назвать Тимофея Николаевича Грановского–историка-медиевиста, ординарного профессора и декана историко-филологического факультета Московского университета, заложившего основы научной разработки западноевропейского Средневековья и научной историографии в России. Тимофей Николаевич Грановский родился 9 (21) марта 1813 года в семье дворян среднего достатка. Его отец–Николай Тимофеевич–был советником солярного управления, а мать– Анна Васильевна–являлась выходцем из обеспеченного малороссийской семьи. Из пятерых детей он был первым. До 1826 года он находился на домашнем воспитании, направленном преимущественно на изучен
Т. Н. Грановский
Т. Н. Грановский

История как наука в России формировалась усилиями многих видных людей. Немало учёных-академиков приложили руку, чтобы приблизить понимание событий прошлого к тому состоянию, в котором оно находится сейчас. Мы знаем имена многих из них. Однако есть немало имён, даже имевших прижизненную славу, которые сегодня незаслуженно оказались забыты. Одним из людей с такой участью можно назвать Тимофея Николаевича Грановского–историка-медиевиста, ординарного профессора и декана историко-филологического факультета Московского университета, заложившего основы научной разработки западноевропейского Средневековья и научной историографии в России.

Тимофей Николаевич Грановский родился 9 (21) марта 1813 года в семье дворян среднего достатка. Его отец–Николай Тимофеевич–был советником солярного управления, а мать– Анна Васильевна–являлась выходцем из обеспеченного малороссийской семьи. Из пятерых детей он был первым.

До 1826 года он находился на домашнем воспитании, направленном преимущественно на изучение английского и французского языков. В 13 лет он поступил в московский частный пансион Ф. И. Кистера. В январе 1831 года он идёт служить в Департамент иностранных дел в Санкт-Петербурге. Из-за того, что он не получал от отца содержания по несколько месяцев, в то время он жил в бедности. Однако, несмотря на это, он находил возможность заниматься философией, историей и литературой, которые стали ему гораздо интереснее, нежели юриспруденция.

Уже в июне Грановский подал в отставку и после самостоятельной подготовки в следующем году начал учиться на философско-юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Единственным профессором, кто смог привлечь внимание Грановского, стал П. А. Плетнёв–тот читал курсы по древнерусской литературе. Благодаря нему же Тимофей Николаевич познакомился с известными именами России того времени–В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским и А. С. Пушкиным. Позже он сдружится и с такими деятелями, как О. И. Сенковский, Н. П. Огарёв, А. И. Герцен и Н. А. Некрасов.

В 1835 году Т. Н. Грановский окончил университет со степенью кандидата и стал секретарём 1-го отделения в библиотеке Гидрогеографического депо Главного морского штаба. В следующем году секретарь познакомился с человеком, определившим развитие его взглядов, ¬–Н. В. Станкевичем. Благодаря его рекомендации попечителю Московского учебного округа С. Г. Строганову Грановский был командирован за границу за счёт Министерства народного просвещения. В те годы стажировки за рубежом являлись редчайшим исключением, поэтому вполне обоснованно можно считать, что ученику повезло невероятно. Тогда целью командировок было насыщение университетов соответствующими европейским стандартам преподавателями, поэтому на образование учащихся за пределами России денег не жалели. О том времени он вспоминал с теплотой, поскольку тогда он не голодал, жил в хорошей квартире, ходил в приличном костюме, посещал театр4 раза в неделю, не имел ограничений в выборе книг и не имел долгов.

В середине мая он оказался в Берлине, где после двух месяцев изучения немецкого языка посещал лекции знаменитых профессоров Л. Ранке, Ф. Раумера, К. Риттера, Э. Ганса, К. Вердера и Ф. К. Савиньи. Там же у него проявился интерес к идеям Г. Ф. Гегеля. Благодаря, в том числе, и ему будущий историк стал приверженцем западной культуры и противником идей славянофильства, народничества и исключительности русской общины. Схожих взглядов придерживалась и его жена Елизавета Богдановна Мюльгаузен–дочь доктора медицины, входившая в кружок интеллигентов-единомышленников.

По его мнению, славянофилы были ретроградами, неспособными на прогрессивность в мыслях. Являясь представителем западнического течения и либерализма, он выступал за расширение гражданских свобод и против цензуры, поскольку считал, что авторитарный режим не может сосуществовать с идеалами просвещения, хотя Грановский и не был против сильной верховной власти в случае, если правителем станет прогрессивный правитель наподобие Петра Первого. Также он не выступал за слепое копирование западного варианта развития и скептически относился к буржуазному миру.

В начале научной деятельности при изучении исторических событий Т. Н. Грановский согласовался с философией Гегеля, предполагая, что исторический процесс, приводящий к постепенному развитию абсолютного духа, движим противостоянием противоречий. По такой философии роль отдельных личностей была незначительна, поскольку их деятельность не является основным двигателем, а «великие» личности являются лишь ярким проявлением эпохи. Поэтому учёный призывал проводить аналогии с событиями из прошлого для решения насущных противоречий. В Германии он также осознал, что ненавидит ту манеру преподавания, которая существовала в те годы. Вместо перечисления фактов Тимофей Николаевич желал показывать целостную картину и давать постичь общий смысл истории.

В 1839 году Т. Н. Грановский вернулся на родину и устроился на кафедре всеобщей истории Московского университета. Там Грановский читал курс лекций по истории западноевропейского Средневековья и древней истории и истории Нового времени. Язык изложения, продуманность повествования, содержательность и понятность лекций историка стали причиной их высокой оценки многими современниками.

В 1845 году Т. Н. Грановский защитил магистерскую диссертацию, посвящённую истории городов Ганзы и получил должность экстраординарного профессора. В том же году он начал читать публичные курсы об истории Франции и Англии.

В 1849 году учёный написал диссертацию «Аббат Сугерий. Об общинах во Франции», защита которой в марте следующего года позволит получить степень доктора и стать ординарным профессором. В начале 1850-х годов темами лекций стали характеристики Тамерлана, Александра Македонского, Людовика IX Святого и Ф. Бэкона.

Благодаря трудолюбию и тщательной работе при составлении лекций он, даже несмотря на ужасную дикцию, глотание слов и слабый голос, стал наиболее популярным лектором в Московском университете. Три зачитанных им в институте цикла публичных лекций стали одним из самых популярных мероприятий 1843-1846 годов. Благодаря нему в обществе сложился образ вдохновенного профессора среди толпы жадно ловящих каждое слово фанатов.

В 1847 году из-за очередного скандала медиевист вместе с большей частью преподавателей подал заявление на отставку. Однако именно его прошение оказалось единственным неудовлетворённым. В итоге профессор остался почти без всех коллег. Разъехались и друзья, общение с которыми было важной частью жизни. В 1855 году его избрали на должность декана историко-филологического факультета Московского университета. Интересно, что тогда за него проголосовали не только коллеги-западники, но и профессоры, придерживавшиеся консервативных взглядов.

К сожалению, через пять месяцев после избрания, 4 (16) октября 1855 года, он стал жертвой инфаркта. Смерть настигла его в возрасте 42 лет. Похороны Тимофея Николаевича Грановского стали заметным общественным событием, на котором приняло участие множество тысяч любивших его студентов, почитателей и единомышленников. И. С. Тургенев в своём сочинении по случаю отмечал, что именно в людях наподобие Грановского нуждалась тогда Россия– бескорыстных и неуклонных служителях науки. Некрасов в письме Василию Боткину придерживался аналогичных мыслей. Несколько своих стихотворений медиевисту посвятил Николай Огарёв. А В. О. Ключевский считал, что именно Т. Н. Грановский «...создал для последующих поколений русской науки идеальный первообраз профессора». Любовь к нему была настолько большой, что возле его могилы на Пятницком кладбище каждое 4 октября собирались студенты вплоть до конца двадцатого века.

В 1912 году А. В. Станкевич, до этого выкупивший его личную библиотеку у вдовы профессора, передал в дар Московскому университету наследие историка–около 4600 томов книг по истории, философии, политической экономии, языкознанию, антропологии, этнографии и т.д.

Тимофей Николаевич Грановский стал одним из ярчайших деятелей России середины XIX века. По мнению Юрия Зарецкого, он стал первым выдающимся учёным Московского университета. А как отмечали исследователи в советское время, именно Грановский стал первопроходцем научного подхода к изучению истории Древнего мира и Средневековья и развил концепцию феодализма, поскольку он смог подчеркнуть конфликт между феодалами и крестьянством, что нашло свой отклик в марксисткой теории.

#история #прошлое #Грановский #Средневековье #медиевистика #Kliosphere