Хлипкая с виду дореволюционная интеллигенция кружилась в таких водоворотах страсти, что в наше рациональное время подобное и представить невозможно. Мы с вами и не выдержим. Нервы не те...
Незаконченная тема грызет мою совесть, дорогие читатели.
Поставила себе условие исправиться, и завершить сериал о любимых мужчинах Анны Ахматовой.
Мысль моя была в том, чтобы показать вам, что Ахматова, в некоторых нюансах своей личной жизни не была неким эксклюзивом, а вполне себе вписывалась в привычки русской интеллигенции.
- Я отвлеклась здесь на сторонние примеры и перечислила Тургенева, Маяковского, Бунина. Чьи семейные союзы были многосоставными.
- Ранее я писала о Герцене с Огаревым - вы тогда массово попадали в обмороки, узнав про их совместную семейную жизнь.
Надо понимать, что во многих случаях речь идет не о распущенности, а о таком понимании любви и свободы. Условности старого мира людьми отвергались как лицемерные и несправедливые, а новое придумывали как умели. Считали, что они опережают свое время и смело идут в светлое будущее. А мы из этого будущего сейчас взираем на них с ужасом, а часто и с отвращением.
Приведу вам еще несколько примеров на эту же тему.
***
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945 гг.) - Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941 гг.) - Дмитрий Владимирович Философов (1872-1940 гг.)
Коротко описать их союз очень сложно.
Сперва Гиппиус, которая была молодой, но известной поэтессой, встретила Мережковского. И очень буднично вышла за него замуж. Обвенчались и поехали каждый к себе домой. Утром она не сразу об этом и вспомнила. Союз их основывался исключительно на глубоком духовном родстве и долгое время (если не всегда) оставался платоническим. При этом каждый супруг был волен крутить любовь на стороне.
Гиппиус весьма этим увлеклась. Особенно, по некоторым легендам, она любила разбивать супружеские союзы и коллекционировала отданные ей влюбленными чужими мужьями обручальные кольца. У нее были многочисленные романы как с женщинами так и с мужчинами...
Но.
Все они, или, по крайней мере большинство, являлись платоническими. Гиппиус любила эпатировать публику и привлекать внимание. Но в глубине души оставалась хорошей девочкой из приличной семьи.
Потом в их странную семью в 1901 году влился Философов. Журналист, писатель, тоже с претензиями.
Он был сыном очень известной мамы - первой русской активистки - феминистки и, по совместительству, теософа. Очень популярная и неординарная была личность.
Мережковский и Гиппиус в этот период переживали за судьбы России. На этой почве все трое сблизились и решили жить вместе. Мережковскому Философов был другом, а Гиппиус - любовником. Но потом у него возникло к этому действу отвращение, потому что - см. выше - "Мережковскому он был другом".
Там все было сложно, основано как на закрученных философских представлениях, так и на личностных психологических особенностях, наклонностях и пристрастиях, которые удивительно сошлись, как пазлы.
В общем, все трое стали жить семьей, печалиться о России, и потянуло их в сторону создания нового религиозного учения на базе своего "Троебратия". Они сами совершили венчальный обряд "на троих": трижды обменялись нательными крестами под чтение Евангелия.
То есть они пытались скрестить свои представления с христианством, приплели сюда Троицу, и старались запустить это дело в ряды других интеллигентов. Замахнулись даже на создание нового устройства мира, которое должно прийти на смену христианству и будет основано на передовых семейных отношениях - вот таких вот.
Но идея в массы не пошла, и даже самые прогрессивные интеллигенты нашли, что все это выглядит богохульством. Но зато слов было написано много, и теперь все трое вспоминаются не просто как поэты-литераторы-декаденты, но и как религиозные философы.
Разогнала этот тройной союз революция. Все участники эмигрировали, но Философов не поехал с супругами во Францию, страдать и размышлять о России, а поехал в Польшу - там сблизился с Борисом Савинковым, и принял активное участие в деятельности белой эмиграции.
Духовное родство закончилось, а вместе с ним и странная семейная жизнь.
***
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934 гг.)
Тоже поэт, писатель, видный деятель модернизма и символизма.
Потомственный интеллигент. Отец и мать его имели несчастливую семейную жизнь. Мать была красивой, а отец умным - известным математиком. Уживались они с трудом.
Белый в детстве был очень красив - в мать, а умом пошел в отца - тоже стал математиком. Он вообще имел склонность к наукам, но позже разочаровался в них как в способе познания мира. И начал искать свои пути - сложные, мудреные, о которых мы сегодня говорить не будем. Упоминаю об этом, чтобы дать вам понять - человек он был умный, но не простой. С психикой, травмированной постоянными родительскими скандалами.
Белый был дважды женат. С первой женой (обвенчались в 1914 году) они разошлись (в 1921 году), а на руках второй (расписались в 1931 году) он умер.
Но нас интересуют не его браки, вполне традиционные, а два тройственных любовных союза, в которых он успел побывать ранее.
***
В первом участвовали он, поэт и писатель Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924 гг.), и Нина Ивановна Петровская (1879-1928 гг.), тоже поэтесса и писательница, стоматолог по образованию.
У меня есть подборка на канале - "Литераторы", я как-то сравнила ее с другими подборками по профессиям (например - "Музыканты" или "Художники"), и пришла к выводу, что литераторов по умению вычурно жить никто не переплюнул. Видимо, когда все как у людей - не пишется...
Белый был холостяком, Петровская была замужем, Брюсов в свое время женился на гувернантке, которая присматривала за его младшими братьями и сестрами.
Петровская сперва стала любовницей Белого. Начиналось все легко и весело, но потом дама с любовью где-то переборщила. Поэт такого натиска страсти не ожидал и срулил в другой любовный треугольник, о котором речь впереди, найдя себе иную музу. А на предмет Петровской высказался, что ее земная любовь "пятнает его чистые ризы".
Дама становится любовницей Брюсова (оба не свободны). Там тоже начинают кипеть страсти. Но при этом Брюсов поддерживает в Петровской томление по Белому. Просто какой-то энергетический вампиризм.
Он внушает женщине идею, что она вполне способна Белого приворожить. В прямом смысле. Колдовством. Дама ударилась в чертовщину - оккультизм и мистику. А поскольку ее чарам Белый не поддавался - она вдруг решает его убить и больше не мучиться. Стреляет в него в упор - но пистолет дает осечку!
Брюсов всем этим вдохновляется, у него творческий приступ - он пишет роман и кучу стихов. Петровская тоже вдохновляется своими страданиями - и пишет серию рассказов.
Надо сказать, пока Брюсов ставил эксперименты над Петровской, Петровская, которая сильно пила и употребляла разные вещества, приучила к этим веществам и Брюсова. От них он потом и умер.
Сама женщина становилась все более истеричной, все менее предсказуемой и логичной. С мужем в 1907 году Петровская развелась.
В 1911 году они с Брюсовым тоже расстаются, дама уезжает из России, скитается по Европе, опускается все ниже и ниже, пьет и употребляет все больше и больше, и наконец, кончает жизнь самоубийством.
А ведь родилась в приличной состоятельной семье, получила хорошее образование, муж был красавец, богач, адвокат, издатель, и поэт впридачу. И вот так все спустить...
***
Ну а мы вернемся немного назад и рассмотрим второй тройственный любовный союз в котором поучаствовал Андрей Белый, по виду которого и не скажешь, что он был такой затейник.
В 1903 году поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.) женился на дочери великого химка Менделеева от его второго брака - Любови Дмитриевне Менделеевой (1881-1939 гг.)
В голове у поэта Блока при этом роились возвышенно-мистические мысли. И результатом этих мыслей стало его чрезвычайно трепетное отношение к жене. Он ею восхищался, он ей поклонялся, он посвящал ей стихи, но оскорбить ее обычными супружескими отношениями был не в состоянии. Одновременно у Блока крутились романы на стороне, плюс, он как и прежде, являлся завсегдатаем веселых домов.
Эта ситуация приводила его жену, настроенную на обычную семейную жизнь, в отчаяние.
Именно на Менделееву и обратил внимание Андрей Белый - знакомый Блока.
В 1905 году, он написал ей письмо, где объяснился в любви. И завертелось. Блок возвышенно и сильно любил жену, Белый сходил с ума от земной страсти. Дама металась. Все страдали. Белый, для усугубления ситуации, морил себя голодом и обещал покончить с собой. Бродил по квартире с кинжалом и в черной маске.
(А в это время, по нему сходила с ума Петровская, вооруженная оккультными силами и пистолетом - и за всем этим цирком следил Брюсов, пытаясь дирижировать событиями, но при этом пылающий страстью к Петровской).
В общем - потоки высоких рассуждений со всех сторон, моря страданий и нечеловеческий накал эмоций. Все участвующие литераторы кайфуют и усиленно создают на этой волне свои шедевры.
Потом Менделеева сообщила Белому, что выбирает мужа. Белый страдает и сбегает за границу, но через полгода возвращается и живет дальше. С Гиппиус и Мережковским. Но там место третьего занято, так что это просто дружба.
Накал страстей достиг апогея, а потом все сдулось.
Белый занялся своими делами. Блок - новыми любовницами, а Менделеева - другими любовниками.
***
У Белого, конечно, не вполне супружеские союзы - в семьи его третьим не принимали, но так и стандарта здесь нет - уж у кого как вышло...
На сегодня - все. Продолжение следует, но, чувствую, до Ахматовой доберемся не скоро - примеров еще полно...))
***
Дорогие мои. Последний день октября. Я очень стараюсь сделать вашу жизнь интереснее. Это намек.
Поддержать ведение канала можно ЗДЕСЬ.
Разъяснения по донатам, если они вам нужны - здесь.
Всем здоровья, удачи и благополучия!
А про Ахматову начало здесь:
Про Герцена с Огаревым сериал здесь: