Найти в Дзене
TehnObzor

Kübelwagen (Кюбельваген) – Армейский Volkswagen Жук, ставший внедорожником Вермахта

Возможно, самым знаковым многоцелевым автомобилем (утилитарным внедорожником) Второй мировой войны, наряду с американским Willys, был немецкий Kübelwagen (Кюбельваген). Легко узнаваемый благодаря своему угловатому дизайну, он базировался на другой популярной разработке — Volkswagen Beetle (VW Käfer, известный как «Жук»). Читайте: Супертанки Второй мировой – С ними война выглядела бы иначе Хотя Адольф Гитлер и Фердинанд Порше, человек, стоявший за брендом Volkswagen, обсуждали идею превращения «Жука» в военный автомобиль ещё в 1934 году, их планы не становились реальностью до 1938 года. К тому времени немецкая военная промышленность находилась в полной фазе перевооружения (процесса обновления и увеличения арсенала), и всевозможные транспортные средства находили применение в новом Вермахте (вооружённые силы нацистской Германии в 1935–1945 гг.). Однако ниша надёжных, многоцелевых автомобилей, способных работать как на дорогах, так и на бездорожье, оставалась свободной. В отличие от Jeep,
Оглавление

Возможно, самым знаковым многоцелевым автомобилем (утилитарным внедорожником) Второй мировой войны, наряду с американским Willys, был немецкий Kübelwagen (Кюбельваген). Легко узнаваемый благодаря своему угловатому дизайну, он базировался на другой популярной разработке — Volkswagen Beetle (VW Käfer, известный как «Жук»).

Читайте: Супертанки Второй мировой – С ними война выглядела бы иначе

От народного автомобиля к военной машине

Хотя Адольф Гитлер и Фердинанд Порше, человек, стоявший за брендом Volkswagen, обсуждали идею превращения «Жука» в военный автомобиль ещё в 1934 году, их планы не становились реальностью до 1938 года.

Тип 82E — шасси Kübelwagen, кузов Beetle.
Тип 82E — шасси Kübelwagen, кузов Beetle.

К тому времени немецкая военная промышленность находилась в полной фазе перевооружения (процесса обновления и увеличения арсенала), и всевозможные транспортные средства находили применение в новом Вермахте (вооружённые силы нацистской Германии в 1935–1945 гг.).

Однако ниша надёжных, многоцелевых автомобилей, способных работать как на дорогах, так и на бездорожье, оставалась свободной.

Легче Willys, но без полного привода

В отличие от Jeep, Kübelwagen не имел полного привода (4WD), но компенсировал это своим малым весом и отличной подвеской.

Северная Франция, солдаты с перекрашенным VW-Kübelwagen.
Северная Франция, солдаты с перекрашенным VW-Kübelwagen.

Этот немецкий ответ на Willys MB Jeep был более чем на 300 кг легче, несмотря на то, что его шасси было на 41 см длиннее, чем у американского аналога. Он также был способен развивать максимальную скорость 80 км/ч.

Впервые Kübelwagen был испытан в полевых условиях во время вторжения в Польшу, в сентябре 1939 года, где показал себя высокоэффективным.

Kübelwagen на Восточном фронте в 1943 году.
Kübelwagen на Восточном фронте в 1943 году.

Однако командиры жаловались Порше, что его минимальная скорость 8 км/ч была слишком высокой для идущих маршем солдат, и её требовалось снизить до 4 км/ч. Кроме того, автомобиль всё ещё нуждался в некоторых улучшениях внедорожных качеств.

После внесения этих корректировок Kübelwagen почти не менялся в течение всей войны.
Восстановленный Volkswagen Kübelwagen, некогда немецкий пассажирский автомобиль.
Восстановленный Volkswagen Kübelwagen, некогда немецкий пассажирский автомобиль.

Моторизованные сани для Африки и Восточного фронта

Очень скоро были проведены испытания того, как автомобиль Kübelwagen справляется с суровыми зимними условиями.

Тобрук, солдаты в VW Kübelwagen.
Тобрук, солдаты в VW Kübelwagen.

Есть свидетельства, что даже инженеры, работавшие над проектом, были поражены его характеристиками. Гладкое и плоское днище Kübelwagen позволяло ему действовать почти как моторизованным саням, когда техника застревала в снегу, песке или грязи.

Это оказалось огромным преимуществом как на Восточном фронте, так и на Североафриканском театре военных действий.
Kübelwagen работавший на газе, времён Второй мировой войны.
Kübelwagen работавший на газе, времён Второй мировой войны.

Другие преимущества включали двигатель с воздушным охлаждением, который мог выдерживать высокие температуры, и небольшой вспомогательный топливный бак со специальной пусковой топливной смесью, предназначенной для запуска двигателя в чрезвычайно холодную погоду.

Volkswagen Type 82 Kübelwagen
Volkswagen Type 82 Kübelwagen

Оценка союзников и наследие

Союзники впервые протестировали Kübelwagen в ноябре 1943 года, захватив несколько единиц в Северной Африке.

VW Kübelwagen Type 82 на Сицилии (1943 г.).
VW Kübelwagen Type 82 на Сицилии (1943 г.).

Тщательно изучив автомобиль, они даже опубликовали руководство по ремонту и эксплуатации Kübelwagen в преддверии готовящегося вторжения во Францию.

За время войны было произведено и отправлено в немецкие войска на всех фронтах более 50 000 «Кюбельвагенов», которые быстро стали одной из визитных карточек армии Третьего рейха.

Хочу первым узнавать о ТЕХНОЛОГИЯХ – ПОДПИСАТЬСЯ на Telegram

Читать свежие обзоры гаджетов на нашем сайте – TehnObzor.RU