Поговорим о НАДО и НЕЛЬЗЯ. Представьте, что вы дочитали до конца и знаете, когда и как пользоваться этими словами. Насколько проще будет договариваться с детьми, коллегами, начальством, клиентами. Просто потратьте 3-4 минуты. В конце будет пара практических советов.
Интересно, кто создал миф о «счастливом и беззаботном» детстве?
На человека, едва научившегося ходить и говорить, сваливается Родительский Авторитет. А в дальнейшем еще и Педагогический – воспитатели в саду, учителя в школе.
И если взрослый, пусть и не всегда, но может настоять на своем, наплевав на общественное мнение, то маленькому человеку такая привилегия недоступна.
Большинство из нас с раннего детства преследуют два сказочных чудища – НЕЛЬЗЯ и НАДО.
Благими намерениями…
Мы, любящие родители, желаем только самого лучшего ненаглядному чаду. И действуем исключительно из благих побуждений.
Но давайте на минутку вспомним СВОЕ детство – кем нам казались родители, когда заставляли нас убирать в своей комнате, хорошо учиться, чистить зубы?
Правильно, Занудами. А все их благие советы – нудным зудением…
Наша беда в том, что, призывая на помощь эти самые НЕЛЬЗЯ и НАДО, мы забываем объяснить ребенку – почему нельзя? И кому надо?
Случай из практики: заботливая мама с раннего детства приучает дочь к порядку. Надо убирать игрушки. Надо складывать одежду и обувь на свои места. Лет до 15 девочка воспринимала это просто как родительское занудство. Уборку делала, только чтобы избежать нотаций или наказаний. И только когда выросла сама, поняла, что это удобно, когда у всех вещей есть свои вещи и всегда можно быстро найти нужное. Уже будучи взрослой, дочь поделилась этим с мамой. В ответ мама искренне удивилась – она считала, что это и так должно быть понятно каждому.
Конечно же, это понятно КАЖДОМУ ВЗРОСЛОМУ. Ведь у него уже есть определенный жизненный опыт. Но у ребенка-то этого опыта нет. Это явление не врожденное, а благоприобретенное. И чем раньше и полнее мы этим опытом и знаниями с ребенком поделимся, тем комфортнее будет наше совместное существование.
Но как же быть? Вообще отказаться от надо и нельзя?
Вряд ли это возможно, к тому же такой отказ чреват другими опасностями. Важно донести до ребенка (сколько бы ему ни было лет) – ПОЧЕМУ нельзя и ПОЧЕМУ это надо именно ему. А не маме с папой, учителю, соседской бабуле и пр.
Ваша аргументация должна иметь ценность в глазах ребенка.
Трехлетний карапуз, пытающийся влезть на высокую лестницу или «выпасть» с открытого балкона вряд ли прислушается к запугиваниям типа «упадешь и разобьешься насмерть» … Разве что его впечатлят грозные интонации маминого голоса.
А вот перспектива «упадешь, ударишься ножкой (головой, попой), будет больно и будешь плакать» — это уже знакомо и понятно маленькому человеку.
Еще из практики: Девочка – первоклассница, как и многие дети с неохотой садится за уроки. Убеждать ее что надо хорошо учиться, чтоб закончить престижный вуз и стать Начальником, мягко говоря, бесполезно. Возможно, этот аргумент подействует лет через 10. А сейчас девочка мечтает, что, когда вырастет – купит себе сначала скутер, а потом Форд Мустанг и научится все это водить)). Мама между делом объяснила ей, что нужно сначала закончить школу и пойти учиться в автошколу, получить водительские права. А если она не научится хотя бы читать и писать, вряд ли они ей светят. Не могу сказать, что после этого ребенок стал учиться с восторгом. Но в ее мучениях появился какой-то смысл – она знает, за что страдает, а это уже не так обидно :-)
Что в итоге
- донося до человека важность «надо» и нельзя», говорите на его языке, о том, что ему важно и понятно;
- разделяйте «нельзя» и «не надо» - первый термин пусть останется для крайних случаев (нельзя совать пальцы в розетку или в кипяток) а второй можно использовать для более безобидных ситуаций (не надо громко кричать или лезть в лужи);
- с детьми постарше и взрослыми заменяйте «надо» на «важно» и не забудьте объяснить почему именно.
А еще на моем канале есть простой совет, как справиться с детской истерикой.