Один раз в год, наступает ночь, когда врата между мирами открываются и духи могут прийти в мир живых, а природа погружается в зимний сон.
Всегда были те, кто видел духов и мог заглянуть за завесу в таинственный мир Нави, чьи знания и силы отличались от знаний большинства людей, кто слышал и слушал язык природы. Были они ведунами, знахарями, волхвами и шаманами.
Зоряна всегда жила как буд-то в двух мирах - могла говорить с речкой, лесом, полем, животными, духами природы и людей. Были среди тех духов как хорошие и светлые, так и заплутавшие и непОнятые. Знала, что многие из духов в эту ночь придут увидеть своих родных, но захотят прийти и те, кто растерял всё добро в сердце и теперь не может обрести покой.
Учили её волхвы с детства, как светлым духам указать путь, а тёмных закружить в танце и не пустить в мир живых. Учили Зоряну и где скрыт проход между мирами, и как его охранять в эту ночь.
И каждый год Зоряна отправлялась в то потаенноё место, которое только человек видящий мог отыскать, и готовилась к ночи, когда врата открываются, чтобы охранять проход от тёмных духов, и указывать путь светлым.
Всё тут было удивительно и не просто. На дне старого ущелья навеки уснули древние деревья, надёжно укрыв своими ветвями проход, что бы ни одно живое существо не могло попасть по ту сторону Нави и тревожить мир духов.
И тут же почти во тьме, на самой границе Яви произрастали ярчайшие маки - символы самой жизни, которые опаляли духов своим цветом и не давали им преступить через черту в мир живых.
Всё сплелось в одно в этом месте - жизнь и смерть, прошлое и настоящее, быль и небыль.
Когда солнце начинало садится и последние лучи утекали со дна ущелья, всё начинало оживать в этом месте. Древние стражи "были" и "небыли" начинали шептать, а Зоряна внимательно слушать...
Старые ветви начинали качаться от невесть откуда взявшегося ветра и шептать имена духов, которым было позволено сегодня пройти.
Цвет маков горел ярче, почти обжигающе для тех, кому пройти было нельзя.
Зоряна не боялась этой ночи, она уже несколько раз видела как сплетаются два мира, знала, что таков порядок вещей и что порядку надо следовать.
Света становилось всё меньше.
Пока не исчез совсем...
Теперь ветви деревьев становились почти неразличимы, и в тоже время в подступающей тьме, лик Зоряны становился бледнее и начинал как буд-то манить своим светом, она сама стала почти походить на духа.
И в тот момент, когда воцарилась кромешная тьма, врата отворились и Зоряна поняла - пора указать духам путь. Взмахом руки девушка выпустила на свободу несколько путеводных огоньков.
Сначала совсем немного.
Сразу стало теплее и светлее даже на душе.
Потом огоньков становилось всё больше. И наконец, она увидела духов предков - её, предков её знакомых и близких, и тех кого не знала, но всех тех, кто стремился в эту ночь увидеть и благословить своих потомков на счастливую жизнь.
Девушка уважительно приветствовала всех и указывала путь, а духи благодарили её. После долгих часов вереница духов растворилась.
Это было сложным, опасным, но чарующим торжеством на грани миров, невидимым для глаз обычного человека.
И вдруг Зоряна услышала тихие всхлипывания и шепот "Не пускает, сгубил меня и не пускает проститься". Знала она, что так плачут не обретшие покоя духи, всегда ей было жаль их, потому что знала как сложно человеку найти покой на земле, а на том свете, где всё совсем другое и меняет свой облик, и подавно тяжко.
Застыла Зоряна и стала пристально вглядываться в чащу, прислушиваясь где же вздыхает бедолага.
Наконец увидела две призрачные фигуры - одну совсем тоненькую да слабенькую, невысокой женщины, а вторую большую тёмную мужскую и направилась к ним.
Приблизившись, посмотрела Зоряна на духов, которые стояли по ту сторону врат и не могли ступить через порог. Мужчина был высоким крепким, да весь в чёрном, а лицо заострённое, с чертами тяжелыми, глазами горящими недобрым огнём, тенями глубокими, лёгшими на некогда красивое лицо. А женщина маленькая, ладная, с милым лицом да роскошными волосами - только такой она была при жизни, а сейчас от неё одна лишь тень осталась. И вцепился он в её локоть мертвецкой хваткой.
Знала Зоряна и его, и её при жизни. Видела Зоряна, что женщине позволено сегодня переступить порог, да живых увидеть, а мужчине не видать света белого, не впустит он его.
-Что ж ты, Завид, Раду то повидать родных не пускаешь? - молвила Зоряна, прямо глядя на духа.
-Моя она и только моя, нет у неё родных, я только есть! - злобно прошипел тёмный дух.
Блеклая тень Рады вся сжалась и понурила плечи.
-Коли не знаешь ты? Что твоё к тебе вернётся! Отчего ж не отпустить? - хитро улыбнулась Зоряна.
-Потому что моя! - злобно рычал с искаженной гримасой на лице тот, кто некогда был красивым молодым мужчиной.
Нельзя было духам в эту ночь от Зоряны ничего скрыть, смотрела она своими ведовскими глазами в самое нутро, видно ей было всё прошлое, всю суть человеческую.
-Ох, Завид... - тихо вздохнула Зоряна. - Знаю я, что ты всегда только самого лучшего желал, вот и Раду, пожелал - самую красивую, нежную и ладную во всей околице. А она ,"дурёха", деревенская баба, боялась тебя как огня, видела сколько злобы в тебе таится. Ни богатства ей твоего, ни любви не надо было, боялась она тебя и не зря. И батюшка ейный, охранял её от тебя как от чумы и в жизни бы её за тебя не отдал. Тогда-то ты и указал прислужникам своим батюшку её отравить, а ей сказал - коли пойдёт с тобой, отца её вылечишь, а коли нет, так отправится он на тот свет. Ну вот и пошла она с тобой. Да разве от злого умысла сыскать добра? Как бы она тебя полюбила? Рыдала днями и ночами, в объятьях твоих холодным камнем застывала, сбежать пыталась. Не смогла, поймал ты её, когда через чащу она бежала, да так осерчал, как зверь дикий, которого ловчие в силки поймали, и сбросил Раду с обрыва на дно урочища, на том её история и закончилась.
Тень женщины после этих слов тихонько заскулила, а лицо мужчины стало лишь темнее да мрачнее.
Зоряна помолчала и продолжила молвить всё пристальнее вглядываясь в тёмный лик: "Ничто в жизни не доставалось тебе просто так, всё силой брал, и с каждым годом становился всё черствее да жестче, и такие же подле тебя люди собирались. Богатство снискал, а вот преданности и уважения нет, только страх да зависть, и любви так за всю жизни и не узнал ни от кого. Раду когда сгубил стал ещё злее и неистовее, и прислужники твои уже спасу не знали, решили, что пора тебя уже на тот свет отправлять. Да и отправили, в той же чащобе по которой Рада бежала, только не разбойники на тебя тогда напали, брат твой и друзья твои верные душегубов подговорили, да золотом твоим же за твою смерть и одарили щедро."
Завид протяжно и тяжело вздохнул, лицо его задрожало, глаза запылали ещё боле.
-Отпускай её! - Зоряна посмотрела на разгневанного духа, насмешливо вскинув подбородок. - Всю силу уж вытянул с неё, брать боле нечего, пусть ступает! А ты со мной пойдёшь! Вижу как соскучился ты по жизни и по теплу, по запахам и звукам! Сам в мир живых не пройдёшь, а со мной попадешь! - улыбнулась чаровница.
-Что затеяла, ты хитрая душа?! - пророкотал Завид, всё ещё вцепившись в угасающую Раду. - Не пройти мне туда! Не знать мне жизни больше, ни радости, ни тепла, в ней только ещё огонёк и теплиться, а везде тут холод, сырость, гниль да тьма.
-Ну то для таких как ты - гниль да тьма, есть там и другие места! - лукаво хмыкнула чаровница. - Пойдёшь со мной покажу как найти. И по что тебе эта свечка потухшая, когда я зову тебя и пылаю как костёр поднебесный?!
Огоньки, парившие вокруг Зоряны и правда были полны тепла, в них была сама жизнь, и она вся была тёплой живой, искрящейся, такой какими и должны быть люди, захотелось Завиду сцапать Зоряну и чтобы огоньки эти вечно парили вокруг него.
А Зоряна знала, что духов хороводить тяжко и опасно, хоть и не всегда они знают, где правда, а где вымысел, и в мире живых они слабее, но всё равно могут живых сгубить. Однако же так было жаль ей бедную Раду, которая вот-вот погаснет рядом с этим темником, что вознамерилась она всеми силами сделать так, чтоб Завид сам Раду отпустил.
Подошла она ещё ближе к духам, чтобы некуда им уже было деться от её тепла, от звука биения её сердца.
И разжалась рука Завида, выпорхнула из его рук Рада как птичка и застыла подле чаровницы.
-Ступай, Рада, - нежно молвила Зоряна, - проведай отца, он давно тебя ждёт.
И бледный дух устремился в мир живых вслед за огоньками навстречу к своим родным.
-А ты ступай за мной, - поманила Зоряна духа. - Иди за огнями, которые для тебя зажгу, смотри на них и на меня, и всё увидишь, как отыскать свой покой.
Никто его ещё ни звал за собой, никто не пытался в черноте его души, отыскать хоть что-то светлое и хорошее, и Завид ступил в мир живых вслед за чаровницей. Стал он смотреть в её глаза и на огоньки, и стал видеть своё прошлое, стало ему так горько от всех своих злых поступков, что слёзы потекли по темному лицу.
Чем дольше он смотрел на свою жизнь тем, ярче горели огни и призрачнее становился облик Зоряны.
А она кружила в танце, подол её платья был таким лёгким, что слался в воздухе волнами, легкая ткань застилала взор духа и не ясно было, что он видит - платье Зоряны или кружащийся ночной небосвод.
Огней же загоралось всё больше, и видел Завид уже не прошлое, а то какой могла бы быть его жизнь, проживи он её с добром и милосердием в сердце.
Он видел отца и мать, обнимающих его, видел брата с которым всегда был дружен, видел красавицу-жену и детей, которых никогда у него не было. Видел бескрайние моря, поля, леса, дивных животных и прекрасных птиц, диковинные яства, ощущал нежнейшие ароматы - всё, что не замечал при жизни.
А чаровница всё не останавливалась и продолжала кружить в своём танце.
Долго кружила Зоряна, до самого утра, показывая Завиду всю прелесть жизни и доброго сердца. Видел он то, что стало смывать всё старое зло с его души, да так, что не чувствовал он больше ни холода, ни одиночества, понял, что может быть свободен и найти в мире духов то, место где может обрести покой.
Он видел как остальные духи возвращались от своих родных, увидел и Раду, которая теперь не была бледной тенью, а светилась теплым светом, но ему больше не нужно было держаться за неё мертвой хваткой и он её отпустил.
Наконец, когда все проследовали через врата обратно, Зоряна облачилась в меха, сокрыв подол своего волшебного платья и посмотрела на Завида, давая понять что ему пора возвращаться.
-Спасибо тебе, чаровница! - тихо вымолвил дух Завида.
-Ищи свой путь, Завид и храни сердце от зла, - улыбнулась девушка.
И дух исчез во тьме.
Наступал рассвет. Старые ветви вновь надёжно укрыли проход. Ночь духов завершилась. Зоряна уставшая, но счастливая, сняла своё волшебный венок, окинула ещё раз взглядом дивное место и с чистым сердцем направилась домой, она знала, что вновь вернётся сюда через год и снова будет танцевать свой танец для духов.
__________________________________________________________________________________________
Мы так привыкли к Хэллоуину, но в славянской традиции в эту ночь отмечали Велесову ночь - ночь встречи с духами предков. Для интересующихся в сети есть материалы на эту тему, впечатлившись информацией, мне захотелось создать тематическую фотосессию. Прекрасная Вика как никто другой справилась с этой задачей, а накануне этой мистической ночи и по мотивам фотосессии у меня родилась такая сказка.
Я поделилась фотографиями с девочками и прекрасный режиссёр Татьяна, автор канала My dolls, my world, создала мистическую анимацию с Зоряной в главной роли😊 Видео дополнит эффект от истории, поэтому обязательно посмотрите😘
Спасибо за Ваше внимание!