Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Бриллианты для диктатуры пролетариата" (СССР, 1976), "Граница на замке" (СССР, 1938) и "Поединок" (СССР, 1945): "за" и "против"

Граница на замке. СССР, 1938. Режиссер Василий Журавлев. Сценаристы Михаил Долгополов, Илья Бачелис. Актеры: Константин Нассонов, Семён Свашенко, Галина Могилевская, Константин Градополов, Виктор Аркасов и др. 19 млн. зрителей за первый год демонстрации. Режиссер Василий Журавлев (1904–1987) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, шесть из них («Космический рейс», «Граница на замке», «Пятнадцатилетний капитан», «Черный бизнес», «Морской характер» и «Человек в штатском») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент. Фильм «Граница на замке» внес свой вклад в знаменитую «шпионскую серию» советских кинолент 1930–х. Никакими художественными достоинствами эта лента, на мой взгляд, не отличалась, но благодаря популярной погранично–шпионской тематике она до сих пор привлекает зрителей: «Посмотрела с огромным удовольствием. И фильм поставлен хорошо, и актеры прекрасные» (М. Новикова). «Идеологическое правильное кино. Советские пограничники зорко охраняют границу, чтобы не один враг н

Граница на замке. СССР, 1938. Режиссер Василий Журавлев. Сценаристы Михаил Долгополов, Илья Бачелис. Актеры: Константин Нассонов, Семён Свашенко, Галина Могилевская, Константин Градополов, Виктор Аркасов и др. 19 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Василий Журавлев (1904–1987) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, шесть из них («Космический рейс», «Граница на замке», «Пятнадцатилетний капитан», «Черный бизнес», «Морской характер» и «Человек в штатском») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Фильм «Граница на замке» внес свой вклад в знаменитую «шпионскую серию» советских кинолент 1930–х.

Никакими художественными достоинствами эта лента, на мой взгляд, не отличалась, но благодаря популярной погранично–шпионской тематике она до сих пор привлекает зрителей:

«Посмотрела с огромным удовольствием. И фильм поставлен хорошо, и актеры прекрасные» (М. Новикова).

«Идеологическое правильное кино. Советские пограничники зорко охраняют границу, чтобы не один враг не прошмыгнул. Даже женщины колхозницы помогают задержать нарушителя» (Альбертыч).

«Фильм вполне себе добротный – детский, приключенческий... Удивила доярка с приграничного колхоза, что со словами "Работа не волк, в лес не убежит!", изящно "заламывает" диверсанта борцовским приёмом и удерживает его "в партере" до прихода пограничников... Хорош также проводник из местных с "ключевой" просьбой к диверсанту: "Денег не надо! Дайте докурить ваш импортный бычок!"» (Л. Деркач).

Киновед Александр Федоров

-2

Бриллианты для диктатуры пролетариата. СССР, 1976. Режиссер Григорий Кроманов. Сценарист Юлиан Семёнов (по собственному одноименному роману). Актеры: Владимир Ивашов, Александр Кайдановский, Екатерина Васильева, Маргарита Терехова, Татьяна Самойлова, Эдита Пьеха, Николай Волков, Александр Пороховщиков, Армен Джигарханян, Лев Дуров, Владимир Осенев, Альгимантас Масюлис и др. 18,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Григорий Кроманов (1926–1984) поставил всего шесть фильмов, три из которых («Последняя реликвия» и «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Отель «У погибшего альпиниста») вошли в тысячу наиболее кассовых советских кинолент.

Разумеется, главной экранизацией произведений Юлиана Семенова (1931–1993) был и остается сериал «Семнадцать мгновений весны», но и у «Бриллиантов для диктатуры пролетариата» есть свои поклонники…

«Раскрученное» имя Юлиана Семенова, чекисты, валютное подполье, острая интрига… Все это, конечно, привлекало в кинотеатры советских зрителей 1970–х. Но не будем забывать суперзвездный состав «Бриллиантов для диктатуры пролетариата»: Владимир Ивашов, Александр Кайдановский, Маргарита Терехова, Александр Пороховщиков и др. Каждый из этих актеров был яркой личностью. И их присутствие, бесспорно, скрашивало идеологическую составляющую детектива Григория Кроманова…

Хотя сегодня некоторым зрителям этот фильм кажется нудным и затянутым: «Как же можно было сделать такое скучное зрелище на детективной основе с участием звезд, выдающихся и просто хороших советских актеров? Режиссура крайне слаба. Музыка банальна. Кино распадается на эпизоды, интересные лишь громкими именами актеров» (Вэйвер).

Киновед Александр Федоров

-3

Поединок. СССР, 1945. Режиссер Владимир Легошин. Сценаристы Пётр Тур, Леонид Тур, Лев Шейнин. Актеры: Андрей Тутышкин, Сергей Лукьянов, Надир Малишевский, Алексей Грибов, Владимир Белокуров, Осип Абдулов, Нина Алисова и др. 18,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Жизнь режиссера Владимира Легошина (1904–1954) оказалась довольно короткой, он сумел поставить всего пять полнометражных фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских лент вошли только два («Поединок» и «У них есть Родина»).

Киновед Денис Вирен считает, что в «Поединке», рассказывающим детективную историю о нацистских шпионах, пытающихся завладеть секретами нового советского оружия, «стремительное развитие фабулы, адекватный ей динамичный монтаж производят впечатление, однако вместе с тем бросаются в глаза несомненный схематизм, грубоватый юмор, стандартность картины. Интерес представляет, пожалуй, только операторская работа С. Урусевского: резкие ракурсы, использование контрастного освещения, съемки в тумане – всё это, несомненно, украшает фильм Легошина» (Вирен, 2010: 264).

Мнения сегодняшних зрителей о «Поединке» полярны:

«Интересный приключенческий фильм. Артисты гениальные, великие. Поставлен правдиво. И немцы умные, и наши разведчики. Только наши их разведчиков переиграли» (Альфия).

«Поединок» – фильм своего времени, для 1945 года очень хороший, увлекательный» (Зритель).

«Уникальный по–своему фильм. Видно, что снимался на полном серьёзе, но при просмотре надрываешь животики, как будто смотришь "Один из нас", или какую другую пародию. … На мой личный взгляд, "Поединок" – просто низкопробная халтура» (М. Кириллов).

Киновед Александр Федоров