Доплаты, в некоторых случаях весьма значительные, в миллионы рублей, приходят владельцам привезенных из Казахстана автомобилей, за которые уже были уплачены все сборы. Случаи не единичные, некоторые дошли до суда, который принял сторону таможни. Законны ли доплаты?
Обновлено в 20:16
Таможня просит доплатить: покупатели автомобилей, ввезенных в Россию из Казахстана, столкнулись с неожиданной проблемой. Спустя много месяцев владения машиной водители получают письмо от ФТС. Ведомство сообщает о доначислении утильсбора на миллионы рублей. И это притом, что изначально все платежи, и утильсбор в том числе, были уплачены. Как такое возможно?
Сразу несколько пострадавших водителей рассказали редакции Бизнес ФМ о неожиданной проблеме. Истории схожие — все собеседники покупали автомобили разных марок — Skoda, Kia, Hyundai, Shevrolet — в Казахстане. Сами и через импортеров, под заказ, в салонах и так далее. В Казахстане эти машины были произведены на местных заводах и привезены в Россию. Был уплачен коммерческий утильсбор, оформлены документы по всем правилам. Машины были поставлены на учет, люди уже ездили на них месяцами. И тут приходит письмо счастья, говорит водитель Андрей:
«Автомобиль у меня в Chevrolet Tahoe с утилизационным сбором 1 млн 200 тысяч. Он вышел порядка 10,5 млн рублей. Я его приобрел в апреле 2024 года, 15 октября получил письмо о необходимости доплаты утилизационного сбора — 3,5 млн рублей. Таможенная служба объясняет это тем, что на автомобиль имеется импортная таможенная декларация, что он собран из фактически иностранных запасных частей на территории свободного склада в Республике Казахстан, на заводе, который находится в свободной экономической зоне, как я понимаю. Все автомобили собираются в Казахстане на двух заводах, находящихся в этой экономической зоне. Соответственно, они все имеют эти импортные декларации, и все казахские машины, которые там произведены, по ним будет произведено доначисление».
Таких как Андрей оказались еще сотни, если не тысячи человек. Инициативные водители создали сообщества в соцсетях, собирают документы о том, что изначально начисленный на момент покупки утильсбор они добросовестно выплатили. Как говорит другой водитель, Алексей, отсечкой служит дата 1 апреля, когда правительство ввело ряд мер, которые сделали невыгодным импорт автомобилей через страны ЕАЭС. А Казахстан — как раз такая страна. С той даты таможенная служба стала взыскивать разницу в платежах с уже зарегистрированных в России машин. Алексей не против заплатить — но не понимает, как так получилось, что уже после 1 апреля, казалось бы, по новым правилам, начислили один утильсбор, а спустя много месяцев — резко пересчитали:
— Было два автомобиля Hyundai Tucson. В первых числах апреля было коммерческое списание по цене 300 тысяч 600 рублей. Спустя полтора года нам пришли вот такие уведомления с доплатами в 750 тысяч рублей и с пенями по 250 тысяч рублей. То есть, получается, больше миллиона нужно заплатить.
— Как таможенная служба свою позицию объяснила?
— Якобы сотрудники таможни, которые нам списывали вот этот коммерческий утиль в размере 300 тысяч 600 рублей, не были уведомлены, что еще будет доплата. И они сказали уже: «Нам начальство дало по шапке за то, что мы вам списали неправильно утиль». Начисление по формуле должно было быть с 1 апреля — вот этот закон вступил в силу. А нам списали после 1 апреля уже.
Бизнес ФМ обратилась в ФТС, которая дала следующие разъяснения:
«Подходы к организации проверочных мероприятий не изменялись. Таможенные органы на плановой основе осуществляют проверку полноты уплаты утилизационного сбора, в том числе в отношении транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств — членов ЕАЭС. Уплата утилизационного сбора предусмотрена Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор подлежит уплате за каждое ввозимое или произведенное транспортное средство. Правила его уплаты, взимания и взыскания утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291. Расчет утилизационного сбора производится плательщиком самостоятельно. В последнее время количество выявленных нарушений в ходе проверок увеличилось. Наиболее распространенной причиной доначислений утилизационного сбора за транспортные средства, ввезенные из государств — членов ЕАЭС, является нарушение порядка применения формулы его расчета. С 1 апреля 2024 года в отдельных случаях утилизационный сбор подлежит исчислению по формуле: УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка, где: УСед — стандартный утилизационный сбор, подлежащий уплате; Ктп, Кндс, Ка — корректировочные коэффициенты, рассчитанные как разница между суммой таможенных пошлин, налогов, которые фактически уплачены по декларации на товары в странах ЕАЭС, и суммой пошлин, налогов, которые были бы уплачены по декларации на товары в Российской Федерации. Формула применяется исключительно в отношении транспортных средств, декларирование которых производилось на территории государств — членов ЕАЭС с использованием декларации на товары. В том числе если в целях присвоения статуса товара Союза на произведенные на территории государств — членов ЕАЭС транспортные средства была подана декларация на товары. В ФТС России размещены информационные материалы на официальном сайте, которые позволяют лицам, планирующим приобретение транспортного средства, заблаговременно ознакомиться с порядком расчета и уплаты утилизационного сбора во всех случаях, встречающихся на практике».
Юристы говорят, что таможня действует законно, у нее есть три года на возможные доначисления. Вероятно, ФТС взыскивает с импортеров и владельцев машин разницу в платежах, которые не были удержаны в Казахстане. Неясно, почему надо было ждать столько времени, говорит автор проекта «Лиса рулит» Елена Лисовская:
Елена Лисовская автор проекта «Лиса рулит»
«Сейчас не очень понятна позиция таможни, потому что в моменте, когда люди покупали эти машины, они платили абсолютно все платежи, которые нужно было уплатить по закону для того, чтобы получить ЭПТС и в дальнейшем поставиться на учет. Если, по мнению нашей таможенной службы, на тот момент машины из ЕАЭС нужно было дотомаживать, так это нужно было делать на момент покупки автомобилей. Человек годы ездит на машине, и только после этого оказывается, что нужно делать какие-то доначисления. Это по меньшей мере странная ситуация. Людям доначисляют огромные суммы, которые превышают их утилизационный сбор, которые они тогда, кстати, уплатили, повторюсь, коммерческий. Не льготный. Здесь, на мой взгляд, таможенная служба должна пересмотреть свою позицию. Получается, законность начинает иметь обратную силу».
По словам пострадавших водителей, пока до суда дошли два случая, и оба раза он встал на сторону таможни. Более того, как уверяют водители, начисления утильсбора по старой формуле продолжаются и сейчас. То есть через год, два или три письмо счастья может прийти и к водителям, купившим машины на вторичном рынке. И по тем автомобилям, которые прямо сейчас оформляются на границе или стоят в салонах, продаются через агрегаторы и другие площадки. И ведь не знаешь, когда именно такое доначисление случится, — а пени пока что капают.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»