Это перевод статьи!
Источник: https://www.motorsportmagazine.com/
Мэтт Бишоп
29 октября 2024 года
Всего шесть мексиканских гонщиков когда-либо выступали в Формуле-1, но каждый из них оставил свой след в чемпионате мира. Мэтт Бишоп оглядывается на их карьеру
Более молодые читатели, возможно, сочтут Гран-при Мексики чем-то новым, поскольку до его возобновления в 2015 году он не был частью чемпионата мира Формулы-1 на протяжении целого поколения. Но прошедшая в воскресенье гонка, безупречно выигранная Карлосом Сайнсом для «Феррари», стала 24-м Гран-при Мексики Формулы-1, и, за исключением пяти (1988-1992 гг..), которые прошли в начале лета, все они состоялись в это время года.
В Формуле-1 было шесть мексиканских гонщиков, и ни один из них не выиграл свою домашнюю гонку Формулы-1. В 1963 году двое местных парней приняли участие в первом Гран-при Мексики Формулы-1: Педро Родригес и Моисес Солана, и их гоночные карьеры были очень разными. Чуть позже объясню, почему так произошло, но прежде я должен рассказать вам о Гран-при Мексики 1962 года, который не входил в чемпионат Формулы-1, и который в основном поддерживали британские команды, стремившиеся познакомиться с новой высокогорной трассой, которая должна была стать частью чемпионата мира Формулы-1 в следующем сезоне.
Таким образом, было заявлено не менее 13 «Лотосов», а также три «Купера», «Брэбэм», «Лола», ох, и три «Порше». Одним из «Лотосов», которым управлял великий частник Роб Уокер, на чьих автомобилях Стерлинг Мосс уже одержал восемь побед в гран-при Формулы-1 в период с 1958 по 1961 год, должен был вести Рикардо Родригес, младший брат Педро, которому было всего 20 лет. Талантливый и не по годам развитый, годом ранее, в 1961 году, в Монце Родригес-младший стал самым молодым гонщиком, выступавшим за «Феррари» - рекорд, который Оливер Берман наконец побил в Джидде семь месяцев назад.
Если выступление Бермана на Гран-при Саудовской Аравии 2024 года было впечатляющим — он квалифицировался 11-м и финишировал седьмым, - то выступление Родригеса-младшего на Гран-при Италии 1961 года было великолепным. Он стартовал вторым — на 0,1 секунды отстав от поула Вольфганга фон Трипса на ведущей «Феррари» и на 0,4, 0,8 и 2,5 секунды опередив «Феррари» Ричи Гинтера, Фила Хилла и Джанкарло Багетти соответственно. Родригес-младший сошел на 14-м круге из-за разрыва топливопровода, и в обычный день сверкающая форма новобранца «Феррари» стала бы сенсацией. Но дело было не в этом: за 12 кругов до его схода, на втором круге, «Феррари» фон Трипса вылетела с трассы на подходе к «Параболике», убив не только своего пилота, но и 15 зрителей.
В 1962 году Родригес-младший пять раз участвовал в гонках Формулы-1 - четырех гран-при Формулы-1, входивших в зачёт чемпионата мира, в Зандворте, Спа, на «Нюрбургринге» и Монце, и одной гонке Формулы-1, не связанной с чемпионатом, в По. Он был вторым в По, четвертым в Спа и шестым на «Ринге». Финишировав четвертым в Спа, он стал самым молодым гонщиком, набравшим очки в чемпионате мира Формулы-1 - рекорд, который был наконец побит Дженсоном Баттоном на «Интерлагосе» 38 лет спустя. Он также выиграл гонку «Тарга-Флорио» 1962 года, разделив свою «Феррари» с Оливье Жендебьеном и Вилли Мерессом.
Это было всё, что Энцо Феррари запланировал для своей новой звезды на 1962 год, но у него были большие планы на 63-й и последующий период, что вполне объяснимо, поскольку о нём уже говорили как о будущем чемпионе мира Формулы-1. Но, что неудивительно, ему захотелось поучаствовать в Гран-при Мексики 1962 года, не входившей в чемпионат Формулы-1, первой гонке Ф-1 на его родине, а «Феррари» решила в ней не участвовать. Вот так и получилось, что он решил поехать на «Лотос-24» Роба Уокера, забрался в синюю машину, похожую на сильфиду, подозвал к себе отца, поцеловал старику руку, погладил своего младшего брата по голове и выехал на трассу на первую тренировку. Когда он тормозил перед «Перальтада», проходя быстрый правый 180-градусный поворот перед прямой старт-финиш, задняя подвеска «Лотоса» развалилась, он врезался в барьер и погиб. Ему было 20 лет.
Его старший брат, Педро Родригес, дебютировал в гран-при Формулы-1 в следующем, 1963 году, также на «Лотосе». Карьера Педро в Формуле-1 началась медленнее, чем у бедняги Рикардо, и Родригес-старший участвовал в гонках на «Лотосах» и «Феррари» всего в девяти гран-при Формулы-1 за четыре трудных года - 1963, 1964, 1965 и 1966, - прежде чем в 1967 году он, наконец, получил право выступать за «Купер» в Формуле-1, одержав первую победу в Кьялами.
Затем он перешел в «БРМ», завоевав еще шесть подиумов на гран-при Формулы-1, один из которых (Спа-1970) был блестящей победой, но его навсегда запомнят, как полубога спортивных автомобилей, поскольку почти никто никогда не выступал в гонках на этих невероятно мощных монстрах начала 1970-х лучше, чем он, и на мокрой трассе он был бесподобен. Если вы видели, как он обгонял всех на «Галф-Порше-917» на «Брэндс-Хэтче» во время затяжного апрельского ливня 1970 года, вы никогда этого не забудете, потому что он обогнал всех пять раз. К сожалению, меня там не было. Резервный гонщик команды «Галф» Дэвид Хоббс наблюдал за происходящим из боксов, а после просто сказал: «Это было лучшее выступление, которое я когда-либо видел». В результате этого эпического вождения и почти таких же отличных выступлений, когда я думаю о «Порше-917», я вспоминаю Педро Родригеса. В 1970 и 1971 годах он одержал на этом великолепном спортивном прототипе победы в Дейтоне (дважды), Монце (дважды), на «Брэндс-Хэтче», «Уоткинс-Глене», Спа и «Остеррихринге»: грандиозные победы, на грандиозных трассах и на грандиозной машине.
В июле 1971 года на небольшом «Норисринге» он сидел за рулем другого грозного спортивного прототипа, «Феррари-512M», когда на 12-м круге правая передняя шина оторвалась от обода колеса, в результате чего машина врезалась в стену. Затем её охватил огонь. Родригес был жив, когда его вытащили, но вскоре скончался. Ему был 31 год.
Как я уже сказал, в гонках Ф-1 участвовали шесть мексиканских пилотов, и, помимо братьев Родригес, я уже упоминал третьего из этой четверки: Моисеса Солану. Чемпион «джай-алай», он вложил в свою карьеру в автоспорте деньги, которые выиграл, играя в эту игру с мячом, популярную в Латинской Америке, но малоизвестную в англосаксонском мире, добившись больших успехов в мексиканских шоссейных гонках. Он участвовал в восьми гран-при Формулы-1 - шести на родине и двух в Соединенных Штатах, - но в пяти из них сошел с дистанции, а в остальных трёх не смог побеспокоить лидеров. На Гран-при Мексики 1966 года он купил себе пятую машину «Купер-Мазерати», и команда прислала дополнительного механика присмотреть за ним. Этот 19-летний новичок никогда раньше не выезжал за пределы Великобритании, но влюбился в Формулу-1, как только приехал в Мехико, и тут же поклялся посвятить трудовую жизнь своей новой страсти. Его звали Рон Деннис.
Таким образом, ирония судьбы заключается в том, что в июле 1969 года, во время подъема на холм Валье-де-Браво-Босенчевер в Мексике, Солана слишком сильно разогнался на своем «МакЛарене M6B». Тот ударился о бетонный столб, перевернулся и загорелся. Поскольку теперь он наодился вверх колёсами, у его гонщика не было возможности спастись, и он погиб в пламени, которое продолжало бушевать целый час, прежде чем его удалось потушить, став одним из немногих, кто погиб в автомобиле, сделанном «МакЛарен», компанией, в которой позже работал механик бедняги Соланы, ставший со временем в одну из величайших сил в истории нашего спорта.
Эктор Ребаке один из первых рента-драйверов Формулы-1 в том смысле, в каком этот термин используется сейчас, — другими словами, новичок, который не смог бы достичь высшего уровня автоспорта, не заплатив за эту привилегию, — участвовал в шести гран-при Формулы-1 в 1977 году, но не прошел квалификацию в пяти из них и не смог закончить те, на которые он все-таки квалифицировалчя. Затем он создал свою собственную команду «Ребаке» и в 1978 и 1979 годах выступал с бывшими сотрудниками «Лотоса» в Формуле-1.
И снова его результаты были в основном смесью не пройденных квалификаций и сходов, но в 1978 году в Хоккенхайме он финишировал шестым, заработав таким образом очко в чемпионате мира Формулы-1. Босс «Брэбэма» Берни Экклстон, который всегда искал способ подзаработать или сократить свои расходы, или и то, и другое сразу, подловил его и вручил ключи от великолепного «BT49» Гордона Марри 1980 и 1981 годов. Он набирал очки, но не поднимался на подиумы, в то время как его напарник по команде Нельсон Пике выиграл гран-при Формулы-1 в оба года и чемпионат мира среди пилотов Ф-1 в 1981 году.
На случай, если кто-то подумает, что я слишком строг к Ребаке, должен пояснить, что в следующем, 1982 году, он участвовал в гонках «КАРТ» за Форсайт и победил на «Роуд-Америка», одной из величайших трасс в мире: заслуга в том, что случилось.
После последнего выступления Ребаке в Формуле-1 в 1981 году ни один мексиканский гонщик не поднимался на высшую ступень международного автоспорта одноместных машин, пока в 2011 году не появился Серхио «Чеко» Перес, а в 2013-м к нему не присоединился Эстебан Гутьеррес. Будучи подростком, Гутьеррес блистал в «Формуле-БМВ» по обе стороны Атлантики, выиграв четыре гонки в 2007 году и еще семь в 2008-м, затем он сделал то же самое в «GP3», выиграв пять раз и став чемпионом в 2010 году. Он снова становился победителем гонок в «GP2» в 2011 и 2012 годах, и именно тогда он получил поддержку «Феррари». В результате он провел два сезона в Формуле-1 за «Заубер-Феррари» (2013-2014 гг..) и один за «Хаас-Феррари» (2016). Он финишировал во многих гонках, но набрал очки только однажды, заняв седьмое место на «Судзуке» в 2013 году.
На этом его карьера в Формуле-1 закончилась, и он попробовал свои силы в ряде других серий, но всегда ориентировался на бизнес. Сейчас он живет в Лондоне, ему всего 33 года, и я уверен, что в какой-то момент мы услышим о нём больше, поскольку он, несомненно, участвует за пределами кокпита в предприятии, связанном с гонками, которое принесет ему неплохие деньги.
И остаётся Перес, который в воскресенье финишировал 17-м на своем домашнем гран-при Формулы-1 и, несмотря на то, что он поднимался на подиум Формулы-1 39 раз, шесть из них на его центр, в карьере у него были неоднозначные результаты. Я работал с ним в «МакЛарене» в 2013 году, когда он был явно талантлив и дружелюбен, но в то же время недисциплинирован, и после этого он семь сезонов выступал за команду, которая называлась «Форс-Индия» (2014-2018 гг..), затем за «Рэйсинг-Поинт» (2018-2020 гг..), за это время он научился регулярно набирать очки и время от времени подниматься на подиумы, стал выдающимся специалистом в искусстве улучшения сцепления с дорогой на изношенных шинах, в то время как другие боролись с этим.
Но в «Ред Булле» на протяжении последних четырех сезонов его напарником по команде был Макс Верстаппен, один из самых быстрых, самых амбициозных и самых неукротимо решительных пилотов, которых когда-либо видел мир — в любой категории, в любую эпоху, — и в результате репутация Переса пошатнулась. Действительно, как бы мне ни было грустно писать эти слова, я думаю, стало ясно, что жизнь и работа в тени Макса привели к тому, что «Чеко» потерял свою привлекательность. Думаю, так и должно было случиться.