"Получила наследство, и тут же нагрянули просители…" – крик души, полный отчаяния, прозвучал в сети. И, признаюсь, меня это зацепило.
Представьте себе Полину.
Ей около сорока, учительница, временно застрявшая дома с двумя сорванцами. Муж трудится не покладая рук, но семейный бюджет трещит по швам. Живут скромно, и каждая значимая покупка – это целая эпопея с долгими планированиями и вздохами.
И вдруг, словно гром среди ясного неба, – наследство от любимой бабушки. Кругленькая сумма – миллион рублей!
"Для нашей семьи это просто манна небесная, – делилась Полина на форуме. – Мы бы наконец-то смогли воплотить мечту о ремонте в детской, свозить детей к морю… Бабушка заменила мне мать, я ей бесконечно благодарна, и я счастлива, что она распорядилась своими сбережениями именно так, как хотела".
Полина уже строила планы, как они с мужем смогут немного расслабиться, позволить себе то, о чем раньше и не мечтали. Но радость, увы, оказалась мимолетной.
Вскоре раздался звонок от мамы Полины, Киры Анатольевны. В голосе звучал металл, не терпящий возражений, хотя и замаскированный под лицемерное "доченька".
"Полиночка, тут такое дело… Мне срочно нужны деньги на погашение ипотеки. Ты же получила наследство от бабушки? Вот и отдай его мне. Тебе-то эти деньги сейчас не так важны, как мне. Я же пекусь о крыше над головой!"
Полина, по ее собственным словам, от такой наглости просто потеряла дар речи.
"Мама, но это же мои деньги! – робко попыталась она возразить. – Бабушка оставила их мне. И у нас с мужем на них свои планы. У нас двое детей, ты же знаешь…"
"А я твоя мать! – отрезала Кира Анатольевна. – И у меня проблемы. А ты обязана мне помогать. Так что не будем спорить. Это же была и моя мама тоже. Я тоже имею право на эти деньги. Я, конечно, верну тебе долг. Когда-нибудь…"
Вся соль в том, что Кира Анатольевна, несмотря на стабильную и высокооплачиваемую должность в крупной компании, никогда не умела жить по средствам. Эффектная женщина, привыкшая к вниманию и роскоши.
"Моя мать совершенно не умеет распоряжаться деньгами, – с горечью признается Полина. – Она запросто может спустить всю зарплату на новую дизайнерскую сумку или курс омоложения. А потом сидеть в долгах до следующей зарплаты. Сколько себя помню, у нее всегда были какие-то финансовые трудности, которые она решала за чужой счет. В основном за мой…"
Пару лет назад в жизни Киры Анатольевны появился Аркадий – мужчина на восемь лет моложе. И с его появлением финансовые аппетиты матери взлетели до небес. Аркадий нигде не работал, перебивался какими-то "проектами" и с удовольствием пользовался щедростью своей благоверной.
"Почему я и моя семья должны быть ее личным кошельком?" – задавала Полина риторический вопрос. – У нее есть высокооплачиваемая работа, есть молодой муж, который вполне мог бы и сам найти себе занятие. Пусть сами и расхлебывают свои проблемы.
Разница между желанием помочь близкому и необходимостью защитить интересы собственной семьи стала для Полины особенно очевидной после одного недавнего эпизода.
"В канун прошлого Нового года, – вспоминала она, – мать позвонила в панике и попросила срочно одолжить денег. Ее ненаглядному Аркадию, видите ли, необходимо было лететь в срочную и очень важную командировку. О которой он узнал, конечно же, совершенно неожиданно… И вместо того, чтобы наряжать елку с детьми и готовиться к празднику, мне пришлось в предновогодней суете бегать в поисках билетов. Стоит ли говорить, что деньги никто мне не вернул?"
И вот теперь – новое требование, еще более дерзкое и масштабное. Отдать миллион! Весь!
Измученная давлением матери и терзаемая сомнениями, Полина вынесла свою дилемму на суд интернет-сообщества.
"Девочки, рассудите! – молила она о помощи. – Как мне поступить? Отдать маме деньги, завещанные бабушкой, которые так необходимы моей семье? Или отказать, и тогда прослыть "неблагодарной дочерью" и навсегда испортить отношения с матерью?"
Мнения на форуме, как водится, разделились.
Сторонники идеи "Ни копейки!":
"Полина, ни в коем случае не отдавайте деньги! Это ваше наследство, ваша подушка безопасности. Ваша мать – взрослая женщина, у нее есть хорошая работа и альфонс под боком, пусть сами выпутываются из своих проблем. Она просто привыкла жить за ваш счет, пора прикрыть эту лавочку!"
Защитники "Святой матери":
"Как вам не стыдно! Это же ваша мать! Речь идет о квартире, о крыше над головой! А вы – "мои деньги", "мои планы"! Да как у вас язык поворачивается отказывать матери в такой ситуации?! Дети должны помогать родителям, это ваш святой долг!"
Приверженцы "Золотой середины":
"Может, стоит найти компромисс? Отдать не всю сумму, а, например, половину? И матери поможете, и себе что-то оставите. И волки сыты, и овцы целы".
Полина читала все эти комментарии, и ее сомнения лишь крепли. Но потом она написала еще одно сообщение, которое пролило свет на ее самый главный, потаенный страх.
"Девочки, спасибо всем за советы, – написала она. – Но дело не только в деньгах и не в моей "жадности". Да, это ипотека, недвижимость, и, конечно, я не хочу, чтобы мама потеряла свою квартиру. Но у меня есть очень серьезные опасения. Я процентов на восемьдесят уверена, что эта квартира, за которую она платит ипотеку, оформлена не на нее. А на ее молодого, гражданского мужа! А он, напомню, моложе ее на восемь лет и перебивается случайными заработками. Я несколько раз пыталась поговорить с ней об этом, спросить прямо, на кого оформлены документы. Но она впадает в ярость, кричит, что я лезу не в свое дело, что я не доверяю ее выбору, и отказывается обсуждать эту тему".
И тут пазл сложился. Полина боялась, что ее наследство, деньги ее любимой бабушки, уйдут на погашение ипотеки за квартиру, которая в итоге достанется не матери, а молодому и напористому альфонсу.
Вдохновленная советами с форума, призывающими ее быть твердой и защищать свои интересы, Полина приняла решение.
"Я поставила матери ультиматум, – написала она на форуме. – Я позвонила ей и сказала…"
"Мама, я готова тебе помочь. Я дам тебе часть бабушкиных денег на погашение ипотеки. Но при одном условии…"
А затем я задала лишь один вопрос:
"Ты покажешь мне документы на квартиру, чтобы я убедилась, что она оформлена на тебя, а не на твоего Аркадия?"
Знаете, какая последовала реакция? Она начала кричать, что я ей не доверяю, что я считаю ее глупой и унижаю ее и ее избранника. И, конечно же, отказалась предъявить какие-либо документы.
Что ж, это был ее ответ. И ее выбор. А я свой уже сделала. Раз она не может доказать, что квартира принадлежит ей, то и денег от меня она не получит. Ни копейки.
Что думаете? Правильно ли поступила героиня?
Подписывайтесь на канал, чтобы обсуждать новые статьи каждый день.