Найти в Дзене

Катерина Мурашова: "Не хочу учится" в начальной школе. Откуда взялось и что делать?"

На днях побывала на встрече с замечательным лектором, практикующим психологом, автором множества книг про детей и подростков - Екатериной Мурашовой. Встреча посвящалась такой актуальной теме, как нежелание учиться у современных детей, причём уже в начальной школе. Тема нова и актуальна: множество современных родителей жалуются на подобную проблему у своих младших школьников. Такого наплыва демотивированных младших школьников не было еще 8-10 лет назад. В этой статье я кратко изложу взгляд лектора на проблему, а также возможные способы борьбы с этим явлением. И сразу перейду к сути. Главная проблема, почему так происходит - детей слишком рано начинают развивать. Начиная с года, если не раньше родители озадачены их развитием: скупают учебные пособия(которые кстати существуют на самый ранний возраст - спрос то есть!), посещают различные развивающие занятия и т.д. Тут фантазия у родителей самая разнообразная. Главная причина подобного явления - нет сакральности, нет сладостного ожид
Оглавление

На днях побывала на встрече с замечательным лектором, практикующим психологом, автором множества книг про детей и подростков - Екатериной Мурашовой.

Встреча посвящалась такой актуальной теме, как нежелание учиться у современных детей, причём уже в начальной школе. Тема нова и актуальна: множество современных родителей жалуются на подобную проблему у своих младших школьников. Такого наплыва демотивированных младших школьников не было еще 8-10 лет назад.

В этой статье я кратко изложу взгляд лектора на проблему, а также возможные способы борьбы с этим явлением.

Возможные причины

И сразу перейду к сути. Главная проблема, почему так происходит - детей слишком рано начинают развивать. Начиная с года, если не раньше родители озадачены их развитием: скупают учебные пособия(которые кстати существуют на самый ранний возраст - спрос то есть!), посещают различные развивающие занятия и т.д. Тут фантазия у родителей самая разнообразная.

Главная причина подобного явления - нет сакральности, нет сладостного ожидания "я пойду в школу, я буду учеником". Родители начинают образовывать, всячески развивать своего ребенка задолго до того, как он идёт в школу. Речь идёт о раннем развитии, когда родители чуть ли не с пелёнок начинают учить читать, считать, ходят на развивающие занятия и т.д. Так, что их ребенок устает, и даже ненавидит учебу к началу школьной жизни.

Также не действуют для современных детей и мотивация "быть хорошим". Чаще всего он воспитывается в полной уверенности своей хорошести. Просто потому, что он есть. Так что незачем ему и стараться. Не за чем завоёвывать уважение у учителя.

Конечно же частая ошибка родителей в том, что они обсуждают учителей дома при ребенке, в негативном ключе в том числе. Этого нельзя делать категорически, как бы вас не "бомбило".

Что можно сделать

  • Старайтесь не брать школьных принадлежностей до школы(портфели и пеналы - должны быть желанными атрибутами для будущего первоклассника
  • Подготовка к школе важна, но не ранее 5-6 лет и скорее в формате адаптации к школьным правилам, школьному пространству, таймингу, взаимодействию с учителем, другими детьми, способность слышать инструкции и т.д.
  • Избегать таких утверждений, как:

Учеба-твоя работа. Это враньё, работа - это твой труд, признанный обществом за который ты получаешь денежное или иное материальное вознаграждение.

Учеба - твоя обязанность. Вместо этого, скажите ребенку, что учеба - его право. И ты можешь взять это право в том количестве, на которое способен/хочешь/хватит мозгов.

  • Ребенку вовсе не должно нравиться, ему не должно хотеться, интересно учиться все время учебы. Ребенок должен быть способен уловить то увлекательное для него, что будет важно и интересно.

Еще несколько советов от лектора:

  • Думать и говорить с ребенком о групповой динамике (в школу вы ходите учиться общаться, помимо самой учебы). Рассуждать и учить на тему, какие бывают групповые роли, какую роль ты хотел бы занять?
  • Помогать ребенку налаживать контакты с одноклассниками, учить дружить, звать в гости и т.д.
  • Передавать ребенку ответственность за то, что возможно (там, где он может справиться хоть чуть-чуть) - это формирует собственную полноценность.
  • Уделять внимание формальному общению ( научить здороваться, прощаться т.д. - наглядно ему все демонстрировать). Для многих детей это также является проблемой. Им сложно взаимодействовать с другими людьми даже на таком базовом уровне.

-2

И последнее, начальная школа - это база, основа. Порой непривлекательная, как фундамент старинного дома. Но она очень важна. Важно рассказать ребенку, что он должен уметь делать к окончанию начальной школы. У ребёнка должно быть чёткое представление о том, что именно ему необходимо усвоить, что будут спрашивать с него учителя, а также родители.