Найти в Дзене
Записки актёра

Онлайн убил театр: актёры играют в пустоту, зрители делают вид, что смотрят

Здравствуйте, дорогие друзья. Последние годы театр всё чаще выходит в онлайн. Кто-то смотрит премьеры на YouTube, кто-то слушает актёрские читки в Telegram, а кто-то и вовсе выбирает спектакли «в записи». Казалось бы, удобство налицо: не нужно искать билеты, ехать в центр, парковаться, наряжаться. Включил ноутбук — и вот тебе Вахтанговский, БДТ или МХАТ, не выходя из кухни. И всё же, если быть честным, между экраном и зрительным залом лежит целая пропасть. Когда-то поход в театр был событием. Это был не просто досуг, а ритуал. Билеты покупали заранее, обсуждали, кто идёт с кем, выбирали наряд, спорили, где лучше сидеть — на балконе или в партёрной тени. Вечер начинался ещё дома, с фразы: «Сегодня идём в театр». Уже после этой фразы в груди зарождалось приятное чувство ожидания чего-то грандиозного. И вот вы уже такси или метро, пара глотков мороза у входа, запах духов, шелест изящных платьев. А мы все с вами знаем, что в театре особый дресс-код (женщины меня поймут). Перед началом — л

Здравствуйте, дорогие друзья.

Последние годы театр всё чаще выходит в онлайн. Кто-то смотрит премьеры на YouTube, кто-то слушает актёрские читки в Telegram, а кто-то и вовсе выбирает спектакли «в записи».

Казалось бы, удобство налицо: не нужно искать билеты, ехать в центр, парковаться, наряжаться. Включил ноутбук — и вот тебе Вахтанговский, БДТ или МХАТ, не выходя из кухни.

И всё же, если быть честным, между экраном и зрительным залом лежит целая пропасть.

Когда-то поход в театр был событием. Это был не просто досуг, а ритуал. Билеты покупали заранее, обсуждали, кто идёт с кем, выбирали наряд, спорили, где лучше сидеть — на балконе или в партёрной тени.

Вечер начинался ещё дома, с фразы: «Сегодня идём в театр». Уже после этой фразы в груди зарождалось приятное чувство ожидания чего-то грандиозного.

И вот вы уже такси или метро, пара глотков мороза у входа, запах духов, шелест изящных платьев. А мы все с вами знаем, что в театре особый дресс-код (женщины меня поймут).

Перед началом — лёгкое волнение, будто сейчас откроется не занавес, а дверь в другую жизнь.

-2

Теперь всё иначе. Можно открыть спектакль в браузере, поставить на паузу, проверить почту, отойти за чаем.

Сцена перестала быть пространством события — она стала лишь способом, как культурно "убить время", пока вы ужинаете после работы или собираетесь по делам. Вместо чувства ожидания — привычка параллельно слушать и листать новости.

А ведь театр всегда строился на эффекте присутствия. Не на декорациях, не на знаменитых фамилиях, а на живом контакте. Актёр не существует без зрителя — и зритель без актёра тоже. Спектакль превратился в «контент». Можно убить вечер чем-то культурным, примерно как сериалом.

Но театр — это же не кино. Здесь нет дублей. Здесь всё на живую нитку. Ты произносишь реплику в зал — а там тишина. Но тишина бывает разная. Бывает мёртвая, когда зритель откровенно скучает, а бывает такая, что у всех в зале звенят нервы, и ты это чувствуешь кожей. Разве это передаст камера? Она просто зафиксирует молчащего актёра.

Да, я не спорю, есть и плюсы. Человек из Владивостока может посмотреть премьеру в Москве. Это замечательно. Но вместе с этой доступностью пришла всеядность и, простите, обесценивание. Когда у тебя под рукой все театры мира 24/7, пропадает магия уникальности. Это как шведский стол — всего много, а в итоге и не помнишь, что именно ел. И при этом стоит сказать, что цены на мероприятия такого формата значительно дешевле, нежели чем прийти и купить билет. За это тоже можно поставить плюс. Но разве сэкономленный рубль стоит всех тех непрожитых эмоций в зале?

-3

Раньше спектакль не заканчивался поклоном. Он продолжался в спорах по дороге домой, в обсуждениях на кухне. Спорили о героях, ругали режиссёра, восхищались актрисой. А что обсуждать сейчас? Качество интернет-соединения и то, не зависает ли картинка?

Главное, чего не стало, — это ощущения «здесь и сейчас». Если я оговорился на сцене или партнёр забыл слово — всё, это произошло. Это часть именно этого вечера, и в этом есть своя честность. В онлайне всё вычищено, прилизано, смонтировано. Стерильно.

Онлайн-спектакль может быть интересным и познавательным. Но он никогда не вызовет у вас мурашек. Потому что мурашки бегут не от красивой картинки. Они бегут от того, что ты сидишь рядом с другими живыми людьми, вы вместе затаили дыхание, и в этой общей тишине вдруг кто-то рядом тихонько всхлипывает.

Так что пусть будет онлайн. Как архив, как возможность для тех, кто далеко. Но заменять им живой театр — это всё равно что променять настоящее свидание на переписку в Сети. Вроде и общаетесь, а тепла нет, да и искренности тоже.

А вы как считаете — экран всё-таки убивает магию или я просто старый ворчун? Напишите, пожалуйста, в комментариях, мне очень интересно ваше мнение. Я всегда готов к дискуссии, главное с уважением друг к другу!

Удачи вам, ходите в НАСТОЯЩИЙ театр почаще и получайте незабываемые эмоции.
До встречи.