Свое знакомство со островом - градом мы начинаем ярким солнечным днем. На автобусе, по единственной автодороге, приближаемся к бывшей военной крепости времён Ивана Грозного.
На стоянке похоже яблоку некуда упасть...
Проходим через турникеты и поднимаемся по крутой лестнице наверх, к Богородице-Успенскому мужскому монастырю, архитектурный ансамбль которого включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интерес к монастырю огромен и в первую очередь из-за личности его настоятеля. Наш гид начинает свой рассказ с Никольской церкви, с самого древнего каменного храма всей Казанской земли, достроенного в 1556 году.
Пришел сюда святитель Герман, а жить негде.
Для справки: Богородице -Успенский монастырь был основан одновременно с учреждением Казанской епархии в 1555 году архимадритом Германом (Григорием Федоровичем Садыревым-Полевым, род. в 1505 в славном городе Старица), потомком смоленских князей, пострижеником Иосифо - Волоцкого монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. После смерти святителя Гурия в 1564 году архимадрит Герман стал вторым архиепископом Казанским и Свияжским.
Должен был стать митрополитом всея Руси.
В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву. Государь предложил ему Московскую Митрополичью кафедру. Однако, в силу каких- то обстоятельств, святитель Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что вначале был удален, а вскоре – 6 ноября 1567 года убит по одним сведениям, а по другим скончался во время чумы. Существует три даты его смерти.
- Мощи были освидетельствованы позже и тогда же выяснилось, что голова отделена от тела.
Привезли мощи в Свияжский монастырь Казанской Епархии в 1591 году из Москвы, где они находились какое-то время в церкви* Николы Мокрого, что в Зарядье. Когда прибыли, то встречал их митрополит Казанский Ермоген (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) и поставлены были в Успенском Соборе у правой стены при входе в алтарь.
Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после освидетельства его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом.
А в 1924 году представители новой власти решили устроить в монастыре митинг с разоблачением. Вот что нам рассказали об этом:
По описаниям и рассказам очевидцев случилось следующее: при ясном небе и тишине вдруг появился, налетел шквалистый страшный ветер, мигом разогнал всю толпу, собравшуюся поглазеть на зрелище. Толпа разбежалась в страхе, а мощи святителя увезли в Казань и там их благополучно потеряли.
Идем следом за нашим гидом в келью святителя Германа. Летом можно пройти напрямую, зимой только через храм.
Да, здесь жил тот, кто имел все шансы стать митрополитом всея Руси.
Сама келья небольшая , всего метра три на два, вещи неоригинальные, но они с историей, пусть и своей. Это сразу чувствуется.
Что мы увидели в келье?
Простой топчан, рядом сундук, специальный светильник в форме лучинки с мерцательной функцией, аналой, возможно, перед таким Святитель коленопреклоненно молился.
Дополняют обстановку копии старинных книг, глиняная посуда, она находится в углублении каменной ниши. В верхнем углу виднеется образ с лампадкой:
считается, что келейной иконой Святителя Германа, был образ Богородицы «Умиление», он сохранился. Находится икона в Казани, в музее изобразительных искусств. С нее сделали точную копию: и по написанию, и по размеру.
Вещи штучные, индивидуально изготовленные, поясняют нам. Все предметы интерьера появились в результате творческого поиска, когда создатели обстановки думали, искали аналоги, добивались соответствия. Я сразу обратила внимание на посох, с большой, широкой ручкой у изголовья топчана.
Оказывается, это точная копия хранящегося в Казани посоха Святителя Гурия.
- По предположению, подобный же посох мог быть и у Святителя Германа. Он позволял молиться, когда не хватало сил и здоровья. Можно было на него опираться.
В келье основателя монастыря ощущается тихая молитвенная умиротворенность. Интерьер сделан очень реалистично. Замечаю на стене вот этот важнейший документ.
Это грамота, дающая право настоятелю совершать правосудие, не обращаясь в суды.
Пока стояли в келье, то думы разные посещали, захотелось выйти на солнышко, поскольку прибыли новые туристы и стало как -то тесно и шумно.
- Они были дружны, святитель Герман и Максим Грек, судьба свела их у Иосифа Волоцкого. Там они подолгу беседовали. Максим Грек, знаменитый переводчик книг, по словам академика Дмитрия Лихачева, глубоко изучавшего труды Максима Грека, был «первым российским интеллигентом» и узником монастыря. После он попадет в Тверской Отроч монастырь, где ему будет позволено работать, и только почти перед самой смертью заберёт его к себе в Лавру преподобный Сергий. Он и похоронен там, в Лавре.
Да, святитель Герман жил вот в такой крайне скромной обстановке.
Далее мы пройдемся по монастырю и не заглянем в Успенский храм, о чем я горько сожалею.
Спасибо за прочтение, за лайки и комментарии. Они здорово мотивируют автора для написания будущих статей. Подписывайтесь, если чтение для вас было полезным, лёгким и приятным.
*Церкви Николы Мокрого в Зарядье нет с 1932 года, ее снесли.