Найти в Дзене

Град Свияжск. Келья св.Германа.

Свое знакомство со островом - градом мы начинаем ярким солнечным днем. На автобусе, по единственной автодороге, приближаемся к бывшей военной крепости времён Ивана Грозного. На стоянке похоже яблоку некуда упасть... Проходим через турникеты и поднимаемся по крутой лестнице наверх, к Богородице-Успенскому мужскому монастырю, архитектурный ансамбль которого включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Интерес к монастырю огромен и в первую очередь из-за личности его настоятеля. Наш гид начинает свой рассказ с Никольской церкви, с самого древнего каменного  храма всей Казанской земли, достроенного в 1556 году. Пришел сюда святитель Герман, а жить негде. Для справки: Богородице -Успенский монастырь был основан одновременно с учреждением Казанской епархии в 1555 году архимадритом Германом (Григорием Федоровичем Садыревым-Полевым, род. в 1505 в славном городе Старица), потомком смоленских князей, пострижеником Иосифо - Волоцкого монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанског

Свое знакомство со островом - градом мы начинаем ярким солнечным днем. На автобусе, по единственной автодороге, приближаемся к бывшей военной крепости времён Ивана Грозного.

На стоянке похоже яблоку некуда упасть...

Проходим через турникеты и поднимаемся по крутой лестнице наверх, к Богородице-Успенскому мужскому монастырю, архитектурный ансамбль которого включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интерес к монастырю огромен и в первую очередь из-за личности его настоятеля. Наш гид начинает свой рассказ с Никольской церкви, с самого древнего каменного  храма всей Казанской земли, достроенного в 1556 году.

Пришел сюда святитель Герман, а жить негде.

Для справки: Богородице -Успенский монастырь был основан одновременно с учреждением Казанской епархии в 1555 году архимадритом Германом (Григорием Федоровичем Садыревым-Полевым, род. в 1505 в славном городе Старица), потомком смоленских князей, пострижеником Иосифо - Волоцкого монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. После смерти святителя  Гурия в 1564 году архимадрит Герман стал вторым архиепископом Казанским и Свияжским. 

Должен был стать митрополитом всея Руси.

В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву. Государь предложил ему Московскую  Митрополичью кафедру. Однако, в силу каких- то обстоятельств, святитель Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что вначале был удален, а вскоре – 6 ноября 1567 года убит по одним сведениям, а по другим скончался во время чумы. Существует три даты его смерти.

  • Мощи были освидетельствованы позже и тогда же выяснилось, что голова отделена от тела.

Привезли мощи в Свияжский монастырь Казанской Епархии в 1591 году из Москвы, где они находились какое-то время в церкви* Николы Мокрого, что в Зарядье. Когда прибыли, то встречал их митрополит Казанский Ермоген (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) и поставлены были в Успенском Соборе у правой стены при входе в алтарь.

Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после освидетельства его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом.

А в 1924 году представители новой власти решили устроить в монастыре митинг с разоблачением. Вот что нам рассказали об этом:

По описаниям и рассказам очевидцев случилось следующее: при  ясном небе  и тишине вдруг появился, налетел шквалистый страшный ветер, мигом разогнал всю толпу, собравшуюся поглазеть на зрелище. Толпа разбежалась в страхе, а мощи святителя увезли в Казань и там их благополучно потеряли.

Идем следом за нашим гидом в келью святителя Германа. Летом можно пройти напрямую, зимой только через храм.

Да, здесь жил тот, кто имел все шансы стать митрополитом всея Руси.

Вход в келью, по которому мы зашли. Фото автора.
Вход в келью, по которому мы зашли. Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Вход через храм. Фото автора.
Вход через храм. Фото автора.

Сама келья небольшая , всего метра три на два, вещи неоригинальные, но они с историей, пусть и своей. Это сразу чувствуется.  

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Что мы увидели в келье?

Простой топчан, рядом сундук, специальный светильник в форме лучинки с мерцательной функцией, аналой, возможно, перед таким Святитель коленопреклоненно молился.

Фото автора.
Фото автора.

Дополняют обстановку копии старинных книг, глиняная посуда, она находится в углублении каменной ниши. В верхнем углу виднеется образ с лампадкой:    

считается, что келейной иконой Святителя Германа, был образ Богородицы «Умиление», он сохранился. Находится икона в Казани, в музее изобразительных искусств. С нее сделали точную копию: и по написанию, и по размеру.  

Вещи штучные, индивидуально изготовленные, поясняют нам. Все предметы интерьера появились в результате творческого поиска, когда создатели обстановки думали, искали аналоги, добивались соответствия. Я сразу обратила внимание на посох, с большой, широкой ручкой у изголовья топчана.

Фото автора.
Фото автора.

Оказывается, это точная копия хранящегося в Казани посоха Святителя Гурия.

  • По предположению, подобный же посох мог быть и у Святителя Германа. Он позволял молиться, когда не хватало сил и здоровья. Можно было на него опираться.

В келье основателя монастыря ощущается тихая молитвенная умиротворенность. Интерьер сделан очень реалистично. Замечаю на стене вот этот важнейший документ.  

Фото автора.
Фото автора.

Это грамота, дающая право настоятелю совершать правосудие, не обращаясь в суды.

Пока стояли в келье, то думы разные посещали, захотелось выйти на солнышко, поскольку прибыли новые туристы и стало как -то тесно и шумно.

  • Они были дружны, святитель Герман и Максим Грек, судьба свела их у Иосифа Волоцкого. Там они подолгу беседовали. Максим Грек, знаменитый переводчик книг, по словам академика Дмитрия Лихачева, глубоко изучавшего труды Максима Грека, был «первым российским интеллигентом» и узником монастыря. После он попадет в Тверской Отроч монастырь, где ему будет позволено работать, и только почти перед самой смертью заберёт его к себе в Лавру преподобный Сергий. Он и похоронен там, в Лавре.

Да, святитель Герман жил вот в такой крайне скромной обстановке.

Далее мы пройдемся по монастырю и не заглянем в Успенский храм, о чем я горько сожалею.

Спасибо за прочтение, за лайки и комментарии. Они здорово мотивируют автора для написания будущих статей. Подписывайтесь, если чтение для вас было полезным, лёгким и приятным.

*Церкви Николы Мокрого в Зарядье нет с 1932 года, ее снесли.