Найти в Дзене
С МИРУ ПО КРУПИЦЕ

Лекарство изменившие мир

14 ноября каждого года отмечается Всемирный день борьбы с сахарным диабетом. Дата выбрана в честь дня рождения известного канадского физиолога Фредерика Гранта Бантинга (14 ноября 1891 г. – 21 февраля 1941 г.). Родители Фредерика, как и многие добропорядочные люди того времени, мечтали, чтобы их сын стал священнослужителем. Поэтому Ф. Г. Бантинг в 1912г. поступил на богословский факультет Торонтского университета, однако в конце того же года, поняв, что его в действительности интересует медицина, перевелся в университетскую медицинскую школу, которую он окончил со степенью бакалавра медицины. В течение следующих двух лет Бантинг служил военным хирургом в Англии, а затем во Франции, где в битве при Камбре получил тяжелое ранение шрапнелью в правое предплечье. Понимая, что ампутация будет означать конец его хирургической карьеры, он уговорил лечащего врача повременить с операцией; в итоге рука была спасена.

После войны Бантинг вернулся в Торонто и два года проработал хирургом в детской больнице. Летом 1920 г. он переехал в Лондон (Онтарио) и открыл частную хирургическую практику. Однако, когда выяснилось, что эта затея не оправдывает себя с финансовой точки зрения, Бантинг принял предложение занять должность ассистента профессора в медицинской школе университета Западного Онтарио, находившейся в том же городе. Одновременно он занимался научными исследованиями под руководством нейрофизиолога Ф. Р. Миллера.

Друг детства Бантинга умер от заболевания, называемого теперь сахарным диабетом. Этот трагический случай послужил поводом, заставившим Ф. Бантинга заняться поиском средств для лечения этой болезни.

Страшное заболевание было описано еще в первом веке нашей эры, двумя древнеримскими врачами – Цельсом и Аретом. Они описали следующие характеристики этого заболевания:

1 Обильное отделение мочи. Этот симптом (а затем и само заболевание) был назван «диабет», что в переводе с греческого означает «истечение», то есть выделение большого количества мочи.

2 Жажда. Больные теряли много жидкости, поэтому все время хотели пить.

3 Истощение.

Симптомы эти считались очень опасными, потому что до первой четверти XX века (2 тысячелетия) заболевание было неизлечимо и неминуемо вело к смерти. Любой врач, зашедший в дом к такому пациенту, мог поставить страшный диагноз с порога. Все дело в том, что на последней стадии диабета больные выделяют ацетон при дыхании, с потом, мочой. Характерный запах позволял врачу констатировать бессилие медицины, даже не осматривая больного.

В XVII веке английский врач Томас Виллис, будучи очень любознательным человеком, решил попробовать на вкус мочу больного сахарным диабетом. Виллис обнаружил ее сладкий вкус. Из-за неординарности проведенного опыта, всерьез это не было воспринято, наблюдение пожилого ученого было забыто.

Томас Виллис
Томас Виллис

В XVIII веке другой английский врач П. Добсон провел химический анализ мочи больного сахарным диабетом и обнаружил в ней содержание глюкозы. Таким образом к названию заболевания присоединилась характеристика «сахарный».

Но долгое время так и не было ни каких данных, от чего возникает это заболевание, на что действует, а поэтому никто не знал, как его лечить.

В 1889 г. два немецких ученых Йозеф Фон Меринг и Оскар Минковский занимались изучением пищеварительной функции поджелудочной железы и не преследовали цели изучения сахарного диабета. Они проводили эксперименты на собаках. В те времена значение того или иного органа можно было изучить путем полного его удаления из организма подопытного животного. Однажды они обнаружили, что моча подопытной собаки, у которой они удалили поджелудочную железу, привлекла огромное количество мух (операция была проведена в жаркий летний день, прооперированную собаку оставили в комнате, с открытым окном. За ночь у собаки выделилось большое количество мочи, при этом моча была сладкая, и на этот сладкий сироп налетели мухи).

 Йозеф Фон Меринг
Йозеф Фон Меринг
Оскар Минковский
Оскар Минковский

Так впервые стало ясно, что сахарный диабет связан с поражением поджелудочной железы. Ученые стали делать попытки производства лекарства от диабета путем измельчения поджелудочной железы. Но попытки эти не увенчались успехом. Дальнейшее изучение этого органа показало, что поджелудочная железа содержит в себе различные клетки, функция которых отличается между собой. Одни клетки — экзокринные — выделяют пищеварительные ферменты, другие — эндокринные — вырабатывают непосредственно в кровь гормоны. Скопления эндокринных клеток получили названия «островки Лангерганса», в честь немецкого ученого Пауля Лангерганса, открывшего их существование. При попытках получения целебного экстракта поджелудочной железы, субстрат измельчали, и содержимое клеток островков Лангерганса контактировало с пищеварительными ферментами остальных клеток. Ценный гормон уничтожался… Пациенты с сахарным диабетом не получили живительного лекарства.

В 1920 г. Ф. Бантингу попадается в руки статья Мозеса Барона, в которой был описан клинический случай, когда протоки поджелудочной железы были закупорены камнями, но сахарный диабет не развился. И Фредерику Бантингу пришла в голову идея, которую он сформулировал так «перевязать протоки поджелудочной железы у собак. Подождать 6-8 недель. Удалить и экстрагировать».

Ф. Бантинг стал воплощать свою идею в лаборатории профессора Джона Маклеода. В помощь Бантингу Маклеод выделил своего талантливого студента Чарльза Беста.

Джона Маклеод
Джона Маклеод
Чарльза Беста
Чарльза Беста

В 1921 г. Бантинг и Бест получили экстракт атрофированной поджелудочной железы. Экстракт ввели собаке, которая умирала от сахарного диабета, потому что у нее была удалена поджелудочная железа. Эксперимент удался! Собака вышла из диабетической комы! До этого никто из диабетической комы не выходил, она всегда заканчивалась смертью.

Команда ученых стала думать, как снабдить жизненно необходимым препаратом все нуждающееся человечество. В итоге стали появляться первые препараты инсулина из поджелудочных желез крупного рогатого скота, идущего на бойню.

Историческое событие произошло в 1922 г.

В Торонто умирал от диабета 14-летний мальчик – Леонард Томпсон. Родители дали согласие на экспериментальное лечение, потому что мальчик впал в кому и должен был умереть. Мальчику ввели препарат, но попытка оказалась неудачной, так как развилась аллергия на чужеродный белок. Тогда понадобилась помощь биохимика Дж.Б. Коллипа, который очистил препарат, и его снова ввели Леонарду, спася тем самым его от смерти от диабета.

Леонард Томпсон
Леонард Томпсон

Вторым пациентом Бантинга стал его однокурсник Джо Джилькрист, который из-за голодания превратился в скелет. Джилькрист был спасен, он стал одним из ближайших помощников Бантинга.

Еще одной спасенной жизнью оказалась жизнь десятилетней девочки Женевы, дочери американского врача Жозефины Штикельбергер. Мать заподозрила и обнаружила у дочери диабет. Жозефина самостоятельно обратилась к Бантингу. Девочку привезли в Торонто на поезде, она уже была в тяжелейшем состоянии. Прямо на перроне Бантинг сделал инъекцию живительного лекарства и спас девочку. Жозефина сыграла большую роль в подборке дозировок инсулина. Женева же прожила долгую жизнь, работала бухгалтером в нефтяной компании и умерла в возрасте 72 лет, хотя должна была умереть в 11.

Женевы 1 фото начало инъекции и 2 фото спустя 4 месяца
Женевы 1 фото начало инъекции и 2 фото спустя 4 месяца

Первый препарат инсулина (интересный факт: Бантинг дал ему название «ислетин» — от английского «islet» островок. Но в итоге Маклеод настоял на варианте названия — «инсулин», от латинского — «insula», что в переводе тоже означает «островок»)

Теодор Райдер, один из «звездных» пациентов доктора Бантинга, названный в прессе «живым чудом». 5-летний мальчик, весом всего 12 с небольшим килограмм, приезжает в Торонто в 1922 году, чтобы получить свою первую инъекцию инсулина. Лечение проходит успешно и Бантинг поддерживает с ним связь в течение нескольких лет. Справа письмо, написанное Тедди в 1923 году из своего дома в Коннектикуте, в котором он сообщает доктору, что теперь он «толстый мальчик и чувствует себя отлично». Тедди Райдер получал инсулин более 70 лет и умер в возрасте 76 лет.

Бантинг написал докторскую диссертацию по результатам своих исследований и получил в Торонтском университете степень доктора медицины. Он приобрел международную известность. В 1923 г. власти провинции Онтарио учредили в Торонтском университете отделение медицинских исследовании имени Бантинга и Беста; декретом канадского парламента Бантинг получил пожизненную ренту. В честь него в Торонто были учреждены также Исследовательский фонд имени Бантинга, Институт имени Бантинга, Бантинговские мемориальные чтения.

Бантинг и Маклеод разделили Нобелевскую премию по физиологии и медицине 1923 г. «за открытие инсулина». Взбешенный тем, что в числе лауреатов не оказалось Беста, Бантинг грозился отказаться от награды, но, вняв советам, не стал делать этого. Он, однако, отдал половину полученных им денег Бесту, во всеуслышание заявив о вкладе последнего в открытие инсулина. (Члены Нобелевского комитета позже пришли к конфиденциальному мнению, что Беста следовало включить в число награжденных.)

С тех пор великое открытие пытливого и смелого человека преобразовалось в высокотехнологичный процесс производства современных инсулинов, спасающих жизни миллионов людей, столкнувшихся с сахарным диабетом, приравнивая качество их жизни к таковому у людей без диабета.