Найти в Дзене

ЕГЭ – 2026: к чему готовиться

Если раньше ЕГЭ критиковали за натаскивание на тесты, то к 2026 году он окончательно превратится в инструмент, проверяющий глубокое понимание предмета и умение мыслить. О ключевых векторах изменений, сохраняющихся проблемах и эффективных стратегиях подготовки расскажу вам я, Елена Аль-Факих, эксперт ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию, учитель первой категории, автор мини-курсов на образовательном маркетплейсе «Инфоурок». Главный тренд ЕГЭ в 2026 году — это окончательный уход от формата «угадайки». Даже тестовые задания первой части теперь требуют глубокого погружения в материал. Дети, которые рассчитывают на то, что им просто повезёт, и они что-то там наугад в тестовой части понатыкают — это не работает. Фокус экзамена смещается на вторую часть, где выпускник должен продемонстрировать гибкость мышления. Ключевыми становятся умения выявлять причинно-следственные связи, формулировать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на факты. ЕГЭ проверяет понимание процессов, особенно в контексте росси
Оглавление

Если раньше ЕГЭ критиковали за натаскивание на тесты, то к 2026 году он окончательно превратится в инструмент, проверяющий глубокое понимание предмета и умение мыслить. О ключевых векторах изменений, сохраняющихся проблемах и эффективных стратегиях подготовки расскажу вам я, Елена Аль-Факих, эксперт ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию, учитель первой категории, автор мини-курсов на образовательном маркетплейсе «Инфоурок».

Елена Аль-Факих / Фотограф: Людмила Панченко
Елена Аль-Факих / Фотограф: Людмила Панченко

Как меняется экзамен

Главный тренд ЕГЭ в 2026 году — это окончательный уход от формата «угадайки». Даже тестовые задания первой части теперь требуют глубокого погружения в материал. Дети, которые рассчитывают на то, что им просто повезёт, и они что-то там наугад в тестовой части понатыкают — это не работает.

Фокус экзамена смещается на вторую часть, где выпускник должен продемонстрировать гибкость мышления. Ключевыми становятся умения выявлять причинно-следственные связи, формулировать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на факты. ЕГЭ проверяет понимание процессов, особенно в контексте российской действительности.

Конкретные предметы: история и обществознание

Хотя кардинальных структурных изменений в КИМах не предвидится, содержание экзамена продолжает усложняться и детализироваться.

В обществознании акцент смещается на российскую социальную реальность. Чтобы успешно сдать экзамен, ребёнок должен читать и анализировать новости, хорошо ориентироваться в экономической, политической жизни страны.

В истории задания стремятся к «бо́льшей глубине». Вопросы затрагивают события и процессы, которые раньше могли оставаться на периферии. Это исключает изучение курса «по верхам» и требует проработки каждой темы.

Системные проблемы: разрыв с программой и перегрузка

Несмотря на все изменения, системные вызовы остаются. Главный из них, по моему мнению, — это растущий разрыв между стандартной школьной программой и требованиями ЕГЭ. Заявления о том, что экзамен можно сдать без дополнительной подготовки, справедливы лишь для узкого круга учеников сильных профильных школ. Остальным ребятам по сей день требуется репетитор.

Вторая проблема — колоссальный объём материала, который необходимо освоить к выпускному классу. Учебники зачастую не дают необходимых для экзамена навыков работы с информацией. Ребёнок должен обладать кучей скиллов, чтобы из информации в учебнике самостоятельно выделить причинно-следственные связи.

Третья проблема — психологическая. В обществе сохраняется избыточная драматургия вокруг ЕГЭ. Дети очень переживают по этому поводу, на мой взгляд, где-то даже чрезмерно. Как будто от этого зависит их жизнь.

Цифровизация и ИИ: перспективы и риски

Переход на компьютерный формат сдачи ЕГЭ в 2026 году маловероятен из-за высокой стоимости оснащения всех школ страны. Однако в долгосрочной перспективе такая форма могла бы быть экологичнее и комфортнее для «цифрового поколения».

Что касается нейросетей, то они не превратятся в волшебную палочку для неуспевающих учеников. Ведь для того, чтобы использовать искусственный интеллект на экзамене, ребёнку придётся довольно сильно рисковать. Кроме того, без фундаментальных знаний и навыка составления промтов нейросеть не даст качественного ответа, который ещё нужно суметь незаметно использовать в стрессовых условиях.

Советы по подготовке

Моя ключевая рекомендация для учащихся — начинать подготовку как можно раньше. Для истории с её большим объёмом идеально — с 10-го класса. Для обществознания эффективно начать с лета после окончания 10-го класса. Поверьте, эти три месяца дают очень хороший результат. Проверено на моих учениках.

Вдогонку:

  • Рисуйте ментальные карты, создавайте нелепые, но запоминающиеся ассоциативные связи.
  • Ищите интересные паблики и каналы, связывайте теорию с жизнью, обсуждайте новости с родителями.
  • Не игнорируйте отдых. Не превращайте выпускной год в бесконечную гонку за баллами. Грамотное планирование с обязательным временем на хобби и встречи с друзьями — профилактика выгорания.

Роль взрослых: поддержка вместо давления

Родителям советую быть мудрыми. Их вовлечённость должна проявляться не в постоянных допросах о баллах, а в предложении помощи. Дом — это место, где ребёнок должен чувствовать защиту.

Учителям же стоит активнее задействовать психологические службы для работы со стрессом выпускников и донести простую мысль: ЕГЭ — это просто один из жизненных этапов, далеко не самый сложный и далеко не самый страшный.

***

ЕГЭ – 2026 — это закономерное движение в сторону комплексной оценки знаний и умений выпускника. Успех на этом экзамене зависит не от удачи, а от системной подготовки, глубокого погружения в предмет и, что не менее важно, грамотной психологической поддержки со стороны взрослых. Подход «натаскать на тесты» окончательно уходит в прошлое, уступая место стратегии «понять и применить».