Найти в Дзене

От «Ямщика» до «Северной звезды». Знаменитые романсы родом из Воронежа



Популярный романс «Ямщик, не гони лошадей» был впервые исполнен в воронежской гостинице «Бристоль», незадолго до Октябрьской революции. Но это не единственное известное произведение жанра, связанное с нашим регионом. Композиторы, например, очень любят стихи Алексея Кольцова. Не обделены вниманием Иван Никитин, Иван Бунин и аннинская помещица Евдокия Ростопчина.

Ямщик, не гони лошадей…

Как грустно, туманно кругом

Тосклив, безотраден мой путь,

А прошлое кажется сном,

Томит наболевшую грудь…

Прочитав эти строки, лучше вернуться к началу и прочитать их еще раз. А потом еще и еще. Только тогда можно в полной мере прочувствовать, как удивительно точно подобраны здесь слова. Вокруг «туманно», то есть будущее неопределенно и не сулит ничего хорошего, путь, в котором нет места хоть малой радости, «безотраден», а грудь не просто болит – она стала «наболевшей» от долгой печали. А дальше начинается припев, который уже точно знают все.

Ямщик, не гони лошадей!

Мне некуда больше спешить,

Мне некого больше любить,

Ямщик, не гони лошадей!

Автор этих строк Николай фон Риттер, из обрусевших немцев, написал их в 1905 году. По замыслу автора стихотворение было ответом на романс «Гони, ямщик!» История о том, как замечательные стихи стали одним из самых знаменитых романсов, имеет к Воронежу самое непосредственное отношение.

В 1910 году в Воронеже появилось здание, без которого сейчас наш город невозможно и представить. Это гостиница «Бристоль». Здание уникальное, первое в Воронеже имевшее отдельную электростанцию, два лифта. На втором этаже тогда разместился шикарный ресторан, в котором, разумеется, появился свой оркестр.

– Это был удивительный музыкальный коллектив, его возглавлял приглашенный из Одессы музыкант, – рассказывает воронежский краевед и экскурсовод Елена Устинова. – Звали его Павел Фельдман, в других источниках – Яков Фельдман. Вы простите, история иногда не оставляет точных данных. Но фамилия его была Фельдман. Он стал первой скрипкой в этом музыкальном коллективе. Однажды в ресторан на гастроли приехала певица Агриппина Гранская. Я видела ее портрет. Если верить описаниям, она не была ослепительной красавицей. Невысокая, худенькая, под этим, к сожалению, скрывалась болезнь. Но когда эта молодая женщина начинала петь, все в ресторане переставали жевать и впадали в состояние транса.

Яков Фельдман
Яков Фельдман

И Фельдман потерял голову. Но поскольку он был человек творческий, потеря головы как раз и выразилась в создании музыки на стихи фон Риттера. Так и родился знаменитый романс «Ямщик, не гони лошадей».

Агриппина Гранская
Агриппина Гранская

– Первый раз он прозвучал именно в Воронеже на втором этаже гостиницы «Бристоль». Конечно, в исполнении Агриппины Гранской. Она, говорят, не пела, а проживала на сцене этот романс, – сказала Елена Устинова.

Николай фон Риттер
Николай фон Риттер

Через год Фельдман и Гранская поженились. Они начали гастролировать как самостоятельный дуэт с большим успехом. Но их счастье было недолгим. В 1925 году Агриппина Гранская тяжело заболела и умерла. Фельдман пережил ее на четверть века.

Что касается «Ямщика», то он моментально завоевал огромную популярность, а петь его стали преимущественно мужчины. В 1914 году этот романс был опубликован петроградским издательством Н. Х. Давингофа в серии «Цыганская жизнь». В 1916 году известный режиссер немого кино Евгений Бауэр даже снял фильм, который так и назывался: «Ямщик, не гони лошадей». По историческим сведениям, фильм был как бы экранизацией романса. Наверно, было бы интересно на это посмотреть, но, к сожалению, до настоящего времени фильм не сохранился.

Романсы, ставшие народными

Погубили меня,

Твои черны глаза,

В них огонь неземной

Жарче солнца горит!

Омрачитесь, глаза,

Охладейте ко мне!

Ваша радость, глаза,

Не моя, не моя!..

Алексей Васильевич Кольцов, живший в Воронеже в начале XIX века, по количеству своих стихов, ставших песнями, уступает только Пушкину.

Алексей Кольцов
Алексей Кольцов

– В разных источниках приводятся разные цифры, но это цифры трёхзначные, – продолжает Елена Устинова, – от ста до трехсот стихотворений Кольцова положены на музыку. Его очень простая, мелодичная, душевная поэтика на это прямо таки напрашивается. И знаете, я была поражена, копнув эту тему поглубже, написано на одни и те же стихи, например, десять, двенадцать, а то и пятнадцать разных музыкальных вариантов. Да, на одни и те же стихи. Вы представляете, для меня это стало просто открытием.

Самые знаменитые музыканты, композиторы, больше всего, конечно, XIX века, но и XX века, и даже сейчас продолжают писать романсы на стихи Кольцова. Глинка, Мусоргский, Рахманинов, Алябьев и многие другие величайшие звезды мировой классической музыки создали произведения на стихи нашего воронежского поэта, казалось бы, такого простого и незамысловатого.

Иван Никитин
Иван Никитин

Другой наш известный земляк и поэт Иван Савич Никитин был менее плодовит, но тоже стал автором десятков стихотворений-романсов, самый знаменитый из которых вот этот:

Ехал на ярмарку ухарь-купец,

Ухарь-купец, удалой молодец.

Вышел на ярмарку весел и пьян,

В красной рубахе, красив и румян!

Вздумал купец лошадей напоить

И всю деревню гульбой удивить.

Старых и малых он поит вином -

Все пропиваем! Пропьем - наживем!

Главный герой выглядит неоднозначно, особенно дальше, когда «к стыдливой девчонке купец пристает», которую от неприятностей спасает «расторопная мать». Тем не менее, из десятков стихотворений на стихи Никитина, эта песня стала самой популярной. Если кто-то скажет, что «Ухарь-купец» и не романс вовсе, будет неправ. Тут всё зависит от исполнения и интонации и порой поставить черту-границу очень сложно. Даже вплоть до того, что куплет исполняется в одном формате, припев в другом.

Песни русской эмиграции

Иван Алексеевич Бунин. Да, в Воронеже по причине малолетства он не сотворил ничего, но он наш земляк, и этим всё сказано. Удивительное у него слово, хрустальное слово. Человек, который даже не получил законченного не то что университетского, даже гимназического образования, но как же великолепно он писал!

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Ну, разве можно не написать романс на эти стихи? На эти и другие поэтические произведения Бунина и писали Исаак Шварц, Тихон Хренников, и, конечно, Сергей Рахманинов.

Северная звезда

Дивный терем стоит,

И хором много в нём,

Но светлее из всех

Есть хорома одна.

В ней невеста живёт,

Всех красавиц милей,

Всех блестящей из звёзд —

Звезда северная.

Призадумалась, пригорюнилась,

На кольцо своё обручальное

Уронила она слезу крупную,

О далёком, о нём вспоминаючи!

Он уехал, жених,

Он в чужой стороне,

И вернётся сюда

Он не скоро ещё.

Он вернётся сюда,

Когда будет весна:

С солнцем красным взойдёт

Солнце радости. 

Сейчас эти строки не так известны, как в XIX веке, а тогда это был очень популярный романс. Стихи написала Евдокия Ростопчина в имении Анна Воронежской губернии, где она жила. А музыку романса сочинил композитор Михаил Глинка. Произведение появилось на свет «под заказ», к свадьбе дочери императора Николая I Марии Николаевны и Максимилиана Лейхтенбергского. Кстати, их дочь, Евгения Максимилиановна Ольденбургская, основала имение в Рамони со знаменитым дворцом.

Евдокия Ростопчина
Евдокия Ростопчина

Романс «Северная звезда» был представлен как свадебная песня и имел большой успех.

Несмотря на борьбу с романсами после 1917 года, они не исчезли из репертуара и советских певцов. «Северную звезду», например, исполняли в XX веке – Сергей Лемешев, Иван Козловский, Юрий Гуляев. А впервые спетый в Воронеже призыв к ямщику не гнать лошадей стал шедевром на все времена. Никакие запреты не помешали его популярности, и постепенно его стали исполнять официально, часто считая музыку и слова народными.

Глеб Стародубцев