В свое время на Танковом форуме поделились информацией о отгрузках танков КВ-1 для частей Забайкальского и Дальневосточного фронтов в 1942 году.
О том, что в 1945 году в составе этих фронтов имелись танки КВ было
известно, но отправка в марте - апреле 1942 года туда 50 новых танков
КВ-1 с Челябинского Кировского завода стала для меня новостью, хотя в
общедоступной сети Интернет такая информация ранее уже проскальзывала.
Напомню, что как раз в это время фронтовые танковые бригады Западного и Юго-Западного направлений были совершенно не укомплектованы материальной частью тяжелых танков.
А далее приведу информацию об участии в Маньчжурской наступательной операции 48-го отдельного тяжелого танкового полка 1-й Краснознаменной армии. По всей видимости, именно в этом полку в 1945 году были сосредоточены все танки КВ-1 Дальневосточного фронта. Кроме того, будет и другая информация о действиях бронетанковых и механизированных войск этой армии.
За неимением хороших фотографий тяжелых танков КВ Дальневосточного фронта, в качестве фотографии для привлечения внимания использовал фотоснимок танка Т-26 с конической башней, поручневой антенной и фарами боевого света из состава танковых частей 56-го стрелкового корпуса, который сделали в августе 1945 года на Сахалине.
Позже ув. коллега tankist_31 поделился ссылкой на отечественную кинохронику по боям в Маньчжурии, на кадрах которой, возможно, запечатлены танки КВ из 48-го отдельного тяжелого танкового полка. Но этот момент еще нуждается в уточнении.
48-й отдельный тяжелый танковый полк был сформирован в мае 1944 года на
Дальневосточном фронте по штату № 010/267 (21 тяжелый танк КВ). По состоянию на август 1945 года в полку числился 21 танк КВ, однако три танка
находились на среднем ремонте и в боевых действиях участия не принимали. Командовал полком майор Минеев Алексей Маркович.
В отчете командующего БТ и МВ 1-й краснознаменной армии полковника Ивановича по боям в Маньчжурии специально указано, что к началу операции «...48-й ОТТП имел в своем составе старую и сильно потрепанную материальную часть, имеющую малый запас хода».
В первый день операции 9 августа 1945 года основной задачей для танков КВ 48-го ОТТП было прокладывание колонного пути через горно-таежную местность для частей 365-й стрелковой дивизии 59-го стрелкового корпуса. В дальнейшем, полк вместе с частями 365-й СД участвовал в боях за города Пиняньчжень, Лишучжень, Цзиси, Линькоу и Муданьцзян.
В ходе операции танки КВ-1 прошли до 450 км по горно-таежной местности,
полностью выработав моторесурс. 12 танков КВ-1 из 18 участвовавших в
операции из-за отсутствия моторесурса до конечной точки (ст. Эхо) добирались по железной дороге.
Сопротивление японцев было незначительным. Всего полку засчитали 7 уничтоженных ДОТов и 400 японцев.
В боях, в основном, из-за нападений мелких групп японцев на отставшие по
техническим причинам танки, полк потерял 1 человека убитым и еще 6 было
ранено, из них 2 офицера.
Наиболее крупное из таких боестолкновений произошло в районе города Пиняньчжень. Согласно информации из наградного листа на командира танка старшего лейтенанта Берковского Лукьяна Михайловича, японские милитаристы в количестве до 2 батальонов пытались сжечь неисправный танк КВ с помощью соломы и хвороста. В ходе 4-х часового боя, в результате которого было «...уничтожено до 60 и ранено более 80 солдат и офицеров», замысел противника был сорван.
По итогам операции практически весь личный состав полка получил ордена и медали, а сам 48-й тяжелый танковый полк стал Краснознаменным.
В документах штаба 1-й Краснознаменной армии присутствует также любопытная деталь - перед началом операции советское командование в составе японских сил, которые должны были противостоять частям этой армии, числило и одну танковую дивизию.
В реальности никакой танковой дивизии у японцев не оказалось. Для имитации противником довольно успешно были использованы деревянные макеты, что и выяснилось уже в первый день операции.
Уже потом в районе Харбина после окончания боев японцами было выдано 40
легких танков и 8 танкеток ("...марки 92,95 и 97") из штурмовых батальонов двух японских пехотных дивизий.
Для разбавления текста выше разместил снимок захваченных японских танков
на острове Шумшу. Эту фотографию, как и исходный снимок с Т-26, в свое время разместили на сайте "История Сахалина и Курильских островов", у которого, к сожалению, видимо уже истек срок годности увековечивания исторической памяти и он больше не доступен.
И еще такая информация, которую нашел в наградных. Оказывается перед
началом операции в состав 1-й Краснознаменной армии прибыла из
Ленинградского военного округа 91-я армейская эвакуационная рота с тягачами КВ-Т. Так что, очень вероятно, что в боях с японцами в виде тягачей участвовала и продукция Ленинградского Кировского завода.
Пока на этом всё. Исправления и дополнения приветствуются. Если данная информация была интересна, то прошу ставить палец вверх для продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. И прошу рекомендовать канал для других читателей. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал: t.me/kniga_pro_kv
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/60845.html).
Список источников:
1. Форум Танковый форум (forum.tankfront.ru);
2. Документы штаба 1-й Краснознаменной армии Дальневосточного фронта (ЦАМО РФ, сайты Память народа и Подвиг народа).
Другие записи о танках КВ-1 производства ЧКЗ выпуска весны 1942 года :
«Беспощадный» и танки КВ-1 6-й гвардейской танковой бригады литера "А"
Танки челябинского производства для танкистов Ленинградского фронта