Найти в Дзене
Такое искусство

15 картин Исаака Левитана, которые говорят о нем, как о лучшем пейзажисте

Когда-то художник, лучший пейзажист, каким он и является сегодня, получил после окончания училища ваяния и зодчества надпись в дипломе "учитель чистописания". Никакой он не художник, вот с чем выпустился Левитан.

Почему так произошло, единого мнения нет. Некоторые исследователи полагают, что причина кроется в происхождении художника: Левитан был евреем, а в те времена антисемитские настроения были очень сильны. Другие винят в произошедшем репутацию его учителя, Алексея Саврасова, известного своим непростым характером и пристрастием к алкоголю. Считается, что неприязнь к Саврасову преподаватели перенесли и на его любимого ученика.

Как бы то ни было, Левитан не стал спорить с несправедливым решением. Он просто продолжил творить, доказывая каждой своей картиной, что его призвание – живопись. Его работы говорили сами за себя, авторитет рос, и талант восторжествовал. Так судьба и сам Левитан показали, что призвание важнее формальностей. Вопреки записи в дипломе, уже в первые годы после училища Левитан начал демонстрировать свой исключительный талант в пейзажной живописи. Его работы быстро привлекли внимание критиков и ценителей искусства, выделяясь тонким лиризмом и глубоким пониманием русской природы и вскоре он не только будет сам преподавать в училище, став самым ярким пейзажистом своего времени, но и войдёт в историю искусства, как гений пейзажной живописи.

И это заслуженно! Ведь картины Левитана дышали тишиной и покоем, отражая изменчивое состояние природы, её красоту в самых простых и обыденных проявлениях. Он умел видеть поэзию в осенней распутице, в утреннем тумане над рекой, в безграничных просторах полей. Как же прекрасно, что Левитан не огорчился этому недоразумению, не закрылся, а просто творил и шел за своим призванием. Сегодня я предлагаю насладиться его самыми прекрасными работами, которые в пух и прах разрушают эту нелепую надпись в его дипломе, демонстрируя нам не просто талант, а невыразимую мощь его творческой натуры передавать настроение, чувствовать природу и видеть в ней живой неиссякаемый источник для вдохновения.

"Вечер над болотом".Частное собрание 1882г.

«Вечер над болотом» Левитана — это не просто пейзаж, это состояние души, запечатлённое на холсте. Картина передает особую атмосферу умиротворения и тихой грусти, которая охватывает зрителя, словно приглашая его погрузиться в созерцание вечного.

Левитан мастерски использует цвет, чтобы создать ощущение мягкого, обволакивающего света. Розовые и золотые оттенки заката отражаются в спокойной воде болота, создавая иллюзию бесконечного пространства. Небо, занимающее большую часть картины, наполнено лёгкими облаками, которые словно растворяются в вечернем сумраке.Как и Саврасов, Левитан показывает болото не как мрачное и опасное место, а как часть природы, достойную восхищения.

"Деревня на берегу реки" .Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева.1883 г.

-2

«Деревня на берегу реки» Исаака Левитана – это не просто пейзаж, а тонкая поэтическая зарисовка русской природы, проникнутая глубоким лиризмом и созерцательностью. Художник создает обобщенный образ русской деревни, где крестьянские дома, словно растворяясь в окружающей среде, становятся частью единого гармоничного целого. Условность изображения подчеркивает не конкретику места, а общее ощущение покоя и умиротворения, которое дарит русская природа.

Мастерство Левитана особенно проявляется в его умении работать с цветом. Картина решена всего в трех основных тонах – голубом, жёлтом и зелёном, но благодаря богатейшей палитре оттенков, художник создает невероятно живое и динамичное пространство. Голубизна неба отражается в реке, создавая ощущение безграничности и глубины. Жёлтый песок берега контрастирует с сочной зеленью травы, придавая картине теплоту и солнечное настроение.

Особое внимание привлекает гладь воды, написанная с виртуозным мастерством. В ней отражается не только небо, но и каждый предмет, находящийся на берегу, создавая ощущение зеркальности и двойственности. Кажется, что река живет своей собственной жизнью, в которой переплетаются реальность и вымысел. Такой эффект отражения в воде – это отличительная черта левитановского стиля, своего рода визитная карточка художника.Её мы еще увидим в других картинах.

"Дуб и березка".Дом Чехова (Ялта) 1884г.

-3

А эта картина интересна своей метафорой. Дуб, с его могучим стволом и раскидистой кроной, предстает символом силы, зрелости и уверенности. Он как будто воплощает собой образ заботливого отца, готового защитить и поддержать своих близких. Берёза же, нежная и хрупкая на вид, олицетворяет материнскую любовь и самоотверженность. Её тонкий ствол, прильнувший к дубу, говорит о близости, поддержке и неразрывной связи.

Этот образ матери-старушки и сына-великана – глубокая и трогательная метафора, отражающая вечные темы семьи, любви и преемственности поколений. Левитан сумел в простом пейзаже увидеть и передать сложную систему взаимоотношений, заложенную в самой природе.

"Саввинская слобода под Звенигородом".Государственная Третьяковская галерея 1884г.

-4

Саввинская слобода под Звенигородом — место, где Исаак Левитан (1860–1900) проводил время на этюдах весной и летом 1884 года вместе с другом, художником Василием Переплетчиковым. Живописность природы подмосковного села, патриархальный уклад жизни, древний Саввино-Сторожевский монастырь создавали атмосферу исконной России, овеянной духом народной жизни и вековых традиций. Левитан написал два одноимённых полотна, на которых изображён деревенский уголок с покосившимися старыми домишками, дорожками, освободившимися из-под снега, с уже зеленеющей первой травой, по которой гуляют куры.

В этой картине особое внимание привлекает небо, которое Левитан написал с невероятным мастерством. Он не просто изобразил облака и небесную высь, но и передал их изменчивость, динамику и то ощущение свежести, которое приносит весеннее небо.

Левитан, как истинный мастер пейзажа, умело использовал цвет и свет, чтобы создать реалистичную и эмоциональную картину неба. Он играл с оттенками серого, голубого и белого, чтобы передать глубину и объем облаков. Свет, проникающий сквозь тучи, наполняет всё пространство картины жизнью и движением, создавая ощущение переменчивости весенней погоды.

Небо на картинах Левитана – это не просто фон, а активный участник пейзажа, который оказывает влияние на всё окружающее. Оно определяет настроение и атмосферу, подчеркивает красоту русской природы и придает картине особую выразительность. Это еще одно умение Левитана - передать жизнь неба.

"Ай-Петри".Омский областной музей изобразительных искусств.1886г.

-5

Омский областной музей изобразительных искусств является домом для разнообразной коллекции, в которой особое место занимают пейзажи. Среди них выделяется работа, запечатлевшая горный хребет. На переднем плане картины разместились деревья, создавая ощущение близости и уводя взгляд вглубь композиции.

За деревьями раскинулся сам горный хребет, массивный и величественный. Художник умело передал его объём и текстуру, используя игру света и тени. Пасмурное небо создает особую атмосферу, добавляя картине меланхоличности и созерцательности. Несколько облаков, рассеянных по небу, оживляют пейзаж и придают ему динамику.

Крым занимает особое место в творчестве русских пейзажистов. Его уникальная природа всегда привлекала художников своей красотой и разнообразием. Не удержался и Левитан, изобразив дивную природу этого полуострова.

"У берега моря. Крым"Государственный Русский музей 1886г.

-6

«У берега моря. Крым» Исаака Левитана – это еще один крымский пейзаж, в котором ощущается мгновение тишины и величия природы. Художник мастерски передает это ощущение бескрайности морского простора, где горизонт стирает грань между небом и водой. Синева полотна, доминирующая в изображении, создает ощущение прохлады и свежести морского воздуха.

Особое внимание привлекает скалистый берег, представленный Левитаном как неприступная крепость. Камни, омываемые морскими волнами, несут на себе отпечаток времени и стихии. Выступающая небольшая скала, словно одинокий страж, служит пристанищем для морских обитателей, добавляя картине ощущение жизни и движения.

В этой работе Левитан демонстрирует свое умение работать с цветом и светом. Он использует тонкие цветовые переходы, чтобы передать игру света на воде и камнях. Благодаря этому, картина приобретает глубину и объем, создавая ощущение реальности происходящего.

"Крымский пейзаж"Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Дом-музей И. И"Крымский пейзаж". Левитана)1887 г.

-7

В "Крымском пейзаже" Левитан запечатлел не просто уголок южной природы, а особое состояние души, вызванное созерцанием величественной и суровой красоты. Каменистый берег, изрезанный волнами, контрастирует с мягкими очертаниями горы Аю-Даг, словно застывшей в вечном молчании. Маленькие сакли, приютившиеся на склоне, кажутся едва заметными на фоне грандиозного природного ландшафта, подчёркивая хрупкость человеческого бытия перед лицом стихии.

Волна, выхваченная художником из морской пучины, поистине завораживает своей мощью и реалистичностью. Левитан с невероятной точностью передает движение воды, ее прозрачность и игру света на гребнях волн. Кажется, что вот-вот услышишь шум прибоя и почувствуешь свежее дыхание моря.

"Вечер на Волге". Государственная Третьяковская галерея 1887–1888гг.

-8

Хоть Волга как-то нехорошо повлияла на художника, сделав его меланхоличным, все же он смог передать в творчестве ее красоту. Наконец-таки мы видим талант художника к панорамным изображениям, мы охватываем все великолепие, как бы смотрим с высоты – это визитная карточка Левитана.

В этот период, несмотря на упадническое настроение, художник всё- таки создает ряд этюдов и картин, в которых чувствуется эта скрытая мощь Волги. Его работы становятся более масштабными, панорамными, словно стремясь объять всю ширь и необъятность реки. Левитан начинает экспериментировать с композицией, выбирая точки обзора, позволяющие зрителю почувствовать себя частью волжского пейзажа.

"Вечер. Золотой Плёс" Государственная Третьяковская галерея 1889г.

-9

"Вечер. Золотой Плёс" – картина, запечатлевшая мимолетное волшебство заката над древним городом. С Петропавловской горы (сегодня известной как гора Левитана) открывается величественная панорама на Плёс и широкую Волгу, и художник сумел передать это ощущение простора и умиротворения. Золотые лучи уходящего солнца ласкают крыши домов, отражаются в спокойной воде, словно окутывая все вокруг теплым сиянием.

В Плёсе Левитан нашел источник вдохновения, место, где природа и тихая провинциальная жизнь слились в единую гармонию. Именно здесь, на волжских берегах, он создал многие из своих самых известных и любимых публикой пейзажей. "Вечер. Золотой Плёс" – одно из таких произведений, отражающее глубокую связь художника с этим местом.

Здесь вновь мы видим излюбленную Левитаном технику – панорамный вид, взгляд с высоты. Этот прием позволяет зрителю почувствовать себя частью этого грандиозного пейзажа, охватить взглядом все его великолепие. Широкая Волга, извилистые улочки Плёса, холмы на горизонте – все это предстает перед нами в единой, захватывающей дух картине.

"На озере (Тверская губерния)".Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева 1893

-10

«На озере» Исаака Левитана, написанная в 1893 году, – это не просто пейзаж, это воплощение тихой русской души, запечатлённой на холсте размером 109 × 163 см. Мастерски используя масло, Левитан создал картину, полную света и умиротворения, словно заглянув в самое сердце природы.«На озере» – это одно из самых светлых и чистых произведений Левитана, в котором он сумел передать не только красоту русской природы, но и свое глубокое чувство любви и восхищения ею.

"Дорога". Ивановский областной художественный музей 1898г.

-11

Картина Исаака Ильича Левитана "Дорога", написанная в 1898 году, представляет собой не просто пейзаж, а глубокое философское размышление о жизненном пути человека. Холст, масло, размеры 71 × 85 см – все это лишь инструменты, с помощью которых художник создает свой уникальный мир, полный тихой грусти и созерцательной мудрости.

В центре внимания – узкий, желтоватый просёлочный путь, змеящийся среди бескрайних зелёных полей. Эта дорога, кажущаяся бесконечной, становится аллегорией извилистой и непростой человеческой жизни.

"Сумерки. Луна"Государственный Русский музей 1899

-12

В картине «Сумерки. Луна» Исаак Левитан достигает удивительной гармонии, где каждый элемент играет свою роль в создании общего настроения. Бескрайнее небо, отражающееся в водной глади, создает ощущение бесконечности и единения с природой. Луна, одиноко светящаяся на небосклоне, становится символом надежды и тихой грусти.

Отсутствие людей и движения подчеркивает оторванность от мирской суеты, позволяя зрителю сосредоточиться на созерцании природы и своих внутренних переживаниях. Едва заметная рябь на воде добавляет картине реалистичности, но при этом не нарушает атмосферу покоя и умиротворения.

"Лесное озеро"Ростовский областной музей изобразительных искусств 1890-е гг.

-13

"Лесное озеро" Левитана — это не просто пейзаж, это окно в душу русской природы. Отвесный берег, поросший кустарником, словно приглашает зрителя заглянуть в этот мир тишины и созерцания. С этой точки открывается захватывающий вид: спокойная гладь озера, отражающая ясное небо, словно зеркало, удваивающее красоту мира.

Левитан, словно опытный проводник, ведёт нас вглубь леса, к этому скрытому озеру — месту, где можно остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Он показывает нам, какие сокровища скрываются в русской природе, какие богатства таит в себе её тишина и умиротворение.

Картина "Лесное озеро" — это не просто изображение природы, это попытка передать её душу, её настроение.А ещё озеро становится метафорой внутреннего мира, где каждый может найти отражение собственных мыслей и чувств.

"Поезд в пути"Одесский художественный музей 1890-е гг.

-14

А эта картина словно дышит жизнью и движением. Ощущение скорости поезда, вырывающегося из глубины холста, почти физически ощутимо. Контраст между индустриальной мощью локомотива и нежной красотой окружающего пейзажа завораживает. Миниатюрные цветы, словно россыпь драгоценных камней, украшают зеленую мантию возвышенности, создавая ощущение сказочности и нереальности происходящего.

Густой лес, подобно мудрому старцу, хранит покой и уединение, отделяя мир технологий от первозданной красоты природы.

"Туман над водой". Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых. 1890-е гг.

-15

«Туман над водой» Исаака Левитана — это не просто пейзаж, это поэзия, выраженная на холсте. Картина, созданная в 1890- е гг, словно шепчет зрителю о тайнах ночи, о неразрывной связи художника с природой, в которой он видит не просто циклы, но и чувствует тончайшие состояния. И, конечно же, в ней присутствует прекрасное мастерство написания тумана.

На первый взгляд, перед нами предстает привычный мотив: тихий пруд, отражающий лунный свет, деревья, застывшие в ночной тишине, и лес, окутанный дымкой тумана. Однако, Левитан не просто копирует реальность, он создает на ее основе свой собственный мир, наполненный эмоциями и переживаниями.

Мастерство Левитана проявляется в каждой детали. Зеркальная гладь воды, кажется, живет своей жизнью, отражая не только луну, но и внутренний мир художника. Туман, окутывающий лес, словно соткан из полутонов и оттенков, создает ощущение глубины и таинственности. Кажется, что за этой дымкой скрывается что-то непостижимое, что-то, что можно почувствовать, но нельзя увидеть нам, но не Левитану.

Вот такой вот обзор творчества Левитана, в котором мы увидели, что художник мастерски писал небо, писал водную гладь, чувствовал состояния природы, видел аллегории и метафоры. Он пейзажист, который вкладывает смысл и передает нам, зрителям, послания, а не просто копирует природу. В нем есть эмоции, жизнь, и это самое главное для творчества.

Спасибо за внимание, за то, что прочитали до конца.🌹 Подписывайтесь также на мой

Музы искусства

телеграм-канал, там тоже есть что почитать. И до встречи в следующих публикациях!💫