Музей музыки присоединяется к ежегодному проекту VK Культуры, посвящённому Всемирному дню балета, и делится уникальными свидетельствами – эскизами, фото и другими сокровищами, которые хранятся в фондах, а ещё, рассказывает о том, как на рубеже веков был переосмыслен балетный спектакль.
«Русские сезоны»
«Русские сезоны» Сергея Дягилева вписаны в историю как явление, кардинально изменившее представление о балете. Сегодня, спустя столетие, постановки из антрепризы репертуара Дягилева стали классикой, а их наличие в афише – маркером высочайшего уровня театра.
Триумф «Русских сезонов» состоялся благодаря прочному творческому тандему с художниками объединения «Мир искусства»: Александром Бенуа, Леоном Бакстом, Николаем Рерихом и другими. Для Дягилева они были не просто декораторами, а полноправными соавторами и идейными вдохновителями, чьё единомыслие и совместный поиск сформировали уникальный художественный язык балетного спектакля.
Художники-постановщики выступали полноправными творцами, чьи новаторские идеи в сочетании с эстетикой и исключительным талантом танцовщика и хореографа – Михаила Фокина и «бога балета» Вацлава Нижинского, определяли визуальный и концептуальный язык спектаклей.
«Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти выражались бы помимо слов и понятий не рассудочно, а стихийно, наглядно, бесспорно», – говорил Сергей Дягилев.
Живопись в движении
Представители объединения «Мир искусства» совершили настоящую революцию в балетном театре. Художник-сценограф стал полноправным соавтором хореографа, а колорит и динамика декораций вступая в диалог с музыкой, создавали неразрывную связь.
Костюм как продолжение декорации
Особую роль играли костюмы, которые ритмично продолжали рисунок декораций. Костюм и цвет также оказывали влияние на художественное решение.
Эскизы Александра Бенуа, например, всегда соответствовали определенному артисту, художник учитывал особенности его дарования, фигуры, лица. И даже в ярком многообразии масленичных картин балета «Петрушки» представлены не безликие персонажи, а именно петербургская, русская публика, состоящая из метко очерченных характеров.
Наследие в Музее музыки
Уникальным свидетельством этого творческого процесса сегодня служат коллекции, хранящиеся в фондах Музея музыки. Эскизы костюмов, наброски декораций и негативы позволяют заглянуть в лабораторию гениев, где каждый штрих был наполнен музыкой, динамикой декораций, костюмов и движением.
«Русские сезоны» Дягилева, возникшие в конце 1900-х годов, стали неотъемлемой частью той утонченной эпохи, получившей название «Серебряный век». Именно Серебряному веку с его стилем модерн и «мирискусническим» пониманием прекрасного, принадлежало то новое русское искусство, которым Сергей Дягилев удивил Париж.
#Балет360 #музейкоторыйзвучит