Найти в Дзене
Музей музыки

В рамках ежегодного проекта ко Всемирному дню балета Музей музыки рассказывает о «революции» в балетном искусстве рубежа веков

Музей музыки присоединяется к ежегодному проекту VK Культуры, посвящённому Всемирному дню балета, и делится уникальными свидетельствами – эскизами, фото и другими сокровищами, которые хранятся в фондах, а ещё, рассказывает о том, как на рубеже веков был переосмыслен балетный спектакль. «Русские сезоны» Сергея Дягилева вписаны в историю как явление, кардинально изменившее представление о балете. Сегодня, спустя столетие, постановки из антрепризы репертуара Дягилева стали классикой, а их наличие в афише – маркером высочайшего уровня театра. Триумф «Русских сезонов» состоялся благодаря прочному творческому тандему с художниками объединения «Мир искусства»: Александром Бенуа, Леоном Бакстом, Николаем Рерихом и другими. Для Дягилева они были не просто декораторами, а полноправными соавторами и идейными вдохновителями, чьё единомыслие и совместный поиск сформировали уникальный художественный язык балетного спектакля. Художники-постановщики выступали полноправными творцами, чьи новаторские ид
Оглавление

Музей музыки присоединяется к ежегодному проекту VK Культуры, посвящённому Всемирному дню балета, и делится уникальными свидетельствами – эскизами, фото и другими сокровищами, которые хранятся в фондах, а ещё, рассказывает о том, как на рубеже веков был переосмыслен балетный спектакль.

«Русские сезоны»

«Русские сезоны» Сергея Дягилева вписаны в историю как явление, кардинально изменившее представление о балете. Сегодня, спустя столетие, постановки из антрепризы репертуара Дягилева стали классикой, а их наличие в афише – маркером высочайшего уровня театра.

Студент С. Дягилев. Фотография. Из фондов Музея музыки.
Студент С. Дягилев. Фотография. Из фондов Музея музыки.

Триумф «Русских сезонов» состоялся благодаря прочному творческому тандему с художниками объединения «Мир искусства»: Александром Бенуа, Леоном Бакстом, Николаем Рерихом и другими. Для Дягилева они были не просто декораторами, а полноправными соавторами и идейными вдохновителями, чьё единомыслие и совместный поиск сформировали уникальный художественный язык балетного спектакля.

Художники-постановщики выступали полноправными творцами, чьи новаторские идеи в сочетании с эстетикой и исключительным талантом танцовщика и хореографа – Михаила Фокина и «бога балета» Вацлава Нижинского, определяли визуальный и концептуальный язык спектаклей.

«Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти выражались бы помимо слов и понятий не рассудочно, а стихийно, наглядно, бесспорно», – говорил Сергей Дягилев.

М.М. Фокин в роли Дафниса в балете «Дафнис и Хлоя» на музыку М. Равеля. Пост. труппы «Русский балет Дягилева» в Лондоне, балетм. М.М. Фокин (1914). Фотооткрытка. Из фондов Музея музыки.
М.М. Фокин в роли Дафниса в балете «Дафнис и Хлоя» на музыку М. Равеля. Пост. труппы «Русский балет Дягилева» в Лондоне, балетм. М.М. Фокин (1914). Фотооткрытка. Из фондов Музея музыки.

Живопись в движении

Представители объединения «Мир искусства» совершили настоящую революцию в балетном театре. Художник-сценограф стал полноправным соавтором хореографа, а колорит и динамика декораций вступая в диалог с музыкой, создавали неразрывную связь.

Костюм как продолжение декорации

Особую роль играли костюмы, которые ритмично продолжали рисунок декораций. Костюм и цвет также оказывали влияние на художественное решение.

Й. Байер. Балет «Фея кукол». Эскиз костюма феи кукол худ. Л.С. Бакста. Литограф. открытка. Из фондов Музея музыки.
Й. Байер. Балет «Фея кукол». Эскиз костюма феи кукол худ. Л.С. Бакста. Литограф. открытка. Из фондов Музея музыки.

Эскизы Александра Бенуа, например, всегда соответствовали определенному артисту, художник учитывал особенности его дарования, фигуры, лица. И даже в ярком многообразии масленичных картин балета «Петрушки» представлены не безликие персонажи, а именно петербургская, русская публика, состоящая из метко очерченных характеров.

Игорь Стравинский. «Петрушка» (статья о балете и его краткое содержание). Москва, Теакинопечать, 1930.  Из фондов Музея музыки.
Игорь Стравинский. «Петрушка» (статья о балете и его краткое содержание). Москва, Теакинопечать, 1930. Из фондов Музея музыки.
Сцена из I действия балета И. Стравинского «Петрушка» на сцене Большого театра СССР. Балерина - солистка балета Н.В. Филиппова. Спектакль возобновлен К.Ф. Боярским, постановка М.М. Фокина, оформление М.Н. Прокудиной по эскизам А.Н. Бенуа, балетмейстер Л.А. Поспехин. Кассин Е. Фотография. Из фондов Музея музыки.
Сцена из I действия балета И. Стравинского «Петрушка» на сцене Большого театра СССР. Балерина - солистка балета Н.В. Филиппова. Спектакль возобновлен К.Ф. Боярским, постановка М.М. Фокина, оформление М.Н. Прокудиной по эскизам А.Н. Бенуа, балетмейстер Л.А. Поспехин. Кассин Е. Фотография. Из фондов Музея музыки.
Ида Рубинштейн в роли Саломеи. Костюм Л. Бакста. Негатив. Из фондов Музея музыки.
Ида Рубинштейн в роли Саломеи. Костюм Л. Бакста. Негатив. Из фондов Музея музыки.
Верхняя: Т.П. Карсавина - Зобеида в балете «Шехерезада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова. Нижняя: Т.П. Карсавина - Жар-Птица, А.Р. Больм - Иван-Царевич в балете «Жар-Птица» И.Ф. Стравинского. Вырезка из печатного издания с репродукциями фотографий. Из фондов Музея музыки.
Верхняя: Т.П. Карсавина - Зобеида в балете «Шехерезада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова. Нижняя: Т.П. Карсавина - Жар-Птица, А.Р. Больм - Иван-Царевич в балете «Жар-Птица» И.Ф. Стравинского. Вырезка из печатного издания с репродукциями фотографий. Из фондов Музея музыки.

Наследие в Музее музыки

Уникальным свидетельством этого творческого процесса сегодня служат коллекции, хранящиеся в фондах Музея музыки. Эскизы костюмов, наброски декораций и негативы позволяют заглянуть в лабораторию гениев, где каждый штрих был наполнен музыкой, динамикой декораций, костюмов и движением.

А. Бенуа Эскиз женского костюма к опере Ж. Бизе "Кармен". Театр оперы и балета (Каунас). Из фондов Музея музыки.
А. Бенуа Эскиз женского костюма к опере Ж. Бизе "Кармен". Театр оперы и балета (Каунас). Из фондов Музея музыки.
А. Головин Яковлевич. Эскиз костюма Витязя к балету "Жар-птица" И.Ф.Стравинского. Постановщик: Михаил Фокин. Премьера: 25.06.1910. Русские сезоны (Антреприза С.П.Дягилева). Из фондов Музея музыки.
А. Головин Яковлевич. Эскиз костюма Витязя к балету "Жар-птица" И.Ф.Стравинского. Постановщик: Михаил Фокин. Премьера: 25.06.1910. Русские сезоны (Антреприза С.П.Дягилева). Из фондов Музея музыки.

«Русские сезоны» Дягилева, возникшие в конце 1900-х годов, стали неотъемлемой частью той утонченной эпохи, получившей название «Серебряный век». Именно Серебряному веку с его стилем модерн и «мирискусническим» пониманием прекрасного, принадлежало то новое русское искусство, которым Сергей Дягилев удивил Париж.

#Балет360 #музейкоторыйзвучит