Найти в Дзене
Диана Тевосова

Как научить ребенка учиться?

Мир стремительно меняется: появляются новые профессии, автоматизируются рутинные задачи, а информация устаревает быстрее, чем когда-либо. Наличия базовых знаний в одной области уже недостаточно. Современному человеку нужно уметь быстро овладевать новыми знаниями и интегрировать информацию из разных дисциплин. Этот метанавык называется «умение учиться». Чем лучше ребенок владеет им, тем быстрее и увереннее он адаптируется к новым требованиям и возможностям. Умение учиться — это не просто заучивание наизусть фактов и дат, это системный подход, который подразумевает способность осознавать собственный процесс познания, управлять вниманием и мотивацией, встраивать новую информацию в уже имеющуюся базу и уместно применять ее в жизни и работе.  Это тесно связано с термином «непрерывное образование», которое считается одной из главных привычек успешных людей и предполагает получение новых знаний на протяжении всей жизни. Его часто путают с «профессиональным образованием», однако непрерывное о
Оглавление

Мир стремительно меняется: появляются новые профессии, автоматизируются рутинные задачи, а информация устаревает быстрее, чем когда-либо. Наличия базовых знаний в одной области уже недостаточно. Современному человеку нужно уметь быстро овладевать новыми знаниями и интегрировать информацию из разных дисциплин. Этот метанавык называется «умение учиться». Чем лучше ребенок владеет им, тем быстрее и увереннее он адаптируется к новым требованиям и возможностям.

Что такое умение учиться?

Умение учиться — это не просто заучивание наизусть фактов и дат, это системный подход, который подразумевает способность осознавать собственный процесс познания, управлять вниманием и мотивацией, встраивать новую информацию в уже имеющуюся базу и уместно применять ее в жизни и работе. 

Это тесно связано с термином «непрерывное образование», которое считается одной из главных привычек успешных людей и предполагает получение новых знаний на протяжении всей жизни. Его часто путают с «профессиональным образованием», однако непрерывное образование охватывает разные сферы жизни и нацелено на расширение кругозора человека и повышение общего уровня эрудиции. Таким образом, профессиональное и непрерывное образования дополняют друг друга и становятся прекрасной почвой для личностного и карьерного роста. 

С развитием искусственного интеллекта, умение качественно и непрерывно учиться становится особенно важным. Чтобы эффективно работать с нейросетями, нужно понимать, как формулировать запрос, критически оценивать ответы, корректировать выводы и интегрировать результаты в сложные человеческие контексты. 

На что обратить внимание?

Способность к анализу. Ребёнок, который умеет формулировать учебную цель, выбирать стратегию, чередовать разные типы задач и анализировать, что сработало, а что нет, гораздо быстрее достигает результата. Для этого достаточно учить ребенка перед началом занятия проговаривать для себя, чего хочет достичь и как будет это проверять, а после завершения — анализировать результаты и делать выводы. Такая структура «план — проба — рефлексия» воспитывает умение учиться.

Концентрация внимания. Для эффективной учебы важно тренировать когнитивные способности ребенка. Особенно память и концентрацию внимания. Если ребенок постоянно отвлекается, учебный процесс будет прерывистым и менее эффективным. 

Баланс между результатом и процессом. Если фокус делается только на оценках, ребенок начинает учиться ради оценки, а не ради знания. Например, выучивает тему перед экзаменом, а после — забывает. Обучение получается поверхностным, а значит, не совсем качественным. 

Однако и обучение ради обучения снижает интерес, становится неэффективным, демотивирует. У ребенка должна быть цель, и родителю следует помочь ее сформулировать.

Как развивать навык непрерывного обучения?

У дошкольников и младших школьников необходимо поддерживать любознательность, которая присуща каждому ребенку с рождения. Родителям следует давать детям достаточно материала для изучения: книги, познавательные видео, творческие материалы, энциклопедии. Важно формировать привычку задавать вопросы. Но не давайте ребенку сразу готовое решение — лучше вместе поищите ответ. Задача взрослого — помочь ребенку углубиться в проблему, научить рассуждать, а не хвататься за поверхностные решения. 

Для подростков полезны более зрелые форматы взаимодействия с миром. Например, можно предложить ведение дневника с рефлексивным откликом на изученный материал, обсуждение книг и событий с выделением аргументов «за» и «против». 

Необходимо внедрять обучение новому в обычную жизнь, не перегружая ребенка и следуя за его интересами:

Составьте список тем и занятий, которые интересны ребенку. Спросите: чему он хотел бы научиться? На основе этого списка можно выбирать направления для учебы. Есть много платформ для самообразования, где в открытом доступе можно найти видео и учебные материалы, доступных курсов, детских центров с хорошими программами.

Выберите одну простую учебную привычку и внедряйте в течение 30 дней. Например, чтение одной главы в день, изучение десяти новых слов на иностранном языке, просмотр обучающего видео и т.д. Простые привычки со временем превращаются в устойчивые навыки.

Предложите вести рефлексивный дневник в формате простой таблицы из трех столбцов. Первый — что сегодня сделал/узнал. Второй — чему научился (навыки, знания). Третий — выводы или «что стоит сделать по‑другому». Такая практика помогает анализировать учебный процесс и видеть результат обучения. 

Предлагайте разные форматы обучения. Родителям важно сформировать у ребенка убеждение, что учиться — это интересно. И чем более интерактивным и ориентированным на практику будет этот процесс, тем лучше. Помимо книг и обучающих материалов, предлагайте реальные опыты, посещение тематических мероприятий, создание собственных проектов. Проектное обучение дает возможность применять знания в реальных контекстах, учит планировать и доводить дело до результата. Полезна практика «научи другого»: когда ребенок объясняет тему кому‑то, он вынужден структурировать знания и выявляет собственные пробелы.

Не ругайте за ошибки. Когда за промахи стыдят, а не рассматривают их как источник материала для обучения, это тормозит развитие рефлексии. Лучший путь избежать этих ловушек — поддерживать интерес, хвалить усилия и стратегию, давать пространство для самостоятельных попыток и обсуждать ошибки как нормальную часть обучения.

Рекомендуем почитать статью: Пирамида обучения: как помочь детям лучше понимать и запоминать материал?

Умение учиться — это образ мышления, который превращают любую новую информацию в реальные знания. Создавая безопасную среду для проб и ошибок, поощряя любопытство и показывая на собственном примере, как искать ответы и оценивать прогресс, родители закладывают детям основу для самостоятельного обучения. Такие дети более адаптивны, и им открывается больше возможностей для профессионального и личного роста.