Найти в Дзене
Online47.ru

Рейс 9268: десять лет спустя. Как взрыв над Синаем изменил российскую авиацию и сотни судеб

Оглавление
Фото: wikipedia
Фото: wikipedia

31 октября 2015 года — дата, которую Россия не забудет никогда. Ранним утром над Синайским полуостровом Airbus A321, следовавший рейсом 9268 из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, исчез с радаров. Через несколько минут на высоте 10 тысяч метров лайнер взорвался в воздухе. 224 человека — 217 пассажиров и 7 членов экипажа — погибли. Среди них были 25 детей. Ни один не успел понять, что происходит.

Последний полет

Экипаж — командир Валерий Немов и второй пилот Сергей Трухачев — были опытными, самолет технически исправен. В 06:50 по Москве лайнер вылетел из Египта, через 21 минуту набрал высоту 10 210 метров.

В 07:13 на экранах радаров — резкое падение скорости и высоты. Связь оборвалась. Сигнала бедствия не последовало.

Фюзеляж разорвало на части, обломки разбросало на 20 кв. км пустыни. На месте падения — паспорта, игрушки, пляжные полотенца. Температура воздуха — под +50 °C. Российские спасатели работали в невыносимых условиях, собирая останки, личные вещи, документы.

Шок и ожидание

В петербургском аэропорту Пулково ждали отпускников. На табло рейс «задержан». Потом — исчез. Родственникам ничего не сообщали. Когда стало известно, что выживших нет, психологи начали работу прямо в залах ожидания. Россия погрузилась в траур.

Версии и расследование

Поначалу в версии теракта мало кто верил — сбить самолет на высоте 10 км могли только армии. Египет ссылался на «техническую неисправность». Но уже 16 ноября директор ФСБ Александр Бортников заявил: на вещах пассажиров обнаружены следы взрывчатки. Реконструкция самолета показала: взрывное устройство сработало в хвостовом багажном отсеке. Мощность — около 1 кг тротила. Самолет разрушился мгновенно.

Следствие установило: взрывчатку пронесли в аэропорту Шарм-эш-Шейха. Нарушения безопасности были системными — подкупленный персонал, слабый контроль, неработающие сканеры. После катастрофы Россия приостановила полеты в Египет на несколько лет, а во всех аэропортах усилили досмотр багажа и проверку персонала.

Память и боль

224 имени навсегда вписаны в историю. Погибших похоронили на Серафимовском кладбище. Позже в Петербурге построили храм Святого Димитрия Солунского, а во Всеволожске — мемориал «Сад памяти».

Фонд «Рейс 9268», созданный Ириной Захаровой, матерью погибшей Эльвиры Воскресенской, добился возвращения из Египта 715 неопознанных фрагментов тел. Они были перезахоронены на Серафимовском кладбище.

Ежегодно 31 октября родственники и горожане приходят на панихиду. В храме читают все 224 имени. Цветы ложатся к стелам и памятнику «Сложенные крылья» — символу оборванных жизней.

Фото: wikipedia
Фото: wikipedia

Истории тех, кто не вернулся

  • Дарина Громова, 10 месяцев. Самая юная пассажирка рейса. Мама Татьяна перед вылетом выложила фото дочери с подписью: «Главный пассажир».
  • Виктория Севрюкова, 24 года. Написала в соцсетях: «Вернусь ли я сюда? Обязательно».
  • Юрий и Ольга Шеины сделали последнее фото перед взлетом, где отец держит на руках трехлетнюю Настю.
  • Татьяна и Александра Панина летели из отпуска. Сын Татьяны отговаривал их от поездки — предчувствовал беду.
  • Максим Найок попал на рейс случайно — из-за сбоя с загранпаспортом вылет перенесли, и он оказался в Шарм-эш-Шейхе.
  • Эльвира Воскресенская поехала спонтанно, воспользовавшись отпуском. Ее мать потом возглавила фонд памяти.

Наследие катастрофы

Трагедия над Синаем изменила систему безопасности гражданской авиации. Были введены новые стандарты досмотра, пересмотрены протоколы допуска к службе в аэропортах, ужесточены проверки багажа. Россия приостановила авиасообщение с Египтом на шесть лет. Возобновление полетов стало возможным только после масштабного пересмотра мер безопасности.

Десять лет спустя

Прошло десять лет, но для родных погибших время застыло в тот октябрьский день. Каждый год они зажигают свечи, читают имена, вспоминают улыбки. Для них это не просто дата — это вечная рана. Рейс 9268 стал напоминанием о цене халатности и о том, что безопасность — не формальность, а вопрос жизни.