Найти в Дзене

Нейропсихологические упражнения для коррекции дисбаланса ГАМК/глутамата при РАС и СДВГ

Нейропсихологические упражнения для коррекции дисбаланса ГАМК/глутамата при РАС и СДВГ

Эти упражнения направлены на:

1. Активацию ГАМКергических систем (тормозной контроль, снижение тревожности)

2. Регуляцию глутаматергической передачи (пластичность, когнитивная гибкость)

3. Интеграцию DMN с исполнительными сетями

1. Упражнения для усиления ГАМКергической функции

(Повышение тормозного контроля, снижение персевераций)

А. Дыхательные техники (активация парасимпатической системы)

• Методика:

o 4-7-8 дыхание (вдох 4 сек → задержка 7 сек → выдох 8 сек)

o Ритмичное диафрагмальное дыхание (5 мин/день)

• Нейронаука:

Стимулирует ГАМК-А рецепторы в островковой коре (Streeter et al., 2012, J Altern Complement Med)

Б. "Стоп-упражнения" (тренировка поведенческого торможения)

• Протокол:

1. Ребенок выполняет действие (напр., рисует круги)

2. По сигналу "СТОП!" должен немедленно прекратить и замереть на 5 сек

3. Постепенно усложнять: добавить сигналы "ПРОДОЛЖАЙ" и "ЗАМЕНИ" (переключение на новое действие)

• Мишень:

Укрепляет ГАМКергические интернейроны в префронтальной коре (Diamond, 2013, Annu Rev Psychol)

В. Биоуправление (нейрофидбек)

• Протокол:

o Тренировка усиления альфа-ритма (9-12 Гц) в затылочной коре

o Снижение бета-ритма (гиперактивности)

• Эффект:

Повышает ГАМК в сенсомоторной коре (Jensen et al., 2015, J Neurosci)

2. Упражнения для регуляции глутамата

(Улучшение нейропластичности, снижение ригидности)

А. "Гибкие правила" (тренировка когнитивного переключения)

• Методика:

1. Используйте карточки с меняющимися правилами:

 Сначала: "Сортируй по цвету"

 Через 2 мин: "Теперь сортируй по форме"

 Затем: "Сортировка по размеру"

2. Постепенно уменьшайте время на переключение (с 10 сек до мгновенного)

• Нейронаука:

Активирует NMDA-рецепторы в DLPFC, улучшает глутаматергическую передачу (Morton et al., 2020, Cereb Cortex)

Б. "Двойные задания" (рабочая память + переключение)

• Пример:

o Ребенок считает вслух от 1 до 10 → по хлопку переключается на обратный счет

o Усложнение: счет + движение (напр., шаги с чередованием направления)

• Эффект:

Стимулирует глутаматергические синапсы в гиппокампе и префронтальной коре (Klingberg, 2010, Trends Cogn Sci)

В. Сенсорная интеграция (для снижения гипервозбудимости)

• Упражнения:

o Балансировочная доска + одновременное называние цветов

o Тактильные мешочки с разными наполнителями (найти пару на ощупь)

• Механизм:

Нормализует глутамат/GABA баланс в сенсорной коре (Schaaf et al., 2014, J Autism Dev Disord)

3. Интеграция DMN-CEN (для социализации)

А. "Мысли других" (тренировка ментализации)

• Методика:

1. Показывайте картинки с эмоциональными сценами

2. Задавайте вопросы:

 "Что чувствует этот человек?"

 "Почему он так поступил?"

3. Добавьте зеркальные нейроны-упражнения: повторение мимики и жестов

• Эффект:

Усиливает связь mPFC (DMN) с височно-теменным узлом (Kana et al., 2014, Brain Connect)

Б. "Пазл социальных ситуаций"

• Протокол:

1. Ребенок собирает пазл, изображающий социальное взаимодействие

2. На каждом этапе спрашивайте:

 "Что будет дальше?"

 "Как бы ты поступил?"

• Мишень:

Активирует глутаматергические пути между PCC и височными долями

4. Дополнительные методы

А. Аэробные нагрузки

• Что делать:

o 30 мин бега/прыжков/плавания

• Нейрохимия:

Повышает ГАМК в моторной коре (Lin et al., 2015, J Sport Exerc Psychol)

Б. Ритмичные движения (метроном)

• Упражнение:

Хлопки/шаги под ритмичный звук с постепенным изменением темпа

• Эффект:

Синхронизирует глутамат/GABA в мозжечке и префронтальной коре

Курс: 3-5 раз/неделю, минимум 8 недель для нейропластических изменений.