Кино, видеоигры, одежда и, конечно, театр!
Красивый и сложный язык, самобытные мифы и легенды с собственной космогонией, уникальные традиции и обряды, звериный стиль, кухня — это, и многое другое, важные части коми-пермяцкой культуры. Её тщательно оберегают и сохраняют жители Коми-Пермяцкого округа, который в этом году празднует 100-летний юбилей. Культура коми-пермяков не только сохранилась, но и развивается в самых разных видах искусства.
Компьютерная игра, основанная на коми-пермяцких легендах, стала популярна во всем мире, благодаря своей уникальной атмосфере, стилю и мифологии. Таинственность и самобытность местных обрядов, а также невероятная природа привлекает в Коми-Пермяцкий округ съемочные группы фильмов и сериалов. Национальный театр в Кудымкаре славится отличной актерской школой и сильнейшими спектаклями, и поэтому считается одним из лучших в стране. А традиционные узоры и наряды находят органичное воплощение в произведениях современных дизайнеров, работы которых блистают на международных выставках. О том, как в современности живёт и растёт коми-пермяцкая культура мы расскажем в этом спецпроекте.
Человеколось со знаткой покоряют геймеров
Начать разговор о том, как в современности живет коми-пермяцкая культура стоит с самого современного вида искусства — компьютерных игр. Ведь благодаря пермской студии «Мортёшка» и её руководителю Владимиру Белецкому коми-пермяцкие легенды покорили геймеров из самых разных стран мира.
В 2017 году «Мортёшка» выпустила свою дебютную видеоигру «Человеколось» (The Mooseman) (6+). Это был короткий, практически черно-белый 2D-квест, как бы это не прозвучало иронично, с невероятно колоритной атмосферой. «Человеколось» предлагал настоящее путешествие по коми-пермяцким мифам: в игре звучал коми-пермяцкий язык, использовались элементы звериного стиля, но самое главное то, что пермские игроделы сумели найти правильную интонацию для грамотной и современной подачи такого необычного сеттинга.
Стиль «Человеколося» настолько точно передавал атмосферу и дух коми-пермяцких легенд, что эту игру даже показывали на выставке, посвященной пермскому звериному стилю. Экспозиция «Городу нужен герой» (6+) (победитель премии «Музейный олимп-2025» в номинации «Выставка») прошла в прошлом году в ЦВЗ, для показа трейлера «Человеколося» был выделен небольшой зал.
Но самую известную свою игру «Мортёшка» выпустила летом 2020 года. Это была ролевая игра «Черная книга» (Black Book) (12+), действие которой происходило в конце 1870-х годов. Главная героиня игры — Василиса — внучка колдуна деда Егора из села Вильгорт. Она, чтобы спасти душу погибшего любимого, вынуждена стать знаткой — деревенской колдуньей, — и овладеть силой могущественного артефакта — Чёрной книги.
Вооружившись Чёрной книгой и её заклятиями, Василиса путешествует по Чердынскому уезду. На своём пути она встречает огромное множество нечисти: от обычных чертей, икоток, леших и утопцев, до могучих водяных, древних чудских богов и высших демонов ада. Со многими из них Василиса вступает в сражения на картах, ведь, в плане боевой системы «Чёрная книга» это ККИ — пошаговая коллекционная карточная игра. А кроме того, героиня вместе с игроком изучает различные поверия, обряды, обычаи и просто былички.
Разработчики проделали огромную работу, и тщательно проработали множество источников, консультировались с исследователями, в частности с Константином Шумовым, к работам которого в игре есть несколько отсылок, и сумели представить уникальный отечественный игровой мир, в котором реальностью оказываются чуть ли не каждая байка и суеверие.
«Чёрная книга» — это сказка, но рассказанная с помощью современных технологий. Это полноценная большая ролевая игра со всеми характерными для жанра атрибутами (прокачкой уровня персонажа, инвентарем, торговлей, системой кармы, разными концовками и т. д.), но при этом уникальная и самобытная. Поэтому она стала одной из самых известных и популярных российских игр.
Слава «Чёрной книги» оказалась такой, что «Мортёшка» не ограничилась лишь видеоиграми. По «Черной книге» выпустили настолку, и комикс-приквел, посвященный молодости деда Егора «Сказ о знатности Егорьевой», автором сценария которого выступил пермяк Никита Фролович.
В этом году на пермский фестиваль гик-культуры PANICOMIX (12+) приезжал известный актер озвучки Сергей Чихачёв, и именно его голосом говорит дед Егор в «Черной книге». На фестивале Никита Фролович подарил артисту свой комикс о молодости этого персонажа. Сам Чихачёв был очень впечатлен как работой над игрой, так и самой «Чёрной книгой»:
«Я поиграл немного, потом посмотрел игрофильм на YouTube, чтобы узнать, что дальше по сюжету, потому что я не успеваю играть во всё, к сожалению. И из комментариев узнал, что точно такие же впечатления у всех — и у граждан России, и у иностранцев, кто в неё играл. Все сходятся на том, что „Чёрная книга“ — это какая-то месмеризирующая штука» (месмеризм — он же животный магнетизм. Популярное в XVIII веке учение немецкого врача и астролога Франца Месмера, согласно которому, некоторые люди выделяют магнитную энергию способствующие установлению телепатической связи — прим.Properm.ru) — рассказывал артист в интервью.
Важнейшие из искусств
Кстати, об отражении коми-пермяцкой культуры на больших и малых экранах. Тут тоже есть чем похвастаться. В первую очередь, конечно же документальным кино, которым так славен Пермский край. О быте и жизни коми-пермяков было снято множество замечательных документальных картин вроде «Старух» (6+) и «Девяти забытых песен» режиссёра Галины Красноборовой (12+), или фильма «Мы были дымом» (16+), который режиссер Анатолий Балуев целиком и полностью снял в родном селе Кочёво.
Одну из самых известных и титулованных документальных картин о коми-пермяках тоже снял Анатолий Балуев — это фильм 2000 года «Быкобой» (18+). По его сюжету, житель Нижнего Тагила Андрей Гагарин приезжает в отпуск на малую родину, в коми-пермяцкое село Большая Коча, где участвует в народных гуляниях по случаю местного праздника, финалом которого становится Быкобой — старинный ритуал жертвоприношения быка. И как ни странно, этот почти языческий обряд проходит в рамках церковного праздника — дня святых Флора и Лавра.
О загадочных обрядах, легендах и мифах коми-пермяков многое сказано в художественном кино. Ещё в советское время на Свердловской киностудии снимали фильмы вроде «Золотой бабы» (0+) 1986 года. А уже в наши дни Алексей Иванов своими книгами «Сердце Пармы» (16+) и «Золото бунта» (18+) прославил коми-пермяцкие легенды на всю страну, и создал большой интерес к ним. Благодаря этому стало возможно рассказывать об этой уральской мистике широкой аудитории кино- и телезрителей.
Поэтому логично, что самым масштабным и эпичным кинопроектом про коми-пермяцкие мифы и легенды стала как раз экранизация «Сердца Пармы». Размах у проекта был такой, что для это этого фильма режиссера Антона Мегердичева под Губахой выстроили целую деревянную крепость, моментально ставшую туристическим объектом, а для съемок в массовке регулярно привлекали местных жителей.
Фильм «Сердце Пармы» (18+) вышел осенью 2022 года, и получился весьма противоречивым. Ведь на самом деле это был не фильм, а часть сериала, который так и не вышел в свет. Это сказывалось на целости повествования и раскрытии героев. И с легендами коми-пермяков фильм «Сердце Пармы» обращался очень вольно, превращая их в фэнтези. Но в этом авторы следовали литературному первоисточнику, потому что они точно уловили и передали на экране суть ранней исторической прозы Алексея Иванова. А именно то, что никакая она не историческая. Ведь что «Золото бунта», что «Сердце Пармы» хоть и строятся на реальных исторических событиях и полнятся экзотической и крайне аутентичной фактурой, по сути, представляют собой фэнтези. Эпическое историческое фэнтези. Поэтому как фэнтези, только с местным колоритом, «Сердце Пармы» и сняли. И как фэнтези-экшн фильм очень даже неплохо работал.
Так же вольно с легендами коми-пермяцкой земли обращался и сериал «Территория» (16+) 2020-го года. В первом сезоне его герои путешествовали по Коми-Пермяцкому округу в поисках пропавших родственников, и из всех кустов на них валилась всякая местная нечисть, и строили козни колдуны, религиозные фанатики-старообрядцы, и кровожадный, загадочный Медвежий шаман. Одной из самых ярких и пугающих сцен сериала было проявление икотки — беса, овладевшего телом студентки-этнографа Тани. Молодая актриса Кудымкарского драмтеатра Ксения Отинова просто завораживала, когда играла эту одержимость.
И поэтому, такую трактовку можно было принять, даже несмотря на то, что на самом деле северный бес икотка — это тихое и мирное создание, что просто заставляет человека говорить не своим голосом, иногда ругаться матом, и помогает находить пропажи. Впрочем, в угоду жанру, многое в коми-пермяцких легендах «Территория» выкручивает на максимум. Так памы — выборные вожди и жрецы в коми-пермяцких племенах превратились во всемогущих магов, а в наших лесах завелся страшный Медвежий шаман, хотя шаманизма у народов Прикамья никогда не было.
Но всё равно «Территория» получилась отличным сериалом, тем более, что второй сезон исправил многие спорные подходы к трактовке мифов. Сериал очень понравился зрителям, и всё за счёт закрученного сюжета, ярких героев, и очевидной любви создателей к тем местам, о которых они рассказывают. Последнее неудивительно, ведь создала «Территорию» компания Good Story Media основанная нашими земляками — бывшими участниками команды КВН «Парма».
Одним из самых известных и популярных сериалов от Good Story Media долгие годы были «Реальные пацаны» (16+). Неудивительно, что и в нём возникла коми-пермяцкая тематика. В пятом сезоне Лера (Зоя Бербер) обнаружила у себя коми-пермяцкие корни, и стала активно изучать традиции своей малой родины, и даже стала работать в коми-пермяцком культурном центре. Помогал Лере узнавать о своей родословной богатый бизнесмен из Кудымкара, которого играл артист Коми-Пермяцкого национального драматического театра им. Максима Горького Эдуард Щербинин.
Вообще, артисты этого театра регулярно снимались в сериалах и кино. Их можно увидеть и в «Территории», и во многих эпизодах тех же «Реальных пацанов». Что неудивительно, ведь актёрская школа в Кудымкарской драме очень серьёзная, и вообще национальный театр — это одна главных жемчужин коми-пермяцкой культуры.
Сцена–Округ
Самое большое здание во всём Коми-Пермяцком автономном округе — это национальный театр в Кудымкаре. У него богатая и очень непростая история жизни. Кудымкарская драма появилась в 1931 году, после того как в специально построенном здании театра открыли первую национальную студию режиссеры Григорий Сикевский и его супруга Ия Субботина (дочь знаменитого коми-пермяцкого художника Петра Субботина-Пермяка). Они стремились открыть театр, где спектакли ставились бы на коми-пермяцком языке. Для этого и набирали в студию ребят из округа. Позже, такие национальные студии формировали и обучали в театральных ВУЗах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Перми.
Как вспоминают ветераны Коми-Пермяцкого национального театра, для них, уроженцев глухих северных деревень, что решили учиться на артистов, такое погружение в другую культуру в больших городах было очень важно. И поэтому они учились не как остальные актёры четыре года, а пять лет. Год им давали на адаптацию. При этом русский язык в коми-пермяцких национальных студиях преподавался как иностранный.
Долгое время Кудымкарский драмтеатр находился в том самом маленьком здании 1930-х годов постройки. Это, конечно, никак не мешало ему завоёвывать как любовь местных зрителей, так и славу, и награды на престижных фестивалях. Театровед Павел Руднев называл кудымкарскую труппу одним из сильнейших театральных коллективов в российской провинции. А в 2014 году, после очень долгой и дорогой стройки, в Кудымкаре открыли новое, большое здание театра, площадью в 14 000 квадратных метров. Больше в Пермском крае только здание Театра — Театра.
Значительная часть спектаклей в репертуаре играется на русском, но каждый сезон обязательно выходит минимум одна новая постановка на коми-пермяцком языке. Иногда артистам даже самим приходится писать пьесы. Так, в 2000 году Заслуженный артист РФ Анатолий Радостев написал пьесу «Гузи да Мези» (6+) о ссоре двух супругов-стариков в коми-пермяцкой деревне. И вот уже четверть века, с неизменным успехом, в дуэте с другим Заслуженным артистом РФ Василем Макатерским, Анатолий Радостев играет эту яркую комедию на коми-пермяцком языке. Спектакль был настолько успешен, что через десять лет даже сделали его сиквел — «Куим ӧткодь» («Три одинаковых») (12+) или просто «Гузи да мези — 2» (12+). Неслыханное для российского театра дело.
Ещё один популярный и титулованный спектакль на коми-пермяцком языке — пластический сказ «Зарни Инь. Золотая Баба» (12+). Его сюжет основан на коми-пермяцком эпосе. Главный герой Пера, тут предстаёт в виде юноши, одинокого и потерянного. В своём путешествии он встречает Зарань, юную девушку, которая помогает ему и указывает путь. Зарань играет как раз знакомая многим по сериалу «Территория» актриса и режиссер Ксения Отинова.
В качестве режиссера Ксения Отинова недавно сотрудничала с театральной компанией «НМХТ» (ранее известной как «немхат»), которая занимается современным театром.
«Коми-пермяцкий проект» худрука «НМХТ» Александра Шумилина, состоящий из перфооперы «Улетают птицы» (16+), поставленной в ботсаду ПГНИУ по любовным письмам учительницы из коми-пермяцкой деревни, и акустического камерного спектакля «К реке» (18+), с музыкантом и певицей Дашей Калиной в главной роли, в 2023 году был номинирован на «Золотую маску» в категории «Эксперимент».
К столетию Коми-Пермяцкого округа «НМХТ» подготовил фестиваль «Любитöм» (16+) (в переводе с коми-пермяцкого — любовь). Программа фестиваля рассчитана на сто часов. В неё входят как ранние работы «НМХТ», уже показанные в рамках Дягилевского фестиваля, вроде тех же «Улетают птицы», медиаспектакля «Öтiк лун коми-пермяккöт» («Один день с коми-пермяком») (12+) и ночного рейва в трамвае, который позиционировался как «Пермский шаманизм на рельсах XXI века» (18+) (у какого народа Прикамья Александр Шумилин нашёл шаманизм — вопрос открытый), так и новые проекты: звуковая прогулка по Перми на коми-пермяцком языке «Зву́ры» (16+) и иммерсивный аудиотелесный перформанс «Прикосновение» (16+), который поставила Ксения Отинова. Фестиваль «Любитöм» показали не только в Перми, но и вывозили на гастроли в Санкт-Петербург. А в ноябре покажут в Москве.
Старинный узор, вплетенный в современность.
Интересно, что с театром также плотно связана и коми-пермяцкая мода, которую создают современные дизайнеры. В 1999 Наталья Шостина создала любительский театр, «Мимикрия» который занимается творческим исследованием пермского звериного стиля, легендарного народа чудь и сюжетов финно-угорской мифологии. В своих постановках синтезирует танец, пластику, театр костюма и видеоарт, развивает этнофутуризм и жанр мистерий.
Но, многим пермякам Наталья Шостина наверняка памятна другим её детищем — этнофутистическим фестивалем KAMWA, который многие годы был одним из главных культурных событий года в Пермском крае. Программа этномоды всегда была важной частью фестиваля, и сейчас одежду и сувениры с этническими мотивами можно найти в шоуруме KAMWA. А в этом году национальные костюмы из собрания Натальи Шостиной можно было увидеть на выставке «Родные мотивы», которая проходила в Москве в рамках «Саммита моды БРИКС+».
Сотрудничающая с «НМХТ» певица и музыкант Даша Калина шьёт коллекции одежды по мотивам традиционных коми-пермяцких костюмов, сама изготавливает инструменты и обучает молодёжь языку и ремёслам. В этом году она стала автором коллекции из 13 образов, выполненных с использованием традиционных техник.
Естественно, есть мастерские национальной одежды в самом Кудымкаре. Например, творческая мастерская «Горт» (в переводе с коми-пермяцкого — дом, домашний, родной), место, где мастерицы под руководством Веры Мехоношиной создают одежду в этническом стиле. Это футболки и толстовки с коми-пермяцкими принтами, аксессуары, народные и современные платья, юбки, туники, рубахи, блузы.
Ещё при Кудымкарском лесотехническом техникуме работает театр моды «Эко–этно» под руководством Анастасии Конгуровой. В этом году разработанная студенткой Дарьей Тарасовой коллекция одежды «Туригум» («трава» в переводе с коми-пермяцкого) была показана в Ставрополе на фестивале «Российская студенческая весна». В коллекцию вошли 12 женских и мужских образов. По словам самой Дарьи Тарасовой, она вдохновлялась старинным искусством верховой набойки. В коллекции используется орнамент XIX века — цветы и травы, которыми северные коми-пермяки украшали женские сарафаны.
Большие и солидные организации тоже обращают внимание на народный стиль. Так, компания «Сереброника» выпускает коллекцию украшений в пермском зверином стиле, которая представляет собой реконструкцию древних артефактов, точные копии находок, адаптированные для современного ношения. А футбольный клуб «Амкар-Пермь» создал специальную кубковую форму, посвящённую 100-летию Коми-Пермяцкого округа.
Звериный стиль относится к предкам тех народов что сейчас проживают в Прикамье, а названные выше дизайнеры создают свои работы по мотивам этнографического стиля коми-пермяков, в котором можно встретить как старинные техники набойки узоров на ткань, так и сами орнаменты.
Именно такой народный орнамент можно увидеть на специальной кубковой форме футбольного клуба «Амкар-Пермь». Её создали и приняли специально к 100-летию Коми-Пермяцкого округа.