Режиссер — Саша Толстошева.
Художник — Надежда Бахвалова.
"Бог, конечно, есть. Но если он есть, то он — это я".
Какую жизнь проживает поэт? Что чувствует человек в эпоху разлома бытия? Как рождаются великие стихи и тексты? Как связаны жизнь и смерть? На эти вопросы отвечает спектакль театра «Около».
Он не иллюстрирует роман. Я бы сказала, что события даются пунктиром. Саша Толстошева даже иронизирует над фабулой, которая не рассказывает о главном. Юрий (Даниил Богомолов) в конце почти скороговоркой сообщает о своих скитаниях. Все оказывается между строк!
Сценография создает мир, собранный из предметов двадцатого века. Два симметричных ковра, два безликих дивана справа. Над одним из них — картина «Грачи прилетели». В углублении стены холодильник и микроволновка. Слева на возвышении письменный стол, на нем покрашенная в золотой цвет ваза. Слева же ударная установка и огромный белый барабан. На полу кролик перед тарелкой пасхальных яиц и горят свечи. Они-то и создают атмосферу тайны, словно озвучивая слова Лары о своем возлюбленном: «А ты горишь и теплишься, свечечка моя яркая!»
Основных персонажей несколько: Лара (Мария Погребничко) и Юрий, Антипов (Егор Павлов) и Тоня (Марьяна Кирсанова), мать Тони Анна Ивановна (Елена Павлова) и заяц Квентин (в честь Тарантино (Екатерина Кирчак), который, как Вергилий, ведет нас через все события.
Постановка передает суть романа Бориса Пастернака: жизнь и любовь вечны, и это музыка! Про любовь актеры поют все время действия, сопровождая пение игрой на духовых инструментах. А как иначе? Это же гимн! И льются самые известные американские шлягеры: «Unforgettable», «My Way», «L-O-V-E», «How Do You Keep the Music Playing», «Moon River», «Singin' in the Rain», превращая происходящее в почти мюзикл, напоминающий стиль Боба Фосса в «All That Jazz».
Поет про любовь народные песни даже ожившая баба-колхозница (Татьяна Лосева) со снопом из скульптурной группы фонтана на ВДНХ. Но художник за любовь платит кровью, как и все мы. На этом конфликте построен спектакль. Есть жизнь вечная и счастливая. Мечту о ней и воплощают песни из великих фильмов Голливуда. И есть — земная, в которой каждому выпадает пройти путь Христа. Но и этот круг неизменен и вечен. Зрители вступают в него со стихами Пастернака — Юрия Живаго: «Август», «Рождество», «На Страстной» и другими.
«Доктор Живаго» начинается со смерти матери и Юрия: актеры разыгрывают этот эпизод и читают отрывок из романа, а герои танцуют вальс. Заяц ведет нас сквозь снежную ночь, в которой кружат души влюбленных Тони и Юрия, Лары и Патули, мудрой Анны Ивановны и Живаго. В этот танец попадают и вахмистр Жилин из романа Булгакова «Белая гвардия», и Марина Ивановна Цветаева, объясняющаяся в любви Пастернаку.
Если взять премьеры года, это уже не первая на тему смерти: «Обыкновенная смерть» Фокина, «Русская смерть. Воспоминание о спектакле» Волкострелова, «Смерть Тузенбаха» Богомолова и вот теперь «Доктор Живаго».
Но Саша Толстошева вслед за Борисом Пастернаком уже в начале кидает нам спасательный круг. «Смерти нет!» — произносит Юрий Живаго. И эта мысль пронизывает все происходящее, хотя герои проживают и растерянность, и неверие в хаосе революции, и горечь ухода: «Остались пересуды, а нас на свете нет?» Эхом вторит и Рильке: «Театра у нас нет, как нет у нас Бога; тут нужна общность».
Кульминацией становится сцена из «Белой гвардии», когда вахмистр Жилин рассказывает во сне Турбину о том, что они подошли с эскадроном в Рай и там увидели красных с Перекопа. Капельмейстер (Ольга Бешуля), произнося этот отрывок, и плачет, и смеется, переживая настоящее откровение! Заканчивает она словами «осиянного» Бога, обращенными к мертвому Жилину: «Живи себе, гуляй!»
О тайне вечной жизни и любви знает и заяц. Он говорит по-английски, пьет кока-колу из банки и дружит с Тарантино. А еще у актрисы Екатерины Кирчак необыкновенный, чарующий тембр голоса, как у голливудских актрис.
Как оказалось, приезд Квентина Тарантино (и зайца зовут Квентин) вдруг заново открыл этот роман русскому читателю (конечно, не интеллектуалам). Я увидела в зайце-кролике образ судьбы и спасения. Мудра она, как лепет ребенка! Заяц все время рядом с героями, снижая пафос, словно посланец других миров. Он и Тарантино: снимает спектакль на камеру. Заяц когда-то спас Пушкина, а Квентин Тарантино возродил роман для массового русского читателя. А еще кролик является символом Пасхи у католиков.
Да какая разница у кого! Откупори шампанского бутылку с Пушкиным, или коку с кроликом, главное — причастись радости жизни! Живи ради любви и в любви, а не как Стрельников, отказавшийся от Лары.
Прощание с Юрием Живаго, растянувшееся на целый спектакль, превращается в посвящение Борису Леонидовичу Пастернаку, создавшему великий роман о любви и вечной жизни. Дети о ней знают лучше всех.
P.S. На ударных сын Саши Толстошевой. Многие актеры специально разучили партии на духовых для спектакля! Все ради общности!
Читайте меня в Телеграмм . Будем ближе! https://t.me/theatre_ma